Советский комедийный мюзикл «Собака на сене» вышел в 1978 году, а оригинальная пьеса испанского драматурга Лопе де Вега так вообще в 1618. И примечательно, что, по истечении всех этих лет, многие зрители всё ещё не могут прийти к единому мнению в вопросе того, кого же Теодоро (Михаил Боярский) любил по-настоящему: графиню Диану де Бельфлор (Маргарита Терехова) или всё-таки Марселу (Елена Проклова)? Сегодня будем разбираться.
Свидания со служанкой: в чём истинный мотив секретаря?
И фильм, и пьеса, начинаются с рассказа о тайных свиданиях между молодым секретарём графини де Больфлор по имени Теодоро, а также её собственной служанкой Марселой. Далее между Дианой и Марселой происходит весьма интересный диалог, в ходе которого раскрывается одна любопытная деталь касательно «молодой графини» — она очень одинокая женщина, соскучившаяся по вниманию.
Тут, конечно, есть несколько вопросов насчёт того, каким образом симпатичная, юная и богатая девушка со столь престижной родословной не нашла себе достойного ухажёра, но спишем этот момент на авторское допущение, так как мне трудно представить, что подобная ситуация могла произойти в действительности.
Тем не менее, у нас есть факт того, что Диана весьма одинокая девушка, мечтающая о крепком мужском плече, на которое сможет опереться, а отношения между Марселой и Теодором только укрепляют её тоску.
Личная выгода или искренние чувства?
Достаточно популярным тезисом, с которым я сталкивался неоднократно, является то, что Теодоро на самом деле никогда не любил Диану.
А причины его постоянных признаний графине объясняют либо тем, что ему просто было лестно получать внимание такой знатной особы, отчего он не мог не ответить взаимностью, либо же тем, что для юного секретаря это мог быть весьма выгодный брак по расчёту. Он ведь сам напрямую говорит о том, что является «бедным найдёнышем».
Честно сказать, я не согласен с этой позицией. Если мы берём Теодора из оригинальной пьесы, то там он чуть ли не открыто говорит о том, что не любил ни одну из этих женщин – ему просто нравилось ощущать себя в самом центре внимания, к тому же, брак с любой из них был бы для него весьма выгодным исходом.
С Дианой по вполне очевидным причинам, а вот Марсела, между прочим, близкая родственница графини, уж точно никак не «бесприданница». Таким образом Теодоро из пьесы скорее просто перебирал двумя неплохими вариантами: охладели отношения с Дианой – бежит обратно к Марселе, ну и, соответственно, наоборот. А там уже не так важно, кто из них согласится отдать ему руку и сердце, главное, что для него любой расклад будет выгоден.
При этом, как мне кажется, в фильме нам показали совершенно другого Теодоро. Теперь он действительно выступает в роли вечно сомневающегося и неопределившегося молодого человека, разрывающегося между двумя барышнями.
С одной стороны, Марселу он знает уже давно, явно они встречались не первый раз, и она ему симпатична. С другой, кто сказал, что он не засматривался на очаровательную Диану?
Скорее всего, Теодоро мысленно подумывал о возможной любви с молодой графиней, просто сам факт их материально-социального неравенства ставил крест на самой только мысли об отношениях с Дианой. Только когда уже сама графиня начали проявлять весьма прозрачные знаки внимания – тогда Теодоро также осмелился действовать.
Лишняя вершина в любовном треугольнике: как Теодоро пользовался Марселой
Опять-таки, в моей интерпретации, после того, как Теодоро осознал, что он небезразличен Диане, отношения с Марселой стали для него не более чем удобным инструментом.
Он изначально пробудил интерес графини только благодаря свиданиям со служанкой, поэтому, чтобы пламя его взаимоотношений с Дианой не угасло, секретарь продолжал постоянно бегать к горничной.
Смею предположить, он неосознанно пользовался Марселой ради укрепления отношений с Дианой. Киношный Теодоро не создаёт впечатление хитрого и расчётливого юноши, скорее уж молодого человека, запутавшегося в своих собственных чувствах.
Но, повторюсь, я думаю, он всё же по-настоящему любил Диану, а роман с Марселой начинался скорее как временное увлечение, переросшее в инструмент манипуляции чувствами графини.
А что насчёт Дианы и Марселы, непосредственно? Я вижу ситуацию следующим образом. Марсела искренне любила Теодоро и поэтому оставалась рядом с ним, несмотря на его регулярные «встречи» с графиней.
В то же время Диана больше воспринимала это как некую игру. Поверьте, будь на месте Теодоро кто-либо другой – Бельфлор начала бы оказывать внимание в его сторону, ведь ей нравилось соперничать с Марселой за мужчину и, чего греха таить, Диана в этой «игре» одержала победу.
Правда, в конце концов ей надоела беготня Теодоро от одной женщины к другой, у неё ведь осталось некое самоуважение, чего явно не скажешь про служанку.
Автор: Алексей Королёв