Найти в Дзене

Ошибка при взлёте: почему соблюдение приоритета в воздухе важно так же, как и на дороге

Обломки рейса 5925 авиакомпании United Express после столкновения. (Архив Бюро по расследованию авиационных происшествий)
Обломки рейса 5925 авиакомпании United Express после столкновения. (Архив Бюро по расследованию авиационных происшествий)

Пассажирский самолёт United Express, выполнявший рейс 5925 из Куинси (штат Иллинойс), столкнулся на пересечении полос с частным Beechcraft King Air. Оба воздушных судна вылетели за пределы ВПП и вспыхнули. Очевидцы тут же поспешили на помощь и увидели, что 12 человек на борту рейса 5925 пережили удар, но оказались заперты в охваченном огнём салоне – дверь не поддавалась. Их попытки выбраться закончились трагедией.

Расследование Национального совета по безопасности на транспорте должно было ответить на два главных вопроса: кто виновен и почему никто не спасся? Выводы следствия, опубликованные позже, 19 ноября 1996 года, оказались жестоким напоминанием о том, насколько важны внимательность, приоритет на ВПП и знание инструкций по безопасности.

Самолёт United Express Beechcraft 1900C, эксплуатируемый авиакомпанией Great Lakes Airlines, очень похож на N87GL, самолёт, участвовавший в аварии. (Эрик К. Коуэн)
Самолёт United Express Beechcraft 1900C, эксплуатируемый авиакомпанией Great Lakes Airlines, очень похож на N87GL, самолёт, участвовавший в аварии. (Эрик К. Коуэн)

United Airlines традиционно поручала обслуживание региональных маршрутов небольшим авиакомпаниям, работающим под брендом United Express. Одной из таких компаний была Great Lakes Airlines, управлявшая парком из 19-местных турбовинтовых Beechcraft 1900C и выполнявшая рейсы в малые города центральных штатов США.

Одним из таких направлений был Куинси, штат Иллинойс – городок на берегу Миссисипи с 40-тысячным населением. Его региональный аэропорт обслуживал не более двух авиакомпаний одновременно. В 1990-х годах это были Trans World Express и United Express, выполнявшие ежедневные рейсы в Чикаго и обратно. Из-за низкого трафика (пара взлётов и посадок в день) в аэропорту не было, да и по сей день нет диспетчерской вышки, что осложняло координацию на трёх пересекающихся полосах.

19 ноября 1996 года для капитана Кейт Гатье (30 лет) и её первого офицера Даррена Маккомбса (24 года) день начался рано. Вылетев из Куинси утром, они весь день курсировали между аэропортами Среднего Запада и вернулись домой после остановок в Чикаго и Берлингтоне, штат Айова. Их финальный рейс, восьмой за день, задержался на два с половиной часа из-за неисправности, и теперь им предстояло садиться в сумерках.

В это же время в Куинси инструктор Нил Рейнвальд, бывший пилот TWA, готовился к вылету с ученицей Лорой Брукс. Она стремилась налетать часы для работы в авиакомпании, и Рейнвальд часто брал её с собой. В этот день они демонстрировали потенциальным покупателям двухмоторный Beechcraft King Air A90, слетав в Талсу и обратно. Для Брукс это был первый полёт на этом типе самолёта, и Рейнвальд использовал возможность обучить её основам пилотирования.

К 16:55, когда рейс 5925 United Express заходил на посадку с десятью пассажирами и двумя пилотами, аэропорт Куинси погрузился в сумерки. Без диспетчерской вышки пилоты координировали свои действия на общей частоте. Первой в эфир вышла Брукс:

— Трафик Куинси, King Air 1127D выруливает на полосу 4, Куинси.

Её голос был заметно шепелявым, что сразу выделяло её среди прочих.

— Куинси, чёрт возьми, — хохотнула Гатье.

— Звучит как ребёнок, — поддакнул Маккомбс.

Затем в эфир вышел пилот Piper Cherokee:

— Трафик Куинси, Cherokee 7646J, выруливаю на полосу 4.

— Они оба на четвёртую, — заметила Гатье.

Полоса 4 пересекалась с 13-й, куда заходил их Beech 1900, так что нужно было координировать взлёт и посадку. В 16:57 Гатье объявила:

— Трафик Куинси, Lakes Air 251 — Beech в 10 милях к северу, заходим на левую 13-ю.

Ответа не последовало. (Рейс шёл как United Express 5925, но использовал позывной Lakes Air 251.)

Beechcraft King Air A90, похожий на тот, что участвовал в аварии. (Charlie Bravo Aviation)
Beechcraft King Air A90, похожий на тот, что участвовал в аварии. (Charlie Bravo Aviation)

В 16:59 Лора Брукс снова вышла в эфир:

— Трафик Куинси, King Air 1127D задерживается на полосе 4. Э-э, взлетаю и ухожу на юго-восток.

Гатье прислушалась:

— Она заходит на четвёртую?

— Да, — подтвердил Маккомбс.

Гатье снова передала в эфир:

— Трафик Куинси, Lakes Air 251, Beech в пяти милях от полосы 13, готовимся к развороту.

King Air стоял на полосе 4, позади — Piper Cherokee. Ответа не последовало.

— Они остаются на полосе или взлетают? — переспросила Гатье.

Молчание. В итоге пилот Cherokee ответил:

— 7646J, ожидаю вылета на полосе 4, позади King Air.

В этот момент на Beech 1900 сработало предупреждение «200», сообщая о высоте 200 футов. Из-за наложения сообщений Гатье услышала лишь:

— 7646J… вылет… 4… King Air.

Решив, что говорит экипаж King Air, она поблагодарила их:

— Хорошо, мы пересечём ваш перекрёсток через секунду, спасибо.

Но пилоты King Air, похоже, не знали, что Beech 1900 идёт на посадку. Через девять секунд Рейнвальд увеличил тягу, и King Air начал разбег.

В 17:00:59 рейс 5925 приземлился, и Гатье дала команду на реверс тяги. Вдруг она увидела King Air, несущийся прямо на них:

— Чёрт!

— Что? Оооо, чёрт!

Пилоты обоих самолётов попытались отвернуть, но было поздно. King Air врезался в бок Beech 1900, пробив топливные баки и вызвал мощный пожар. Связанные крыльями и двигателями, два горящих самолёта остановились на краю перекрёстка.

Моделирование и инсценировка столкновения
Моделирование и инсценировка столкновения

Удар не был смертельным, но испытания только начинались. «Кинг Эйр» остановился в луже топлива и вспыхнул через секунды. Рейнвальд и Брукс пытались добраться до заднего выхода, но угорели и потеряли сознание.

На Beech 1900 пламя ещё не прорвалось в салон, и пассажиры ринулись к переднему выходу. Пока Гатье заглушала двигатели, Маккомбс попытался открыть дверь — безуспешно. Удар деформировал проём, дверь заклинило!

Реконструкция событий, связанных с попытками спасти пассажиров. (SOS)
Реконструкция событий, связанных с попытками спасти пассажиров. (SOS)

Пилот из соседнего ангара услышал взрыв и бросился к самолёту. Увидев людей внутри, он дёрнул за ручку двери, но она не поддавалась. Изнутри тоже кто-то пытался открыть её. Подбежал ещё один пилот United Express, но дверь оставалась наглухо заперта. Жар становился невыносимым, и им пришлось отступить.

Через мгновение раздался взрыв. Огонь поглотил самолёт. Гатье исчезла в пламени, все внутри были обречены.

Архивные кадры последствий столкновения.
Архивные кадры последствий столкновения.

Маккомбс, оставив попытки открыть дверь, направился к аварийному выходу, но не успел. Чёрный дым заполнил салон, и экипаж с пассажирами погибли от токсичных испарений.

В аэропорту Куинси не было дежурной пожарной службы. Полностью оснащённая машина стояла всего в 300 метрах, но была бесполезна — её экипировали только для рейсов с 30+ пассажирами. Городские пожарные прибыли лишь через 14 минут, когда было уже поздно.

Расследование осложнялось: пилоты погибли, а на «Кинг Эйр» не было «чёрных ящиков». Анализируя данные Beech 1900, показания свидетелей и следы на ВПП, следователи установили, что оба экипажа заметили друг друга за секунды до удара и пытались уйти. Но почему столкновение вообще произошло?

Пожарные стоят возле хвостовой части Beech 1900. (AVWeb)
Пожарные стоят возле хвостовой части Beech 1900. (AVWeb)

Следователи обратили внимание, что на записи Beech 1900 не зафиксировано объявления о взлёте King Air. Нарушение? Возможно. Но почему передача не прозвучала?

Пилот-очевидец утверждал, что слышал, как мужской голос «перекрыл» женский перед столкновением. Однако CVR Beech 1900 этого не подтвердил, а другие свидетели вообще не слышали объявления. Скорее всего, его просто не было.

Обломки двух самолётов, как они выглядели на следующее утро. (Архив Бюро по расследованию авиационных происшествий)
Обломки двух самолётов, как они выглядели на следующее утро. (Архив Бюро по расследованию авиационных происшествий)

Кто управлял King Air? Брукс вряд ли, так что, вероятно, Рейнвальд. У него был колоссальный опыт — 25 000 часов, служба в ВВС, карьера в TWA. Но и проблемы: понижение до бортинженера в 1991-м, посадка Cessna без шасси в 1996-м, конфликты с FAA. Возможно, он просто пренебрёг процедурой или был отвлечён, обучая Брукс.

Второй ключевой момент: когда Гатье спросила, взлетает ли King Air, ответил пилот Piper Cherokee. У него было всего 80 часов налёта, и он не представился, что ввело экипаж Beech 1900 в заблуждение. Они решили, что ответил King Air и что тот стоит на месте.

Ошибка подтверждения сыграла роковую роль: человеческий мозг склонен замечать то, что подтверждает ожидания, игнорируя противоречия. Уставшая после 13-часовой смены Гатье не стала перепроверять.

Архивная фотография NTSB, на которой следователи осматривают обломки. (NTSB)
Архивная фотография NTSB, на которой следователи осматривают обломки. (NTSB)

Даже после столкновения у пассажиров Beech 1900 был шанс спастись, если бы удалось открыть переднюю дверь. Однако она заклинила — возможно, из-за деформации фюзеляжа. Raytheon доказывала, что удар был сильнее, чем считал NTSB, но следователи не согласились.

Самолёты остановились на полпути к пересечению взлётно-посадочных полос.
Самолёты остановились на полпути к пересечению взлётно-посадочных полос.

Выход через левое крыло оставался свободным, но пассажиры не вспомнили о нём. В панике все пытались выбраться через главный выход, теряя драгоценное время. К моменту, когда кто-то решил воспользоваться запасным выходом, дым уже заполнил салон.

Крупный план обломков. Где-то здесь был «Кинг Эйр», но он полностью уничтожен пожаром.
Крупный план обломков. Где-то здесь был «Кинг Эйр», но он полностью уничтожен пожаром.

После публикации отчёта в 1997 году Raytheon оспорила выводы NTSB, утверждая, что дверь не имела значения, так как пассажиры всё равно погибли бы от дыма. Однако свидетельства опровергали этот аргумент: тела указывали, что люди пытались выбраться. NTSB и Raytheon спорили месяц, но большинство возражений компании было отклонено.

Где «Кинг Эйр»? Вы мне скажите! (Архив Бюро по расследованию авиационных происшествий)
Где «Кинг Эйр»? Вы мне скажите! (Архив Бюро по расследованию авиационных происшествий)

NTSB рекомендовал усилить контроль за наблюдением за трафиком, пересмотреть конструкцию двери Beech 1900 и обязать пожарных дежурить при посадке малых самолётов. Это могло бы спасти жизни.

Некоторые сочли отчёт слишком формальным. Семья Рейнвальда возражала, но без доказательств NTSB лишь констатировал: пилоты King Air взлетели без приоритета. Почему? Остаётся загадкой.

Авиалайнер мог избежать столкновения, если бы пилоты не полагались на своё право. Но, как говорится, кладбища полны тех, кто имел преимущество.