Почти 10 лет назад на экраны вышел фильм «Последний богатырь», созданный совместно с дочерней компанией киностудии «Disney» в России «Уолт Дисней Компани СНГ». Я думаю, по качеству съёмки в 2017 году зрители почувствовали разницу между подходами отечественных студий и зарубежной. Спецэффекты, качество кадра, да даже в сюжете видна рука иностранных кинематографистов — воплощение в злых персонажах доброты и справедливости (Кощей, Яга, Водяной). На мой взгляд, именно кинокартина «Последний богатырь» ввела моду на снятие фильмов по мотивам сказок и былин: «Конёк-Горбунок», «Финист. Первый богатырь», «Бременских музыканты» и другие. Давайте же разберём подробнее плюсы и минусы франшизы.
Персонажи
Да, герои нестандартные. Это новое переосмысление персонажей, хотя стойте! Какое же это переосмысление, если изначально все фольклорные сюжеты были взяты людьми из реальной жизни. Во франшизе «Первый богатырь» знакомые зрителю с детства герои максимально приближены к реальности. Да, их нельзя строго поделить на положительных и отрицательных, у всех есть свои плюсы и минусы. Очень хорошо это показано на примере главного героя фильмов — Иване Муромце. Аферист оказывается сыном богатыря. Причём Ваня вообще не готов к такому повороту событий. Да, он и не пытается соответствовать новому статусу, он остаётся самим собой — простым и весёлым дурачком. Я не могу сказать, что плохо. Напротив, так создатели «Последнего богатыря» говорят зрителям, что по жизни нужно оставаться самим собой и придерживаться собственных принципов.
Персонажи по большей части составляют успех всех частей кинокартины. Зрителю настолько полюбились сказочные герои, обретшие новую жизнь на экране, что он готов возвращаться в кинотеатр снова и снова.
Актёрская игра
Великолепный каст! Не преувеличу, если скажу, что на экране в одном произведении собрали легенд, причём легенд разных поколений. Виктор Хориняк, Мила Сивацкая, Елена Яковлева, Константин Лавроненко, Екатерина Вилкова, Евгений Дятлов, Сергей Бурунов и многие другие. Ну, прям целая сказочная команда! Особенно хочу выделить игру Виктора Хориняка (Иван), Елены Яковлевой (Баба Яга) и Сергея Бурунова (Водяной). Благодаря таланту актёров персонажи получились интересными и многогранными: легкомысленный добряк Иван Муромец, ворчливая, но всегда приходящая на помощь Яга и отважный приколист Водяной. Никакой фальши артисты будто переродились на экранах в своих персонажей.
Сиквелы — кинематографическое болото
К сожалению, именно продолжение фильмов зачастую губят киношедевры. В это деле главное не заиграться и остановиться во время. После успеха первой картины франшизы создатели «Последнего богатыря» решили пойти дальше, но уже без иностранных коллег («Уолт Дисней Компани СНГ» выступили дистрибьютерами второго фильма). Вторая часть получилась не лучше, но что самое главное не хуже первой. Зрители также остались довольны. И по большей части залог успеха кинопроката «Последнего богатыря: Корень зла» заключается в том, что мы снова увидели полюбившихся нам героев. Более того, во втором фильме появился новый персонаж — Финист Ясный Сокол в исполнении Кирилла Зайцева (В 2025 году вышел отдельный фильм о нём). Актёр безупречно справился с ролью самоуверенного нарцисса.
Однако в остальном всё осталось без изменений. Вау-эффекта, как после первой части франшизы, зритель не получил. «Последний богатырь: Корень зла» был просто необходим, так как концовка первой части франшизы напрямую указывала на продолжение. И тут стоит отметить финал, а именно приём «Чеховское ружьё». Все детали на экране должны быть задействованы. Ну, кто мог подумать, что домработница Галя окажется матерью Ивана? Согласитесь, что это было максимально неожиданно, это самый настоящий аттракцион по Эйзенштейну. Финалы остальных частей уже намного слабее. Во второй — намёк на продолжение расплывчат. Большинство в 2020 году приняли концовку в качестве пояснения того, с чего всё началось (то есть как мать Ивана стала ведьмой, и кто эта Варвара), а не как основание для ожидания новой кинокартины в рамках франшизы.
В заключительном фильме «Последний богатырь: Посланник тьмы» создатели вообще перемудрили. Это касается, как самого сюжета, так и концовки. Интересно, наблюдать за полюбившимися персонажами в нашем мире, но как будто что-то не то. Оказывается, существа Белогорья всегда окружали людей. Вопрос: «Почему этого никто не заметил раньше? Почему если Иван сын Ильи Муромца не чувствовал вокруг себя волшебства?». К третьей части очень много вопросов. Однако отдельный плюс за то, как сценаристы высмеяли работу российских структур и организаций (например, сцена на пункте «Почты России»). Остальное слишком всё сложно: появляется «тёмный Иван», путешествие в прошлое, смерть всех персонажей. Слишком перегрузили фильм действиями, а концовка слишком простая, построенная на принципе: «И жили они долго и счастливо». Получается не очень приятный контраст. Качество же съёмки и монтажа не изменилось. Опять-таки фильм спасло то, что зрители снова пошли в кинотеатры на любимых персонажей.
Спин-оффы — ещё большее болото…
В 2024 году создатели «Последнего богатыря» решили пойти ещё дальше и выпустили сериал «Последний богатырь. Наследие», рассказывающий о событиях после счастливого конца третьей части франшизы. И тут сразу же первое разочарование: старых героев нет! Точнее есть, но не полным составом. Для продолжение это не хорошо и не плохо, однако из-за названия «Последний богатырь…» зритель уже ждёт, что сейчас он увидит своих любимый героев. А что по итогу? Видим подростков и человека-крысу. Ивану отведено экранное время только в начале и в конце сериала, Елена Яковлева вернулась к роли бабы Яги, но старушка решила поесть молодильных яблок, поэтому Юлию Пересильд мы наблюдаем больше, Водяного особо не видно, а Василису играет другая актриса… Эффект неоправданных ожиданий нам гарантирован. Впоследствии зритель втянется в просмотр (если продолжит его), однако согласитесь, что с таких эмоций, уже не очень хорошо начинать осмысление кинокартины.
Более того, создатели продолжили традицию перебора с аттракционами и поворотами сюжета. Хотя, на мой взгляд, для сериала это по большей части плюс. Режиссёр должен заинтересовать зрителя продолжить просмотр сериала. Цвырь — обиженный ребёнок, мечтающий отомстить обидчикам. По началу мы сопереживаем герою, а после ненавидим. Отличное раскрытие персонажа на экране. Кроме того, «Последний богатырь. Наследие» ломает киноклише, а именно любовный треугольник. Марья влюблена в Финиста, Цвырь — в Марью, а Финист — в себя. Мы ожидаем, что Марья одумается и будет вместе с Цвырем, но нет. Идеал в лице Финиста рассеивается, но и сам богатырь не стоит на месте: герой трансформируется в процессе всего произведения. По итогу Цвыря побеждают, а Марья с Финистом готовятся к свадьбе.
Качество кадра остается без изменений, однако съёмка становится интереснее: много кадров сверху. В монтаже чаще используется параллельный монтаж (он присутствует и в полнометражных фильмах, но в сериале на этом приёме построен весь концепт).
Сериал получился неплохим для спин-оффа, однако жффект обманутых ожиданий и разочарование зрителей в отсутствии полюбившихся персонажей сыграли свою роль на результатах успеха «Последнего богатыря. Наследия».
Заключение
Франшиза «Последний богатырь» сыграла большую роль в развитии российского кинематографа. Она задала моду на экранизацию сказочных сюжетов. Что ещё более похвально: создатели продолжают радовать нас новыми кинокартинами. В 2025 году вышел фильм «Финист. Первый богатырь», рассказывающий историю второстепенного персонажа франшизы Финиста.
Однако, к сожалению, успех и любовь зрителей вскружили создателям голову, и постепенно фильмы «Последнего богатыря» сошли на нет. Я же убеждена, что время от времени российский зритель будет возвращаться к просмотру киноленты.
#последнийбогатырь #последнийбогатырьнаследие #финистпервыйбогатырь #викторхориняк #кириллзайцев