Я помню, как пару лет назад взяла по весне в руки пакетик вот этих семян.
Бросила их в землю.
И к концу лета это были мощные, два метра с лишком, красавцы-подсолнухи, украшавшие мой огородик и прикрывавшие хлам, что за ними..
Я не переставала удивляться их мощи. Уже холода наступили, а они всё росли и росли...
Помню также, как выпросила у меня наша маленькая одно семечко. "Я его посажу рядом с розой. Вырастет подсолнух, и будет у него много семечек. Я и тебе дам." Спасибо, капелька моя...
Посадила. И вырос её подсолнух. Но маленьким он был!
Два одинаковых цветка. Из одинаковых семечек. А возможности оказались разными.
Как и у людей.
Эти мысли, насчёт возможностей, навеяла мне недавняя встреча с одним человеком. Наш диалог при встрече:
- Здравствуй, Лена. Я уже второй раз тебя здесь встречаю. Первый раз думал, что обознался. А теперь вижу: точно - ты.
- Добрый день. Мы знакомы? Я что-то не припомню...Вы, наверное, чей-то родитель?
- Идут годы...Я, конечно, чей-то родитель. У меня дочка замужем в вашем городе. Вот приехал к ней. Лен, мы на одном факультете учились. Я в группе с Костей М. был. Помнишь? А я - Саша...
...Дальше охи-ахи и "сколько зим-сколько лет." Я, конечно, помнила Костю - председателя факультетского английского клуба. Высокий харизматичный брюнет. И едва вспомнила Сашу, коренастого крепыша с чёрными усиками. И очень я удивилась, что Саша меня знает и помнит. Потому что я тогда первокурсницей была, а они с Костей - на 4-м. А кто со старших курсов помнит новичков? Редко... И - продолжение диалога:
- Ты в школе работаешь?
- Нет, Саш, я в колледже. А ты? Ты ещё не...
- Уже пару лет, как...Но работаю! Да что я...У нас учительница одна работает, так ей 80! И она не собирается уходить.
- 80 - и не собирается?! Почему?!
- Да она живёт напротив школы. Ей только дорогу перейти...
- Саша, она может даже в соседнем со школой доме жить, на 1-м этаже. Но это не аргумент! Это же не просто выйти из дому! В классе сегодня работать надо. И не просто...
- Ну не скажи. Она ещё - ого-го!
...Мы ещё минут несколько поболтали. Он мне рассказал, что на даче у него пасека, а я ему - что из его школы в прошлом году поступила к нам Настя, редкостная оторва. Посмеялись... И распрощались.
И я теперь всё думаю про это самое "ого-го"...
Как же часто мы про себя так думаем!
Примеров тому - десятки. На каждом шагу.
Ставит кто-то себе цель - похудеть на 8 кг. Изнуряет себя всячески, конфетки одной не позволит, травы какие-то пьёт, в зал дорогущий ходит. А похудеет всего на 3 кг. Слёзы, депрессия, и весь мир виноват, да ещё желудок барахлить стал. А может, 3 кг и есть тот самый предел возможностей? Но нет, мы сильные. Воля у нас. Мы - ого-го!
Гостей позвали. Дата какая-то значимая. Нужно полнокомплектное меню: 3-4 салата, нарезка мясная, ассорти рыбное, пироги, заливное, на горячее - фаршированная утка, ну и, само собой, торт. Собственный, а не покупной или "куму попросить".
"Ты всё это сможешь?!" - "А то! Я сто раз так делала." А сотый раз был пару лет назад...И возможности были другие. Но зачем же опускать планку и делать пустяковые два салата, блюдо овощей нарезать и запечь в духовке кусок мяса, а вместо торта сделать желе и мороженого купить...
Нет. Надо - чтобы ого-го было...
Да только примеры я бытовые привела. Ну не похудеем, ну утка пригорит - так это только наша сфера. Но в класс идти в 80 лет...
В 80 лет можно неплохо выглядеть. На 75. Можно достойно, не по-старушечьи, одеться. Но РАБОТАТЬ с сегодняшними детьми, чтобы - ого-го, невозможно. Что бы мне кто ни говорил, какие бы убедительные ни приводил примеры - я не поверю.
Перечитала и собственные статьи, и статьи коллег... Нет. Не одолеть порог возможностей. Можно переступить этот самый порог. Это - предел. А как быть, оказавшись по ту сторону порога? Ого-го сегодня не работает...
В школах много возрастных учителей. На пенсию не прожить, и нет очереди из молодых, рвущихся поработать в школе по причине той же банальной нехватки денег.
И многие немолодые не из-за денег работают, а - за идею. И из любви - к профессии и к детям. Их опыт бесценен. В одной из наших городских школ работает учительница математики. Ей - 74. Попасть к ней на репетиторские занятия - всё равно, что в лотерею выиграть... И она уже сегодня предупредила, что не выйдет на работу с 1 сентября. Сказала коллегам, что исчерпала свои возможности.
Так ведь 74 всего. А тут - 80...
Это здорово - думать о себе: я ещё ого-го! Вот бы не быть одиноким в этом мнении...
Я часто думаю о пороге возможностей и о том, стоит ли его преодолевать. И речь не только о профессиональной деятельности. А вообще - обо всём.
Вы наверняка тоже не раз задумывались об этом. О собственном пороге и о живущих рядом.