По итогам XXII научной конференции с международным участием "Мнухинские чтения. Суициды у несовершеннолетних: социальные и психологические предпосылки, диагностика, лечение,реабилитация и профилактика".
Подростковый возраст — период бурных изменений, когда тело, психика и социальная жизнь перестраиваются с невероятной скоростью. Почти половина подростков, обращающихся к клиническим психологам за поддержкой, хотя бы раз прибегали к самоповреждениям (селфхарму), чтобы справиться с внутренними конфликтами.
Но почему боль становится для них «решением»? И что скрывается за этим тревожным поведением?
Селфхарм редко возникает на пустом месте. Его корни уходят в сложное переплетение биологических, психологических и социальных факторов. Гормональные бури усиливают эмоциональную нестабильность, а незрелые когнитивные механизмы мешают адекватно оценивать стресс. Подростки часто чувствуют себя одинокими в переживаниях, особенно если в семье или школе нет безопасного пространства для разговоров о чувствах.
Самоповреждение становится своеобразным «регулятором»: физическая боль временно заглушает эмоциональную, а контроль над телом создает иллюзию власти над хаосом. Подростки, практикующие селфхарм, описывают акт самоповреждения, как способ «вернуть себя в реальность» или «наказать» за ошибки.
Эмоциональная блокировка, происходит тогда, когда слова теряют силу.
Многие подростки просто не умеют распознавать и выражать эмоции. В семьях, где чувства считаются слабостью, дети учатся их подавлять. Эмоциональная блокировка — неспособность назвать, принять и выпустить переживания — приводит к накоплению напряжения. Как объясняет психолог Марша Линехан, создательница диалектико-поведенческой терапии, самоповреждение становится «языком», когда слова недоступны.
Пример: 14-летняя Аня после ссоры родителей режет предплечье, потому что не может объяснить, как ее пугают крики. Тело берет на себя роль переводчика душевной боли.
Родительские требования, по принципу: давление «ради твоего же блага»
«ты должен учиться на отлично», «не позорь нас» — подобные установки, даже продиктованные заботой, формируют у подростка чувство условной любви. Страх разочаровать родителей, страх не соответствовать их ожиданиям превращается в хронический стресс.
Из практики работы с подростками: половина старшеклассников практикующих селфхарм, растут в семьях с завышенными требованиями. Они описывали свои порезы как «наказание» за провал или способ снять давление. Родители, фокусируясь на достижениях, часто не замечают, как их амбиции лишают ребенка права на ошибку.
Долженствование и перфекционизм, выступают пленом собственных стандартов для подростка.
«Я обязан быть идеальным» — эта установка разрушительна. Подростки-перфекционисты ставят нереалистичные цели (например, поступить в топ-вуз, всегда быть душой компании) и терзаются чувством вины при малейшем промахе. Самоповреждение становится ритуалом самонаказания или попыткой «стереть» стыд.
Рост селфхарма связывается с современной культурой успеха: подростки сравнивают себя с «идеальными» образами в сети, а их реальная жизнь кажется недостойной.
Причинами селфхарма также становятся нарушения эмоциональной сферы: когда эмоции выходят из берегов .
Депрессия, тревожные расстройства, пограничное расстройство личности (ПРЛ) — частые спутники самоповреждений. При ПРЛ, например, эмоции переживаются слишком интенсивно, а их регуляция нарушена. Подросток может резать себя не чтобы умереть, а чтобы «перезагрузить» нервную систему: физическая боль стимулирует выброс эндорфинов, временно притупляя душевную боль.
Но важно помнить: селфхарм не всегда признак психического расстройства. Иногда это крик о помощи в ситуации, где другие способы коммуникации заблокированы.
Что делать родителю?
🔸️Говорите со своим ребенком, не осуждая его. Фразы вроде «Ты делаешь это ради внимания?» усиливают стыд. Вместо этого: «Мне важно понять, что ты чувствуешь».
🔸️Научите себя и своего ребенка эмоциональной грамотности. Дневники, арт-терапия, группы поддержки помогают выражать чувства безопасно.
🔸️Пересмотрите ожидания относительно своего ребенка. Родителям стоит спросить себя: «Что для меня важнее — оценки ребенка или его психическое здоровье?».
🔸️Вы можете обратиться к специалисту. Клинический психолог или психиатр поможет найти корни проблемы и подберет стратегии замены самоповреждений (например, техники заземления).
Селфхарм — не манипуляция и не «фаза». Это симптом, сигнализирующий, что подростку не хватает инструментов для работы с болью. И чем раньше он получит поддержку, тем выше шанс, что физическая боль перестанет быть единственным языком, на котором он может рассказать о своих эмоциях.