В маленькой деревушке под Архангельском, где ветер гудит в печных трубах, а снега по пояс, жила старушка Агафья. Была она мастерицей на все руки: и прясть умела, и вышивать, и самое главное — шить «ляпочиху».
Так на Русском Севере называли лоскутное одеяло — яркое, пёстрое, сшитое из обрезков ткани. Название пошло от слова «ляпать» — быстро, кое-как пришивать. Но в этих, казалось бы, небрежных стежках таилась особая магия.
«Северные одеяла всегда полихромны, в них соединены сотни небольших фрагментов однотонных и набивных тканей, светлых и темных. Поразительно умение мастериц объединить всю эту разноголосицу цветов в гармоничное равновесие.
Почти всегда в композиции есть лоскутки традиционного для народного искусства красного цвета.
Поля, придающие завершенность лоскутной композиции, также часто были красного цвета», — так описывала предметы, выполненные в технике лоскутного шитья, Наталья Павловна Лютикова
Лоскутные одеяла на Руси появились не от бедности, а от мудрости. Ни один клочок ткани не пропадал зря: изношенные рубахи, обрывки сарафанов, даже ветхие полотенца шли в дело.
В северных избах, где зимы долгие и морозные, такое одеяло было не просто укрытием — оберегом.
— Пёстрое — значит счастливое, — говорила Агафья, укладывая внучку спать под ляпочихой. — Чем больше цветов, тем больше радости в доме.
И правда, считалось, что лоскутное одеяло отгоняет злых духов: слишком уж пёстро, глаза разбегаются — нечисть и запутается!
Если зайти в их дом долгой зимой, увидишь: под яркими лоскутными одеялами спят ребятишки, а за окном воет вьюга. Но им не страшно — ведь их укрывает тепло, сшитое любящими руками… из кусочков истории.
«Лоскутная память»
Ветер выл, как голодный волк, скребясь в ставни. Варька зарылась носом в лоскутное одеяло — то самое, бабушкино, пахнущее дымом и чем-то родным.
— Ба, а почему оно такое... кривое? — девочка водила пальцем по грубым стежкам.
Агафья, не отрываясь от прялки, усмехнулась:
— Потому что ляпочиха, внучка. Шили наляпо — между делом. Вот этот алый лоскут — от моего свадебного сарафана, а этот синий — от дедовой тельняшки. Он в море уходил, а я тут лоскуты сшивала...
Годы спустя, в студенческом общежитии, соседка Варьки скривилась:
— Фу, какая рвань! Купи нормальное одеяло.
Но когда в январе отключили отопление, именно "рвань" спасла их от холода. А утром соседка, краснея, спросила:
— Может, и мне такое сошьёшь?
Гли годы, и вот уже Варина дочь Алена словно эстафету переняла лоскутное одеяло...
— Ты не будешь заворачивать моего ребёнка в этот ужас! — кричала дочь Алёна, когда Варя достала старое одеяльце для новорождённого.
Но когда малыш заболел, а лекарства не помогали, Алёна в отчаянии укутала его в ляпочиху. К утру температура спала.
Теперь Алёна сидела перед ноутбуком, разбирая бабушкину коробку. Среди катушек ниток — флешка в виде матрёшки.
На экране ожили:
- Она, трёхлетняя, в платье из того самого ситца.
- Бабка Агафья, ругающаяся на камеру.
- Прадед в тельняшке на фоне поморской ладьи.
Игла в её руке сделала первый стежок нового одеяла. В подкладку легли:
- Джинсы мужа (с их первого свидания)
- Шёлк от свадебного платья
- И... та самая флешка
Время летит неумолимо, совсем недавно, казалось бы, родившийся младенец вырос в шустрого мальца...
— Мам, смотри! — сын тыкал пальцем в синий лоскут. — Это дядя Микита?
На стене само собой включилось видео. В углу экрана мелькнуло: "Сохрани род".
За окном снова завывала метель. Но им было тепло.
Современный лоскутный мир стал сложнее: за красивым принтом может скрываться опасный состав, а за дешевизной — быстрое разрушение узора.
Но если подойти к выбору осознанно (как делали наши предки), даже простое одеяло станет наследством для внуков.
P.S. Как отличить качественную ткань от опасной? Читайте наш гид [«Китайские ткани-убийцы»] — там всё без прикрас.