Найти в Дзене
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

ОГЭ. Сочинения 13.1, 13.2, 13.3 по тексту Ю.Я. Яковлева «Нет ничего труднее уговорить родителей купить собаку...»

Новый текст Открытого банка заданий ФИПИ 2025 13.1 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор, чтобы передать живую разговорную речь?». В тексте, предложенном для анализа, Ю.Я. Яковлеву удаётся передать живую речь героев, сумевших прийти к взаимопониманию в семье. На мой взгляд, автор сумел воссоздать диалоги благодаря неполным и восклицательным предложениям. Приведу примеры, подтверждающие эту мысль. Так, реплики героев отличаются краткостью. Предложения 5-6, 16-17 состоят из коротких фраз мамы, запрещающей Жеке заводить дома собаку. В предложениях 14, 18, 22 фразы мальчика состоят из одного слова: «Собаку», «Вот!», «Щенок». Итак, короткие неполные предложения, смысл которых ясен из контекста, воссоздают живое общение в семье, позволяют почувствовать эмоции рассерженной мамы и растерянного мальчика. Более того, в репликах героев часто встречается восклицательная интонация. В предложениях 5-6, 17, 23 восклицательные знаки передают строгость и непре
Оглавление

Новый текст Открытого банка заданий ФИПИ 2025

Исходный текст

-2
-3

13.1 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор, чтобы передать живую разговорную речь?».

Сочинение 13.1

В тексте, предложенном для анализа, Ю.Я. Яковлеву удаётся передать живую речь героев, сумевших прийти к взаимопониманию в семье. На мой взгляд, автор сумел воссоздать диалоги благодаря неполным и восклицательным предложениям. Приведу примеры, подтверждающие эту мысль.

Так, реплики героев отличаются краткостью. Предложения 5-6, 16-17 состоят из коротких фраз мамы, запрещающей Жеке заводить дома собаку. В предложениях 14, 18, 22 фразы мальчика состоят из одного слова: «Собаку», «Вот!», «Щенок». Итак, короткие неполные предложения, смысл которых ясен из контекста, воссоздают живое общение в семье, позволяют почувствовать эмоции рассерженной мамы и растерянного мальчика.

Более того, в репликах героев часто встречается восклицательная интонация. В предложениях 5-6, 17, 23 восклицательные знаки передают строгость и непреклонность мамы, категорически отказывающей Жеке. Предложение 18, которое содержит короткую фразу мальчика, тоже завершается восклицанием, помогающим почувствовать решимость ребёнка. Становится понятно, что с помощью интонации автору удаётся показать различные эмоции героев.

Итак, краткость, свойственная разговорной речи, и восклицательная интонация позволяют передать диалоги мамы и Жеки в художественном тексте.

Этапы рассуждения 13.1
Этапы рассуждения 13.1

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «…это маленькое, ласковое, преданное существо сумело доказать маме, что у человека должна быть собака».

Сочинение 13.2

Финал текста Ю.Я. Яковлева я понимаю так: любовь к питомцу способна изменить даже закоренелые убеждения человека и раскрыть его лучшие качества. Приведу примеры, чтобы подтвердить мою мысль.

Во-первых, сначала мама Жеки категорически запрещает сыну заводить собаку (предложения 4-6). Однако в финале текста мы видим, как она в случае необходимости встанет горой за щенка, признаёт его членом семьи (предложение 57). Это изменение во взглядах мамы показывает, что, проникнувшись любовью к питомцу, женщина смогла избавиться от предубеждений и по-настоящему полюбить щенка.

Во-вторых, в предложениях 38 и 40 мы замечаем изменения в поведении папы Жеки, когда он впервые видит щенка. В мужчине пробуждаются детские воспоминания о том, как он сам когда-то хотел завести собаку (предложение 41). Более того, папа проявляет сочувствие к Жеке и его новому другу, и вместе с сыном он решает уговорить маму оставить щенка. Становится ясно, что питомец смог растопить сердце отца, пробудив в нём доброту, заставил снова почувствовать себя ребёнком.

Таким образом, домашние животные меняют жизнь человека к лучшему, преображают его самого, делают нас заботливее и добрее.

Этапы рассуждения 13.2
Этапы рассуждения 13.2

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие чувства дарит домашний питомец людям?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Сочинение 13.3

Какие чувства дарит домашний питомец людям? По моему мнению, животные дарят нам чувство радости и любви. Они способны стать членами семьи и преданными друзьями, скрасить одиночество человека. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.

Так, в тексте Ю.Я. Яковлева мальчик очень хотел завести четвероногого друга, но мама была категорически против. Тогда Жека принёс щенка без спроса (предложение 18). После того как папа поддержал сына, женщина согласилась оставить питомца, и её сердце оттаяло под влиянием «маленького, ласкового, преданного существа» (предложения 57-59). Становится очевидно, что домашний любимец смог изменить предубеждения мамы, подарив много радости её семье.

Хочу вспомнить повесть Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». Это история о преданной дружбе между человеком и собакой. Иван Иванович вырастил Бима, подарил ему много любви и заботы, и пёс ответил хозяину самоотверженной преданностью. Он тосковал, когда Ивана Ивановича увезли в больницу, отказывался от еды и всюду искал его. Очевидно, что собака является верным другом человеку, она приносит в жизнь хозяина радость и теплоту.

Таким образом, домашние питомцы способны сделать нас по-настоящему счастливыми, преобразить нашу жизнь, развить в нас лучшие качества.

Этапы рассуждения 13.3
Этапы рассуждения 13.3
-7

✍️ Мы с учениками уже успели полюбить этот прекрасный текст: добрый, юморной, жизненный. Не оставляет равнодушным никого! Разве что заставляет задуматься над собственным аргументом в любимом всеми сочинении 13.3. Какие примеры из жизни / литературы вспомнились вам? Делитесь в комментариях!