Вступление на трон. Смутное время в Анатолии
Матерью Мурада была наложница правителя Османского бейлика Орхана I - Нилюфер-хатун. (на персидском языке означает «водяная лилия»). В 1324 году Нилюфер уже была в гареме Орхана, похоронена в Бурсе, в тюрбе (гробнице) Орхана Гази.
Наставником-лала молодого султана был османский военачальник Шахин-паша. Именно он помогал Мураду в покорении Румелии, за что стал первым бейлербеем («Бейлербей» переводится как «бей над беями» и является титулом наместника крупных территорий) Румелии.
После смерти Орхана Первого в 1362 году, на власть претендовали трое его сыновей – тридцатишестилетний Мурад, 26-летний Ибрагим и пятнадцатилетний Халил. Матерью Халила была дочь византийского императора Иоанна Шестого, Кантакузина Феодора, сам он был обручен со своей двоюродной сестрой, принцессой Ириной Палеолог, дочерью императора Иоанна Пятого Палеолога и родной сестры своей матери Елены Кантакузины.
Зато Мурада поддерживал кади (Кади (кази) – мусульманский судья) Бурсы Кара Халил Хайреддин-паша. За ним стояла армия, которая состояла из фанатичных мусульман, осуществлявших джихад. После смерти Орхана Гази, Халил-паша захватил контроль над столицей до прибытия Мурада.
Провозгласив себя первым султаном Османской династии, Мурад казнил бртьев Ибрагима и Халила. Воспользовавшись смутой правители соседних бейликов Караманидов и Эретнидов - Алаэддин-бей Караманид и Мухаммад-бей Эретнид вместе двинулись на Бурсу. Бахтияр-бей из Амасьи (Амасья – город и одноименный район в северной Турции). В описываемый период находилась в бейлике Эретна) захватил принадлежавшую османам Анкару. Богатые Джандаиды, владевшие портом Синоп (через него осуществлялась торговля по Великому шелковому пути) также могли присоединиться к противникам осман.
Однако, Мурад оказался хорошим полководцем. Весной 1363 года разбил всех противников под Эскишехиром (Эскишехир – город в Турции, находящийся в 350 км к юго-востоку от Стамбула).
Завоевания на Балканах
Мурад устремил свой взор на Балканы, где пока правила слабая Византия. Ее падения желали Венецианская и Генуэзская республики, которые не считали осман серьезными противниками.
Первым делом, в 1363 году османы захватили Филибе (Пловдив), ключ к болгарской столице Тырново (в 1186–1393 годах столица Второго болгарского царства находилась в городе Тырново (Велико-Тырново)..
Византийцы понимают, что скоро османы займутся ими. Чтобы этого не произошло, нанимают наёмников. Граф Амадей Савойский собрал тысячу восемьсот рыцарей с прислугой, которые 23 августа 1366 года захватили у осман Галлиполи. Граф за огромную сумму в 150 000 флоринов отдал город в управление Византиии.
- Флорин – название золотых монет, которые впервые начали чеканить из золота высокой пробы во Флоренции в 1252 году (отсюда и название), а позднее и в других странах. Стандартный вес флорина составлял около 3,5 грамма.
Мурад I не стал возвращать Галлиполи, а продолжил покорять другие балканские территории. В результате сербские правители и болгарский царь Иван Шишман признали власть осман.
Мятеж Савджи-бея
В мае 1373 года сын Мурада Савджи-бей, бейлербей Румелии поднял мятеж. Союзником Савджи-бея был наследник византийского престола Андроник Четвертый Палеолог.
Но мятежники были разгромлены, Савджи был казнен. Император Иоанн только бросил сына в тюрьму.
В 1376 году генуэзцы и Мурад I помогли Андронику взойти на престол. За это, Андроник передал генуэзцам небольшой остров, расположенный в северной части Эгейского моря, у выхода из пролива Дарданеллы - Тенедос, а Мураду вернул Галлипольский полуостров.
В 1379 году султан Мурад, вместе с венецианцами вернул престол Иоанну Пятому. Андроника отправили в ссылку в город на побережье Мраморного моря близ Стамбула - Силиври.
Второй этап завоеваний султана Мурада
Выступление Караманидов и Эретнидов против Османского государства в XIV веке имело значительные и далеко идущие последствия для политической карты региона. Женитьба Мурада I на дочери султана не обеспечила ему необходимой лояльности со стороны Алаэддин-бея I Караманида, который, несмотря на родственные узы, постепенно начал расширять свои владения за счет других анатолийских бейликов. В 1382 году Хусейн-бей из бейлика Хамидидов, стремясь улучшить свои позиции, продал часть своего бейлика Мураду I за внушительную сумму в восемьдесят тысяч золотых монет. При этом он признал себя вассалом османского султана, что подчеркивало растущее влияние Османской империи в регионе.
Однако всего через четыре года Алаэддин-бей предпринял попытку вернуть утраченные земли, что привело к вооруженному конфликту. Османы, под командованием Мурада, одержали победу над караманидскими войсками и осадили столицу Алаэддина — город Конью. В результате этого сражения Алаэддин-бей был вынужден уступить Мураду город Бейшехир, что открыло османам путь к дальнейшему завоеванию новых территорий на полуострове. В конечном итоге, при правлении Мурада, османские войска достигли побережья Средиземного моря, где их наиболее значительным завоеванием стала Анталия.
