Найти в Дзене
Digital Oxygen

Иммерсивные технологии в бизнесе

Понятие «иммерсивные технологии» охватывает спектр разработок, в которых пользователи могут визуально наблюдать совмещение искусственной реальности и окружающей действительности. Причем степень расширения реальности может быть любой: от наложения на физический мир локальных цифровых изображений до полного моделирования цифровой среды. Для измененного физического мира существуют специальные термины. Дополненная реальность предполагает незначительные изменения, виртуальная реальность является результатом максимального внедрения цифровых технологий. Кроме них существуют и другие варианты иммерсивных технологий. Они объединены понятием расширенная реальность (xR), включающим дополненную, виртуальную и смешанную реальности. Далее рассмотрим их особенности. Когда необходимы незначительные коррекции физического мира, лучше всего подойдет дополненная реальность (AR). Это явление, в котором искусственно-созданные образы накладываются на реальные объекты. То есть базовое окружение остается неиз
Оглавление

Иммерсивные технологии: что это и какие у них перспективы в реальном бизнесе?

Понятие «иммерсивные технологии» охватывает спектр разработок, в которых пользователи могут визуально наблюдать совмещение искусственной реальности и окружающей действительности. Причем степень расширения реальности может быть любой: от наложения на физический мир локальных цифровых изображений до полного моделирования цифровой среды.

Для измененного физического мира существуют специальные термины. Дополненная реальность предполагает незначительные изменения, виртуальная реальность является результатом максимального внедрения цифровых технологий. Кроме них существуют и другие варианты иммерсивных технологий. Они объединены понятием расширенная реальность (xR), включающим дополненную, виртуальную и смешанную реальности. Далее рассмотрим их особенности.

Дополненная реальность

Когда необходимы незначительные коррекции физического мира, лучше всего подойдет дополненная реальность (AR). Это явление, в котором искусственно-созданные образы накладываются на реальные объекты. То есть базовое окружение остается неизменным, но дополняется новыми элементами. Технология определяется следующими аспектами:

  • наслоение виртуального и реального миров;
  • взаимодействие с объектами в реальном времени;
  • 3D-регистрация физических и цифровых объектов.

Технология достаточно универсальная, поэтому для ее реализации подходят разные устройства. Например, веб-камеры, камеры мобильных телефонов и т.д. Это увеличивает перспективы AR, которая в будущем может найти применение в самых разных сферах.

-2

Одним из примеров реализации AR является технология WebAR, с помощью которой взаимодействовать с дополненной реальностью без привлечения других технологических средств и программ, а прямо через веб-браузер. Это очень удобный формат, максимально упрощающий доступ к AR. Он активно применяется в программах обучения, маркетинге и многих других сферах.

Виртуальная реальность

Нередко этот термин используется в контексте самых разных технологий и явлений (так называемая зонтичная терминология, охватывающая несколько направлений). Хотя у виртуальной реальности (VR) есть четкое определение и уникальные особенности. Это среда, искусственно-созданная при помощи компьютерных технологий. Причем здесь пользователи оказываются внутри этих новых пространств и могут в полной мере ощутить их уникальность. VR не пытается подменить физический мир или выдать себя за него, виртуальная реальность сразу демонстрирует свою суть в виде созданной симуляции.

Для доступа к VR нужны специальные гаджеты. Они объединены общим термином «VR-гарнитура». Это технологические средства, открывающие «двери» в виртуальную реальность. Когда они надеваются прямо на глаза, то пользователь полностью погружается в цифровой мир. Он видит искусственно-созданный контент, где нет ограничений по смыслу и форме.

На первый взгляд такое «погружение» может показаться бесполезным или несущим исключительно развлекательную функцию. На самом деле технология уже сейчас нашла применение в разных отраслях. Кроме непосредственно игр, это образование, здравоохранение, защита прав и свобод, автомобилестроение и другие. Самыми популярными и востребованными гарнитурами VR считаются HTC Vive, Oculus Quest 3, PlayStation VR и Valde Index.

Смешанная реальность

Итак, выше мы рассмотрели самые распространенные проявления иммерсивных технологий. Пришло время изучить их подробней на примере смешанной реальности (MR). По факту последняя является результатом умелого совмещения AR и VR. Она формируется для получения нового опыта визуализации и создания необычных сред. В них цифровые и физические объекты могут не только соседствовать, но и взаимодействовать определенным образом.

