В России Новый год не всегда отмечался 1 января. В языческой древней Руси до принятия Христианства, в жизни славян можно выделить два события, напоминающих встречу Нового года. Оба они зависели от астрономического положения солнца:
Коляда-Солнце младенец, только что родившееся в день Зимнего солнцестояния (Поворот солнца на лето. 21 декабря);
Ярило – Солнце – юноша, набирающее силу в день весеннего равноденствия (21марта).
Весенний Новый год, который славяне называли Комоедица, праздновали в марте, когда земля начинала пробуждаться и Солнце-Ярило набирало силы. В это время соблюдались такие традиции, как: поминание предков, проводившееся за две, три недели до славянского весеннего Нового года.
Масленичные обряды, дошедшие до нас, некогда назывались Комоедица. В утро «поворотного дня» славяне выходили поприветствовать Солнце-Ярило. Пекли блины, тонкие круглые лепешки, которые своей формой напоминали Солнце. Пели, плясали под звуки рожков, трещоток, бубнов. Славяне почитали Медведя и верили, что бог Велес, считавшейся не только покровителем скота, но и мудрецом, часто принимает облик медведя и в таком виде показывается людям. Медведю приносили дары- первые выпеченные блины, которые относились в лес. Отсюда и древняя пословица: «Первый блин комом, то есть первый блин, отданный Комоедице. Также было принято рядиться Медведем, надевая вывернутую шубу. Украшали деревья, чаще всего вишневые, вокруг, водились хороводы, круги которых символизировали солнце. Разжигали костер и прыгали через него, стараясь очиститься от зимних наваждений, распевали песни –заклинания, призывающие тепло и приход весны и лета. Сжигали чучело Марены, олицетворявшее Зиму. (Комоедица: почему славяне праздновали Новый год…Кириллица/https://cyrillitsa.ru>История)
Зимний Новый год (Коляда) праздновался славянами в декабре, когда после самой долгой ночи года, рождался новый день. Славяне считали, что мудрый Велес подарил им «Календарь» (Кола дар), то есть Коляда-это праздник астрологического календаря славян. В это время покланялись Велесу, приносили ему дары.
Встреча Коляды (конец декабря начало января) сопровождалась разжиганием костров, плясками и песнями ряженых и это действо называлось колядками. В лесу выбиралось стройное дерево (Колесо Сварога), которое, ритуально зажигалось и носилось на длинном шесте по всему селению. От него в каждой избе зажигался Новый Живой Огонь. В это время было принято гадать о будущем, призывать духов предков.
День Деда Мороза (Корочун)- самый короткий день. У славян Дед Мороз был суровым и страшным, называли его Трескун и Студенец. Чтобы умилостивить грозного духа, ему на окно ставили кутью, блины, кисель.
Магическое число 12. Коляду праздновали 12 дней. Это сакральное число использовалось во многих новогодних обрядах: ритуал встречи Коляды проводили 12 волхвов, о будущем урожае гадали по 12 снопам, 12 дней должен был гореть священный Живой Огонь Коляды, вода для гаданий бралась из 12 источников. Украшали свои жилища еловыми ветками. (Славянский языческий Новый год. Традиции, особенност…(Агенство Морозко.https:)// vizov-ded-moroza.ru> publikacii 21 сентября 2017).
Многие славянские традиции ушли безвозвратно, но часть из них видоизменилась со временем, и продолжает соблюдаться, и по сей день.
С принятием христианства от греков в России было введено летосчисление греческое, по которому церковный год начинался с 1 марта, на том основании, что в этом месяце церковные писатели полагают начало создания мира (Следованная псалтырь, 1 день марта), месяц этот ознаменован воплощением Бога Слова умерщвлением смерти чрез воскресение Спасителя и дарованием верующим вечной жизни. (Начало празднования Нового года в России. Иван Васильевич Баженов.https//azbuka ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/nachalo-i-prazdnovanie-novogo-goda-v-rossii/
Но, многие языческие традиции сохраняются в праздновании нового года. Это было связано с началом посевных и полевых работ. В этот день выпекали хлеб в виде « жаворонков» и дети забирались на крыши домов, на деревья, махали «жаворонками» и пели, пытались призвать перелетных птиц и ускорить приход весны. Отголоски этого обряда сохранились в праздновании Масленицы: пекут блины и жгут чучело Зимы, чтобы приблизить наступление весны.