Интересно, что в отражении агрессии караманидов в 1386 году принимали участие отряды сербских воинов, которые надеялись на богатую добычу. Однако они были недовольны тем, что султан Мурад запретил грабежи мирного населения и обращение его в рабство. Султан строго наказывал тех, кто осмеливался нарушить его указания, и казнил разбойников, что вызвало среди сербов недовольство и породило мнение о вероломстве турок. Сербы, сражавшиеся на стороне османов, чувствовали себя преданными, так как их усилия не были должным образом вознаграждены, и они считали, что султан платит черной неблагодарностью тем, кто поддерживал его в борьбе.
Воспользовавшись внутренними разногласиями, султан Мурад также захватил земли в западной части бейлика Джандар.
На Балканах османами в 1385 году был завоеван Средец, и в 1386 году город Ниш в Болгарском царстве. Теперь надо было окончательно разгромить сербов.
Летом 1389 года Мурад с тридцатитысячным войском пошел против сербов. На Косовом поле близ Приштины их ждало объединенное двадцатитысячное войско многих балканских правителей.
Битва на Косовом поле, состоявшаяся 15 июня 1389 года, стала одним из ключевых событий в истории Балканского полуострова и важным моментом в борьбе между сербами и османами. Это сражение не только определило судьбу региона, но и стало символом национального самосознания для сербского народа.
Сербия, находившаяся под угрозой османского завоевания, объединила свои силы под предводительством князя Лазаря Хребеляновича. Князь Лазарь, известный своей храбростью и преданностью, стремился защитить свою страну от наступающей османской армии.
Сражение началось рано утром и продолжалось весь день. Обе стороны проявили невероятную стойкость и мужество. Сербы, сражаясь за свою землю и веру, стойко противостояли численно превосходящим силам противника. В ходе битвы, обе стороны понесли значительные потери.
Во время битвы, султан Мурад по неясным до сих пор причинам был убит. Что интересно, его сын Баязид сразу отдал приказ задушить своего брата Якуба. Несмотря на гибель султана османы победили.
Янычары
Янычары (от османского и турецкого yenieri, что переводится как «новое войско») представляли собой регулярные пехотные войска Османской империи, существовавшие в период с 1365 по 1826 год. Они были одной из ключевых составляющих военной силы империи, наряду с сипахами, которые представляли собой тяжёлую кавалерию, и акынджи, которые были легкой кавалерией, действовавшей на правах нерегулярных войск.
Янычары входили в состав капыкулу — элитных полков, которые служили личной охраной султана и состояли из профессиональных солдат, формально считающихся слугами султана. Эти войска не только выполняли боевые задачи, но и занимались полицейскими функциями, обеспечивая порядок в стране, охраняли важные объекты, боролись с пожарами и, при необходимости, исполняли карательные действия. Таким образом, янычары играли многофункциональную роль в османском обществе, сочетая военные и гражданские обязанности.
В новое войско, набирали юношей-христиан в возрасте от 8 до 16 лет. Это формирование в основном состояло из этнических групп, таких как албанцы, армяне, боснийцы, болгары, греки, грузины и сербы. Эти молодые люди, попадая в ряды янычар, воспитывались в строгих исламских традициях, что значительно влияло на их дальнейшую жизнь и мировосприятие.
Процесс набора детей, известный как девширме, представлял собой своеобразный налог кровью, который накладывался на христианское население Османской империи. Дети, набранные в Румелии, то есть на Балканах, часто отправлялись на воспитание в турецкие семьи, находящиеся в Анатолии, и наоборот. Это не только обеспечивало пополнение рядов янычар, но и способствовало интеграции различных этнических групп в османское общество.
Османские власти, создавая войско из рабов, одновременно решали и внутренние политические задачи. Это позволяло им создать мощный противовес местному поместному войску, известному как сипахи. В начале своего существования янычары набирались исключительно из числа христианских детей по определённой разнарядке. Военная служба в рядах капыкулу, как назывались янычары, открывала перед ними возможности для достижения высокого социального статуса и влияния в обществе.
Янычары официально считались рабами султана и проживали в специальных монастырях-казармах. Им было запрещено жениться и создавать собственные хозяйства вплоть до 1566 года. Все имущество, оставшееся после смерти или гибели янычара, переходило в собственность полка, что подчеркивало их статус и зависимость от военной структуры.
Помимо военного дела, янычары также обучались различным наукам и искусствам. Они изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки, что позволяло им развиваться не только как воинам, но и как образованным людям. Раненые или пожилые янычары могли рассчитывать на пенсию, что также способствовало их социальной адаптации. Многие из них, завершив службу, успешно продолжали свою карьеру в гражданской сфере, занимая различные должности и получая признание в обществе.
С 1683 года в ряды янычар стали принимать и детей мусульман, что еще больше изменило состав и структуру этого военного формирования.
Таким образом, процесс формирования и функционирования янычар был многогранным и сложным. Это не только военное подразделение, но и социальный институт, который оказывал значительное влияние на жизнь Османской империи. Янычары стали символом военной мощи и одновременно инструментом интеграции различных этнических групп в единую османскую идентичность, что в свою очередь способствовало укреплению империи и её власти на протяжении веков.
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, может подпиской! Впереди, на канале, много интересного! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!