Найти в Дзене
Паттерн с Маттерн

Тайные смыслы «Весны».

Сандро Боттичелли, «Весна», 1482 . Дерево, темпера. 203 × 314 см. Галерея Уффици, Флоренция, Италия. Фрагмент.
Сандро Боттичелли, «Весна», 1482 . Дерево, темпера. 203 × 314 см. Галерея Уффици, Флоренция, Италия. Фрагмент.

В мировой истории искусства есть такие картины, которые знают и видели все,  просто потому, что образы с этих работ растиражированы  в таком количестве, что не распознать их невозможно. Мы встречаем эти изображения в рекламе, на почтовых марках и одежных принтах, ими украшают интерьеры кафе, их пародируют в политических статьях, на злобу дня.  Причины такой популярности разнообразны: здесь, безусловно, гений художника (или конкретная работа как самый известный шедевр), и мастерство исполнения, и выбор сюжета. А самая частая причина интереса – это загадки, которые хранит любое знаковое произведение искусства. Разнообразие трактовок, поиск заложенных скрытых смыслов, и вечный вопрос: что хотел сказать художник? И эксперты, и любители искусства веками ломают копья, выдвигая свою версию - естественно, самую логичную и единственно правильную. 

Дамы и господа, сегодня у нас  встреча с «Весной» - одной из самых прославленных и загадочных работ Боттичелли. Нежная, поэтичная и, одновременно, полная роскоши, красочная и радующая глаз богатством сюжета, она обладает светоносным эффектом: образы написаны на плотном темном фоне, свет лишь изредка проникает через густую листву, и это дает дополнительный эффект свечения самих парящих персонажей. 

Сандро Боттичелли, «Весна», 1482 . Дерево, темпера. 203 × 314 см. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.
Сандро Боттичелли, «Весна», 1482 . Дерево, темпера. 203 × 314 см. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Эта работа была заказана в качестве свадебного подарка на бракосочетание юных Лоренцо Младшего Медичи, племянника Лоренцо Великолепного, и Семирамиды Аппиани, представительницы одной из богатейших семей Пьомбино. 

Но это всего лишь контекст создания картины. Во Флоренции конца XV века, столице искусств, поэзии и философской мысли, процветал двор просвещенных правителей семьи Медичи, известных меценатов и ценителей искусства. При дворе легендарного Лоренцо Великолепного и работал Боттичелли - признанный гений эпохи. Придворный художник, он был еще и постановщиком театральных и религиозных шествий и представлений, близким человеком в семье правителей, личным другом младшего Медичи, Джулиано.

Автопортрет Сандро Боттичелли, фрагмент алтарной композиции "Поклонение волхвов", 1475 год. Дерево, темпера. 111х134 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Автопортрет Сандро Боттичелли, фрагмент алтарной композиции "Поклонение волхвов", 1475 год. Дерево, темпера. 111х134 см. Галерея Уффици, Флоренция.

С этим самым Джулиано и его дамой сердца Симонеттой Веспуччи, в которую всю жизнь был влюблен и сам художник, нередко связывают «Весну». Куртуазные традиции того времени поощряли наличие платонической возлюбленной, которую, как некий земной идеал, принято было воспевать в стихах, посвящать ей победы на турнирах и музыкальные произведения (можно даже и заказанные другому человеку), восхвалять ее прелесть и душевные достоинства в обществе. Симонетты не стало в 23 года, ее унесла чахотка, а через пару лет погиб и Джулиано, которого убили во время пасхальной мессы заговорщики. Обе эти потери для Ботиччелли были страшными трагедиями. И Симонетту, и своего друга он писал после их смерти много, много раз. Одно из самых распространенных мнений говорит, что все женские образы в этой картине – повторение одного и того же лица – Симонетты, именно ее чуть грустные, чуть отстраненные черты пишет художник во Флоре, Венере, грациях. Как считаете, насколько похожи все они одна на другую?..

Боттичелли, портрет Джулиано Медичи. 1478 год. Темпера, дерево. 54х36 см. Берлинская галерея драгоценностей, Берлин, Германия.
Боттичелли, портрет Джулиано Медичи. 1478 год. Темпера, дерево. 54х36 см. Берлинская галерея драгоценностей, Берлин, Германия.

В год гибели друга в 1478 году художник пишет «Весну» к свадьбе Лоренцо Младшего, в чьих покоях она отныне и находилась. Часть исследователей считает, что картина представляет собой спинку летуччо — скамьи, объединявшей функции дивана и кресла и предназначавшейся для отдыха и чтения в дневное время: размеры доски, на которой написана «Весна», соответствуют принятым размерам летуччо (или картину планировалось повесить точно над летуччо  в апартаментах молодых). 

Летуччо. Музей Джона и Мейбл Ринглинг, Сарасоте, Флорида, США.
Летуччо. Музей Джона и Мейбл Ринглинг, Сарасоте, Флорида, США.

Этот брак готовился очень долго, в течение трех лет, и имел колоссальную политическую важность. Благодаря ему Медичи рассчитывали укрепить свое положение в Милане и использовать семью Семирамиды как инструмент своего влияния в Неаполе. Таким образом, задача торжественного приема невесты и прославления  ее бракосочетания имела исключительную важность. 