Здесь следует сделать пояснение относительно принципиального отличия MR и VR. Для той и другой реальности нужно дополнительное устройство (гарнитура), способная показать цифровые объекты. Но если в виртуальной реальности все на 100% искусственное и нет места физическому миру, то в смешанной реальности реальный мир лишь дополнен цифровым контентом.

Кому-то особенности MR могут показаться близкими к AR. Но в дополненной реальности уровень интерактивности намного ниже — в нее виртуальные объекты интегрированы фрагментарно и строго локально. В смешанной реальности пользователям предоставляется полный контроль цифровых наложений, что является наглядным примером соединения реального и физического миров.

В настоящее время виртуальная и дополненная реальности нашли свое применение. Каждая их них дарит пользователям широкие возможности. Для этого разработаны соответствующие гаджеты, написаны программы и т.д. Смешанная реальность пока не может похвастаться интеграцией в деловую среду, быт или сферу развлечений. Но у нее есть неплохие перспективы завоевать внимание широких масс.

Если говорить о примерах, то стоит вспомнить «железного человека». Этот герой киновселенной Marvel являет собой наглядную демонстрацию смешанной реальности. По крайней мере, так она выглядит в сознании многих людей. Среди самых узнаваемых продуктов MR выделяются Microsoft Hololens, Lenovo Explorer и Microsoft Mesh.

Смешанная реальность пришла в жизнь людей позже всех, поэтому еще не успела закрепиться и найти достойное применение. В настоящее время активно создаются приложения для MR, которые в будущем значительно увеличивают ее привлекательность и откроют новый пользовательский опыт. Остается только дождаться этого момента.

Что касается бизнеса, то он давно смотрит в сторону иммерсивных технологий. С их помощью можно выйти на новый уровень в проектировании, обучении, разработке, создать улучшенные интерактивные решения и т.д. С помощью этих технологий компании получают шанс выделиться на фоне конкурентов, предложить нечто необычное, привлечь новых клиентов и повысить лояльность существующих. Кроме этого AR, VR и MR позволяют привнести элемент оригинальности и креатива.

Примеры интеграции иммерсивных технологий в реальный бизнес

Бизнес не только увидел перспективы иммерсивных технологий, но и смог использовать их в своих целях. Приведем примеры:

  • «Oreo». Компания по производству сладостей представила VR-презентацию, на которой пользователи могли окунуться в разработку новых вкусов и их последующее тестирование. Программа была реализована в виде анимированного тура под названием «Oreo Dunk Challenge». Кстати, инициатива стала очень популярной — в ней приняли участие свыше 3 млн человек.
  • «М.Видео-Эльдорадо». Крупнейшая торговая сеть использует виртуальную реальность в собственных программах обучения персонала. Для этого было разработано специальное приложение, моделирующее продажи в реальном мире. Таким образом сотрудники получают бесценный опыт, который впоследствии переносят в физический мир.
  • «AliExpress». В 2018 году известная платформа в сотрудничестве с российскими коллегами дала старт виртуальному магазину «AliExpress Tmall VR shop». Для этого использовался веб-браузер, к которому могли подключаться соответствующие технологические средства. В частности, все заинтересованные могли использовать свои смартфоны, открывать виртуальный магазин, детально изучать понравившиеся позиции, а затем переходить к ним на сайте площадки.

Ритейл также взял на вооружение иммерсивные технологии. Но в этой сфере чаще можно увидеть именно дополненную реальность, поскольку виртуальная реальность требует наличия специального оборудования. С AR торговые организации стремятся совершенствовать покупательский опыт. Показательный пример — онлайн-примерка одежды. При помощи телефонов пользователи могли сразу видеть, как на них будет выглядеть определенная одежда или обувь. Здесь одним из «пионеров» направления стал магазин Lamoda, предложивший покупателям виртуальную примерку.

Применение смешанной реальности в ритейле пока остается на стадии изучения, но первые шаги уже есть на самом высоком уровне. Так, компания Adidas создала MR-приложение для продажи обуви. Потенциальные покупатели получили возможность корректировать дизайн кроссовок в реальном времени. Это позволило привнести элемент новаторства в стандартные процессы и заинтересовать даже самых искушенных клиентов.

К другим примерам интеграции AR и VR в ритейл относятся виртуальная расстановка мебели от «Яндекс Маркета», а также виртуальный консультант для выбора овощей/фруктов от «Ленты». Это лишь малая часть примеров. Иммерсивные технологии непрерывно проникают в бизнес, поскольку способны принести немало пользы.