После принятия Русью православия, Церковь боролась с языческими поверьями. Одним из методов такой борьбы был перенос Нового года, на 1 сентября.
В 1348 русская церковь, опираясь на решения Никейского собора, приняла решение о праздновании нового года 1 сентября, в память о том, что в 312 году византийский император Константин Великий даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Но, внедрить новую традицию оказалось не так просто. Новый год отмечали и первого марта и первого сентября. И только в 1492 году Иван Ш своим указом окончательно установил 1-ое сентября как единственный Новогодний праздник. 1сентября это также день Симеона Столпника Летопроводца. Но, а в народе это также было связано со сбором урожая и окончанием всех земледельческих работ. В Москве, поэтому поводу проходили пышные торжества и гулянья. Празднование новолетия открывалось 31 августа вечерней службой, и в полночь церковный колокол возвещал о наступлении Нового года. После торжественного молебна, происходил обмен поздравлениями сначала между царем и патриархом, затем между царем и боярами, а после царь поздравлял всех собравшихся на площади и вся площадь в ответ поздравляла царя; заканчивалось празднество раздачей подарков: приближенным доставались пироги и яства, а прочему люду-денежная милостыня. После службы благочестивые горожане старались помочь нищим и убогим, делали угощения для сирот и вдов, помогали больным. Бояре и знать посещали странноприимные дома, богадельни, остроги. По деревням на 1 сентября после церковной службы, устраивали пиры, на которых собиралась вся деревенская община.
В Русской Православной Церкви церковный год и доныне начинается с 14 сентября по новому стилю, (1 сентября - по старому). Церковный Год это система постов, праздников и дней памяти святых, посвящен воспоминанию событий Священной истории. Первый большой праздник церковного нового года – Рождество Пресвятой Богородицы, а последний - Успение Богородицы.
При царе Петре1 появляется новая дата празднования Нового года. Как известно, традицию отмечать Новый год 1го января, ввел царь Петр I, стремясь сделать Россию европейской державой. 20 декабря 1699 года он повелел вести летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, а наступление Нового года отмечать 1го января. В результате после 7208 года в Россию пришел 1700 год. Но, при этом Петр1 оставил Юлианский календарь, который отставал от Григорианского календаря на 11 суток– в ХУШ веке, в Х1Х – на 12 суток, а в ХХ веке – 13 суток. По Юлианскому календарю Рождество наступало 25 декабря, поэтому Рождество и Новый год совпадали и в России и в Европе. Рождество отмечали 25 декабря, Новый год первого января (В этот же день отмечается праздник Василия Великого), а Крещение празднуют 7 января. То есть святочные дни длятся с 25 декабря по 7 января.
Побывав в Голландии и Германии, Петр увидел, что во время рождественских праздников немцы украшают свои дома елками. Эту традицию он решил привнести в российское общество, но ставить елки не на Рождество, а на Новый год. Петр издает указы « учинить украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Причем люди богатые должны были ставить сосновые еловые деревья не в доме, а возле дома, на улице, а люди не богатые должны были украшать сосновыми ветками дома, крыши. Елки ставили возле кабаков и на крыше кабаков, последние стали называться «Под елкой» и «Иван Елкович». Праздник должен был продолжаться целую неделю до 7 го января.
1го января первые лица государства шли на литургию, это еще и праздник богослова Василия Великого. После литургии шли во дворец Меньшиковых, где отмечали Новый год, на этом торжестве женщины праздновали Новый год вместе с мужчинами. После обеда царь гулял и наблюдал за праздником. По его приказу должны были запускать фейерверки, палить из пушек, мушкетов, жечь бочки со смолой.
После смерти Петра, традиция ставить елки на Новый год не прижилась. Хотя сам Новый год отмечали на уровне царских дворцов и аристократии. Елизавета Петровна устраивала новогодние маскарады, на которые сама являлась в мужском костюме. В 1757 году, на бал-маскараде присутствовало огромное количество народа, бал продолжался с восьми вечера до семи утра, после чего было застолье. (Проза ру Виктор Мартынович Бусыгин).