Итак, адресатом «Весны» в первую очередь была именно невеста, Семирамида Аппиани. Для нее кисть Боттичелли создает символические образцы для подражания и моральные ориентиры.  Но художник раскрывает традиционные темы новым, очень сложным языком, черпающим свои образы и из широкого круга античных источников, и из поэзии современников (в первую очередь, конечно, -Анджело Полициано, первого поэта кружка Лоренцо Медичи Великолепного, а конкретно - из поэмы Полициано «Турнир»). 

Кроме того, живописец задействует астрологические представления своего времени, и делает это в беспрецедентно крупном масштабе. Таких больших картин на мифологические сюжеты, связанных с темой брака, мы до этого не видели. Композиция картины многофигурная, читающаяся справа налево, в ней есть музыкальный ритм, так как фигуры разбиты на группы 3-1-3-1.

Начинаем читать сюжет. Перед нами - персонажи поэмы античного римского поэта Овидия «Фасты» («Календарь»): божество теплого западного ветра, предвестник весны Зефир, который преследует нимфу Хлориду, и богиня Флора, в которую превращается нимфа.
Начинаем читать сюжет. Перед нами - персонажи поэмы античного римского поэта Овидия «Фасты» («Календарь»): божество теплого западного ветра, предвестник весны Зефир, который преследует нимфу Хлориду, и богиня Флора, в которую превращается нимфа.

Овладев Хлоридой, Зефир женится на ней, и она становится Флорой. Он отдает ей царство цветов, и она сама становится источающей цветы повелительницей этого царства, богиней юности и весеннего цветения. Эта метаморфоза происходит прямо на наших глазах: Хлорида касается плеча Флоры, которую мы видим разбрасывающей цветы со своего подола, как бы одаривая ими людей для радости. Казалось бы, перед нами картина преследования, но современники ясно считывали, что основной смысл этого сюжета – это живительная метаморфоза, возвышающая и нацеленная на продолжение рода. Флора выглядит гораздо более царственной, яркой и счастливой, чем бледная Хлорида, которую преследует Зефир. Таким образом, символически невеста уподобляется плодоносной Флоре, которая становится цветущей богиней, дарующей жизнь, под действием дыхания любви. Внутренний сюжет картины говорит также о смене времен года. Справа у фигуры Зефира еще нет цветения, природа спит. Веточка хмеля, спускающаяся изо рта Хлорис и переходящая к Флоре, – это растение-предвестник оживления природных сил после долгого зимнего сна. Весна, кроме всех прочих цветов, держит в подоле своего платья розы, любимые цветы Венеры, символ начала лета. А над головой Флоры появляются не только цветы, но и апельсиновые плоды.

Апельсиновая роща символизирует семейство Медичи, в которое входит Семирамида Аппиани: по латыни они могут называться mediche, т.е. медианскими яблоками, что созвучно имени рода тосканских герцогов.
Апельсиновая роща символизирует семейство Медичи, в которое входит Семирамида Аппиани: по латыни они могут называться mediche, т.е. медианскими яблоками, что созвучно имени рода тосканских герцогов.

Также апельсины имеют богатейшую любовную и брачную символику - именно цветами апельсина (флердоранжа) обязательно украшали невесту (выходящую замуж впервые), более того, такой венок и носил название «шапочка невесты».

Вообще, ботаники должны очень любить эту работу Боттичелли: большое количество специальных исследований было посвящено «Весне», и ученые выявили, по разным подсчетам, от 170 до 200 видов цветов, растущих и на земле, и на деревьях, не говоря уже о той самой апельсиновой роще-«Медичи». Цветы украшают платье Флоры, разбрасываются из ее подола, рождаются от дыхания Хлорис, покрывают всю землю и так далее.

Полюбуйтесь только на эти роскошные венки и гирлянды!
Полюбуйтесь только на эти роскошные венки и гирлянды!

Определенный «музыкальный» ритм и повторения можно обнаружить в движениях героев: в переплетениях и жестах рук, в постановке ног.

Вот здесь это неплохо видно, ну, и еще раз обратите внимание на богатейший цветочный ковер. Здесь нет выдуманных цветов, только реальные (правда, не все они цветут в природе одновременно, и не все -весной).
Вот здесь это неплохо видно, ну, и еще раз обратите внимание на богатейший цветочный ковер. Здесь нет выдуманных цветов, только реальные (правда, не все они цветут в природе одновременно, и не все -весной).

В центре перед нами прелестная и изящная Венера с ее необычным и ярко выраженным положением руки, о котором много написано. Современным зрителям такой жест может показаться хищным и агрессивным (многие воспринимают это так, что Венера готовится схватить кого-то или что-то), но в культуре того времени это жест приветствия и приглашения. Он адресован тоже невесте: Венера приглашает невесту войти в ее царство любви и живительных сил. Т.е. скорее всего, перед нами ссылка на античного римского поэта Лукреция, созданный им образ Венеры-прародительницы, благой Венеры, Venus Genetrix, которая является универсальным источником всего: и света, и жизни на земле и на море. Это Венера, которая возбуждает у всех желание к продолжению рода.

Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый

Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками всё наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.

(Тит Лукреций Кар, «О природе вещей»).

Центральная фигура, богиня Венера.
Центральная фигура, богиня Венера.

Продолжение следует.