Валерия аккуратно выводила буквы в тетрадках третьеклашек. Закончив с последней, откинулась на спинку стула и потерла виски. Глаза болели от напряжения. За окном уже стемнело, а ей еще предстояло подготовить материал для завтрашнего поста в блоге.
Телефон мягко завибрировал, высветив имя Ильи. Валерия улыбнулась.
— Еще работаешь? — голос в трубке звучал тепло и заботливо.
— Заканчиваю, — ответила Валерия, вытягивая уставшую спину. — Проверяю тетради, потом нужно пост дописать.
— Моя труженица, — в голосе Ильи слышалась нежность. — Может, поужинаем вместе? Я могу заехать.
Валерия на секунду задумалась. Усталость брала свое, но мысль о встрече с Ильей придавала сил.
Весь свой путь Валерия прошла сама. Родительский дом покинула в семнадцать — не выдержала бесконечных скандалов между матерью и отчимом. Снимала комнату, подрабатывала официанткой, училась. Всего добивалась своим трудом.
Ей всегда было некогда строить отношения. Пока подруги встречались с парнями, Валерия зарабатывала на жизнь. Потом появился блог — неожиданное увлечение, выросшее в серьезный источник дохода.
Илья словно ворвался в ее размеренную жизнь. Спокойный, основательный, из семьи с прочными устоями. Сначала она сопротивлялась — слишком устала быть одна, чтобы учиться быть вдвоем. Но его терпение и забота растопили ее сердце.
— Ты даже не представляешь, какое это счастье — встретить такого хорошего мальчика, — сказала ей как-то Раиса Михайловна, мать Ильи. — Мы семья с традициями. У нас женщины уважают мужчин и не спорят по пустякам.
Раиса Михайловна всегда говорила спокойно и уверенно. На ее лице застыло выражение довольства жизнью и собственной правоты. Женщина носила идеально уложенные волосы, безупречный маникюр, строгие костюмы и внимательно рассматривала Валерию, всякий раз находя какой-нибудь изъян в ее внешности.
— Мама очень тебя ценит, — уверял Илья. — Просто она переживает. Хочет, чтобы со мной рядом была хорошая жена.
Валерия кивала в ответ. Сама она выросла без бабушек и дедушек, без большой семьи с традициями. Иногда ей казалось, что "за плечами Ильи стоит целая армия родственников, готовых учить ее жизни".
— Обязательно приезжай, — сказала она в трубку. — Я буду ждать.
Отношения с Ильей развивались быстро. Через полгода он предложил съехаться, а еще через три месяца сделал предложение. Валерия с удивлением поймала себя на мысли, что готова. С Ильей было спокойно, надежно. Он не мешал ее работе, поддерживал блог, гордился успехами.
Только вот с подготовкой к свадьбе все оказалось не так гладко. В первый же день после объявления о помолвке Раиса Михайловна взяла организацию торжества в свои руки.
— Деточка, ты и так загружена работой, — мягко, но твердо заявила свекровь, листая каталог свадебных платьев. — Я все сделаю. У меня есть опыт и связи.
Валерия хотела скромную церемонию. Раиса Михайловна настояла на банкете в дорогом ресторане на сто пятьдесят человек. Валерия мечтала о легком кремовом платье. Свекровь выбрала пышное, с кружевами и длинным шлейфом.
— Это твой день, — шептал Илья, когда Валерия пыталась возражать. — Но мама просто хочет помочь. Она опытнее нас.
Валерия сдалась. Меню, букет, список гостей — все утверждала Раиса Михайловна. Подруги удивлялись покорности невесты, но Валерия молчала. Она решила, что свадьба — один день. А жить им с Ильей еще долгие годы.
День прошел как в тумане. Валерия улыбалась, танцевала, принимала поздравления, а в голове крутилась мысль: «Скорей бы все закончилось». К концу банкета у нее болели ноги от неудобных, выбранных свекровью, туфель, а щеки сводило от натянутой улыбки.
После медового месяца, проведенного в отеле, который тоже выбрала Раиса Михайловна, молодожены вернулись в съемную квартиру. Первая неделя прошла тихо. Илья работал, Валерия занималась школой и блогом, по вечерам они смотрели фильмы, обнявшись на диване.
А потом в дверь позвонили. На пороге стояла Раиса Михайловна с несколькими объемными пакетами.
— Решила проведать молодых, — пропела она, проходя в квартиру. — И помочь вам наладить быт.
Из пакетов появились папки с рецептами, тщательно отсортированными по дням недели. Затем выстроились в ряд чистящие средства — «только проверенные и безопасные». Раиса Михайловна открыла холодильник, покачала головой и достала заранее составленное меню на неделю.
— Илюша с детства привык к определенному рациону, — поучительно произнесла свекровь, протягивая Валерии список покупок. — А ты, дорогая, пока не знаешь всех его привычек и предпочтений. Только я могу идеально позаботиться о сыне.
Валерия молча взяла бумаги. Внутри закипало раздражение, которое становилось все труднее сдерживать.
— Делай так, как я сказала! — отрезала Раиса Михайловна, заметив сомнение на лице невестки.
— Но…, — попыталась возразить она.
— Валерия, — свекровь покачала головой с видом опытного педагога, наставляющего нерадивую ученицу. — Ты слишком молода и неопытна. Семейная жизнь — это не твои блоги и не уроки для детей. Это серьезная работа. Каждый день, каждый час.
Раиса Михайловна подошла к окну, поправила занавеску и вздохнула.
— Не дай бог Илюша похудеет или, того хуже, заболеет. Кто будет виноват? — свекровь выразительно посмотрела на Валерию. — Правильно. Жена. Которая не уследила.
Валерия сжала губы. Внутри бушевала буря, но она молчала. Илья стоял в дверном проеме с безучастным выражением лица.
— А вообще, дети мои, — голос Раисы Михайловны стал мягче. — Я все думаю... Зачем вам тратить деньги на эту съемную конуру? У меня трешка, места всем хватит. И деньги сэкономите, и под присмотром будете. Я за вами пригляжу, все наладится.
Свекровь еще долго говорила о преимуществах совместного проживания. Потом, наконец, засобиралась домой. Поцеловала сына в щеку, кивнула Валерии и ушла, оставив после себя гору инструкций и тяжелое чувство тревоги.
— Чего она добивается? — Валерия повернулась к мужу, когда за свекровью закрылась дверь.
— Мама просто заботится о нас, — пожал плечами Илья, не поднимая глаз.
Валерия металась по квартире, не находя себе места. Теперь все встало на свои места. Свекровь методично прибирала их семью к рукам. Сначала свадьба, теперь быт. А следующий шаг — переезд. Стоит им переступить порог дома Раисы Михайловны, как Валерия превратится в бесправную служанку, выполняющую указания настоящей хозяйки.
— Илья, нам нельзя переезжать к твоей маме, — решительно заявила Валерия вечером.
— Почему? — муж оторвался от телефона. — По-моему, идея неплохая. Квартира большая, мама всегда поможет.
— Именно поэтому! — воскликнула Валерия. — Она не помогает, она командует. Я не хочу жить под ее диктовку.
Илья промолчал, только пожал плечами, словно говоря: «Как скажешь, но я не вижу проблемы».
С того дня Раиса Михайловна начала появляться через день. То с кастрюлей супа, то с новыми указаниями, то просто проведать. Всякий раз находила поводы для критики.
Валерия решила сосредоточиться на блоге. Договорилась с директором школы об отпуске за свой счет. Свекровь быстро обо все прознала. И стала приходить еще чаще. И с каждым визитом становилась все настойчивее.
Однажды свекровь явилась рано утром, когда Илья уже ушел на работу.
— Валерия, — с порога начала Раиса Михайловна. — Шторы у вас ужасно грязные. Немедленно сними и постирай! И вообще, пора генеральную уборку делать. Я составила список...
Валерия смотрела на свекровь. Внутри что-то ломалось. Хватит. Терпение закончилось.
— Нет! — твердо ответила она.
Раиса Михайловна застыла с приоткрытым ртом. Такого поворота она не ожидала.
— Что значит «нет»? — свекровь прищурилась, словно не веря своим ушам.
— Это значит, что я не буду стирать шторы по вашему приказу, — Валерия выпрямилась и посмотрела прямо в глаза Раисе Михайловне. — И выполнять ваш список дел тоже не буду.
— Да как ты смеешь? — лицо свекрови побагровело. — Я мать твоего мужа!
— А я его жена, — спокойно парировала Валерия. — И эта квартира — наша с Ильей. Не ваша.
Раиса Михайловна шагнула вперед, но Валерия не отступила.
— Вы думаете, я не понимаю, чего вы добиваетесь? — продолжила Валерия. — Вы хотите, чтобы мы переехали к вам. Чтобы я превратилась в прислугу. Чтобы Илья остался вашим маленьким сыночком. Но этого не будет.
— Ты... — задохнулась от возмущения свекровь. — Да ты просто неблагодарная! Я всего лишь хочу помочь!
— Нет, Раиса Михайловна. Помогать — значит уважать чужие границы. Спрашивать, что нужно. А не врываться в чужой дом с указаниями, — Валерия говорила твердо, но спокойно. — Я прошу вас уйти. И впредь звонить перед визитом.
Свекровь открыла рот, закрыла, снова открыла. Слова не шли.
— Илья узнает об этом! — наконец выпалила она и, схватив сумку, выскочила из квартиры, громко хлопнув дверью.
Валерия опустилась на диван. Руки дрожали, но на душе стало легче. Впервые за долгое время она могла дышать свободно.
Вечером состоялся тяжелый разговор с мужем.
— Мама в истерике, — с порога начал Илья. — Говорит, ты ее выгнала!
— Я попросила ее уйти после того, как она в очередной раз пришла командовать в нашем доме, — спокойно ответила Валерия. — И попросила в будущем звонить перед визитом.
— Но она же хотела как лучше! — Илья растерянно взмахнул руками. — Зачем ты ее обидела?
Валерия внимательно посмотрела на мужа. Как она раньше не замечала? Перед ней стоял не взрослый мужчина, а мальчик, который боится расстроить маму.
— Илья, нам нужно поговорить, — серьезно сказала Валерия. — Сядь, пожалуйста.
Они говорили до глубокой ночи. Валерия рассказала все, что накопилось. О том, как задыхается под контролем свекрови. О том, как ей больно видеть, что муж не защищает ее. О том, что брак — это союз двух людей, а не трех.
— Тебе придется выбрать, — наконец сказала она. — Либо мы с тобой строим нашу семью сами, и твоя мама уважает наши границы. Либо... либо я не вижу, как мы можем быть вместе.
Илья молчал. Он не привык решать. Всю жизнь за него решала мать.
Через три месяца Валерия подала на развод. Илья не изменился. Он продолжал метаться между женой и матерью, в итоге всегда уступая последней. Валерия поняла, что с таким мужем счастья не будет.
Раиса Михайловна, узнав о разводе, торжествовала. Но недолго. Илья, лишившись жены, вдруг осознал, что потерял. Он начал отдаляться от матери, пытался вернуть Валерию. Но было поздно.
Валерия сняла светлую двушку в новом районе. Полностью погрузилась в работу. Ее блог о воспитании и образовании набирал популярность, появились спонсоры, предложения о сотрудничестве. Она стала проводить вебинары, написала книгу.
Через четыре года она купила собственную квартиру. В день новоселья к ней заглянула подруга со своим братом Андреем. Высокий, с добрыми глазами и спокойной улыбкой, он помог перевезти вещи, повесил полки и ушел, не напрашиваясь на ужин.
А через неделю позвонил и пригласил в кино. Потом были прогулки, разговоры до утра, совместные поездки. Андрей уважал ее пространство, восхищался ее работой, поддерживал идеи. И никогда не пытался решать за нее.
Раз в месяц они ужинали с его родителями — простыми и сердечными людьми, которые с первого дня приняли Валерию как родную.
— Знаешь, что самое удивительное? — сказала однажды Валерия подруге. — Я благодарна Раисе Михайловне. Если бы не она, я бы никогда не научилась отстаивать свои границы. И, возможно, не встретила бы Андрея.
Жизнь действительно наладилась. И в этой новой жизни Валерия наконец-то могла просто быть собой. Читать ещё...