Чем больше я погружаюсь в тему расстройств пищевого поведения, тем отчетливее вижу влияние социокультурных факторов на их развитие. Воспитание, окружение, среда - все это формирует не только пищевые привычки, но и отношение к телу, к самим себе, к удовлетворению базовых потребностей.
Это влияние включает в себя множество идей и дискурсов, которые превращаются в нерушимые законы, соблюдение которых порой оказывается невозможным. Эти идеи передаются через семейные установки, рекламу, социальные сети, медицинские рекомендации, комментарии окружающих. Они становятся фоновыми убеждениями, которые определяют, что нормально, а что "неправильно".
Если выделить дискурсы, связанные с телом и стандартами красоты, становится очевидным, что они не учитывают физиологические различия людей. Генетика, возрастные изменения, индивидуальные особенности обмена веществ - все это остается за кадром, когда продвигаются "универсальные" стандарты внешности.
В современной культуре существует негласный набор требований к телу, что оно должно быть молодым, подтянутым, стройным. Но такие представления не учитывают естественные изменения, происходящие с возрастом, или разнообразие телесных типов. Они навязывают образцы, которым невозможно соответствовать всем без исключения.
Еще один важный аспект - культурные привычки питания. Например, во многих традициях застолья рассматриваются не только как способ утолить голод, но и как выражение любви, заботы, единения. В таких контекстах отказ от еды может восприниматься как личная обида, что создает дополнительное давление.
Человек, стремящийся следовать стандартам питания (чаще всего также навязанным внешней средой), оказывается в ловушке: он хочет соответствовать требованиям красоты, но сталкивается с ожиданиями близких. Которые еще и будут давать ему оценочные комментарии относительно его тела. В результате формируются чувства вины и стыда: вина за "неправильный" выбор, стыд за несоответствие нормам.
В нарративной практике важным элементом является исследование истории дискурсов как в жизни конкретного человека, так и в обществе. Это позволяет задать вопрос: кому выгодно существование этой идеи?
Какие силы поддерживают дискурс о единственно правильном типе тела? Кто получает выгоду от того, что люди стремятся соответствовать определенным стандартам? Какова личная история взаимодействия с этим дискурсом?
Разоблачение таких механизмов дает возможность увидеть их искусственность, перестать воспринимать их как абсолютную истину.
В своем телеграм-канале я дал письменную практику для деконструкции идеи о теле. Здесь же предлагаю небольшую подготовку. Попробуйте ответить на вопросы, которые помогут увидеть какие дискурсы влияют на вас.
Какие правила о теле и еде передавались в вашей семье, обществе, окружении? Какие из них были для вас неоспоримыми, но теперь вызывают сомнения?
Ответ на этот вопрос может стать первым шагом к осознанию влияния культурных норм и к освобождению от ограничивающих убеждений.
Автор: Юрий Мысин
Коуч
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru