Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Психологический разбор сериала "Adolescence": кризис подросткового возраста

Когда я писала магистерскую работу о подростковом возрасте, я нашла один образ, который помог мне лучше понять этот период. Подростковый возраст — это момент, когда человек заново переживает все те же этапы развития, что и до 5 лет, но уже имея взрослое тело с новыми возможностями. Всё то же «я сам», «не хочу», «уйди и вернись», «хочу красный», «как пора спать?! - Нееет», но с другими возможностями и в мире, где родители и собственное тело больше не слушаются.

В таком возрасте неясно: это я соблазняю или меня соблазняют? Это моя агрессия или мне хотят навредить? Где внешнее, а где внутреннее?

Рядом с подростком страшно потому, что наблюдаешь за тем, как он посреди супермаркета бьется головой об пол, но тебе нельзя подходить. Родитель перепроживает те же самые периоды рядом с ребенком, только в тяжелейшем чувстве беспомощности.

Эти чувства беспомощности и растерянности ярко переданы в сериале "Adolescence" "Подростковый возраст".

Беспомощность взрослых рядом с подростками

Первоначальные серии сериала сняты от лица взрослых, которые внезапно сталкиваются с незнакомыми частями своих детей, тайными, болезненными и непонятными. Сюжет концентрируется вокруг беспомощности взрослых, которые наблюдают за подростками, не в силах помочь им и понять их культуру. Мы видим страх, бессилие и горе в глазах родителей. Это ощущение беспомощности становится особенно ярким, когда взрослые сталкиваются с агрессивными и деструктивными поступками подростков, не зная, как с этим справиться и больше не в силах уберечь ребенка от самого себя.

Особенно впечатляющая сцена на эту тему — досмотр главного героя в тюрьме глазами отца. Это момент, когда родитель не может найти выход, не может помочь, когда его переживания переплетаются с переживаниями его ребенка.

Путаница внешнего и внутреннего мира

Третья серия сериала заслуживает внимания как отдельный фильм. Здесь происходит настоящее психологическое погружение во внутренний мир подростка. Джейми, главный герой демонстрирует но на самом деле он борется со своими собственными страхами и образом себя.

Когда Джейми злится и с агрессией кидается на взрослого, он хочет уничтожить собственные страхи и мысли о себе. Он сам заполняет паузы и недосказанности своими агрессивными мыслями. Его злость на других часто является проекцией его внутренней неуверенности: «Я уродливый» превращается в «Она думает, что я урод», и теперь это уже можно оспорить.

Кроме того, Джейми ощущает на себе поток влечений, как нечто чуждое. Он не может распознать эти чувства как свои собственные и искренне верит, что он не убивал, потому что эта агрессия не принадлежит ему.

За 50 минут третьей серии зритель и психолог переживают всю амплитуду эмоционального хаоса внутри подростка. Психолог говорит с ним как с обычным ребенком, потом начинает бояться его, как маньяка, ввязывается в игру по соблазнению, затем сомневается в его вменяемости, опять жалеет, опять пугается темных желаний и защищается от всего этого резким обрывом контакта и тюремными правилами. Даже взрослому сложно «собрать» личность Джейми.

В диалоге много раз звучит слово «понять». Однако понять Джейми невозможно, его можно только почувствовать. Психолог в конце плачет вместо Джейми, как будто, став им и, наконец, почувствовав, что именно он переживает. Так работает проективная идентификация. Когда человек не может выразить, что с ним, он заставляет другого пройти через это.

Вина и стыд: кто за что отвечает?

В последних сериях сериала поднимается вопрос о том, до какой степени родители ответствены за поступки своего ребенка и где начинается его собственная ответственность и выбор.

  • Мы его произвели на свет и вырастили, значит мы отвечаем за его поступки?
  • Он сидел в своей комнате, как мы могли знать, что он там не в безопасности?
  • Могли ли мы уделять ему больше времени?
  • Я хороший отец? Я же старался?
  • Я лучше своих родителей, но достаточно ли?

Сериал даёт терапевтический ответ на эти вопросы. Он показывает, что два ребенка, выросшие в одной семье, могут быть абсолютно разными, несмотря на то, что они «сделаны» одними и теми же людьми. Для кого-то усилий родителей достаточно, а для других — нет.

Однако важно осознать, что в какой-то момент ответственность должна быть разделена между тремя сторонами: родителями и подростком. И только так вина и стыд становятся выносимыми, позволяя двигаться дальше.
Сепарация и агрессия

Часто, чтобы подростку почувствовать себя отдельным, ему нужно совершить что-то радикальное, выходящее за рамки норм семьи.

Что-то, что образует пропасть между ним и родителем, что-то, заставит родителей усомниться в том, что это его ребенок. Так проще расстаться с детством, с детской привязанностью и заявить о том, что «я не то, что вы думали».

Погружение в субкультуры, резкие смены имиджа, грубость, жестокость и провокации - это может быть об этом. Обрыв всех связей, чтобы выстроить новые и свои.

Преодоление хаоса подросткового возраста

Этот сериал — настоящий испытание для родителей подростков. Это время, когда, кажется, все выходит из-под контроля, и чувства, и реакции подростков меняются каждую минуту. Важно понимать, что это время кризиса не только для ребенка, но и для его родителей. Нужно сохранять терпение и научиться жить рядом с этим хаосом.

Всем родителям подростков- желаю выжить в этой ненависти и хаосе, и обрести кого-то нового рядом, с кем будет интересно!

Автор: Новикова Елизавета Азеровна
Психолог, Современный психоанализ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru