Найти в Дзене
Советы мечтателям

Про возможность отката купленного авиабилета и проект изменений в ФАП-82 от Минтранса

Давно не благодарил читателей за поддержку – суета сплошная, кое-как отбиваюсь от налоговой, энергетиков и прочих служб, которые сейчас ищут повод задушить меня. Пока вроде справляюсь, но каждое сообщение сейчас особенно кстати. Поэтому от всей души поблагодарю поддержавших меня Юрия Львовича и Артёма Васильевича.

Сегодня статья получилась огромная, но не стану разбивать, она об одном. И, поверьте, здесь всё важно. Быстро дам комментарий общий к статье своей: «Зачем нужна регистрация?». Расскажу про основные отличия жд билета от авиа. Основная проблема в том, что электронный билет на самолёт сильно отличается от железнодорожного билета. Железнодорожному билету в принципе не нужна была электронная регистрация. Её ввели только в тот момент, когда списки пассажиров приносили к поезду, и была возможность быстро сдать билет перед отправлением и прибежать в поезд, так как списки уже были распечатаны для проводников. Сейчас всё в ПТСД, поэтому регистрация на поезд ушла сама собой.

Электронный билет на поезд может содержать только один сегмент, в нем прописывается текущий тариф и приобретенный набор услуг. Билет выписывается только в одной системе бронирования, выручка поступает вся на один счёт. Билет существует сам по себе, PNR не требуется.

Электронный билет на самолёт может содержать несколько сегментов в себе (по одному билету можно слетать туда-обратно с пересадкой), в нём обычно 4 электронных полётных купона. В билете на самолёт не прописываются места и услуги (это только в отдельных документах ЕМД/МСО), поэтому привязка этих документов производится на регистрации. В билете основная информация касается денег – это код примененного базового тарифа и скидок для него, расчёт калькуляции со всеми сборами. А главное – валидатор агента, который взял деньги и ответственен за взятые с пассажира деньги, а также расчётный код перевозчика, которому деньги предназначаются. Ну и само собой PNR, в которой содержится иная информация – персональные данные пассажира (они не в билете), контактная информация (тоже не в билете), информация об услугах и выписанных МСО/ЕМД, карточке частолетающего пассажира опять-таки о месте выписки и контактах агента. PNR обычно две – одна в ГРС, другая в GDS. Билеты могут быть с открытой датой, на подсадку, могут быть различные варианты интерлайна. Это отличает билет на самолёт от билета на поезд. У него намного шире функционал и больше связей, что требует регистрации, так как у пассажира по факту не билет, а десяток различных документов, которые необходимо перед рейсом связать между собой в посадочном талоне.

-2

Прошу прощения за долгую отповедь.

Сейчас все заговорили про период охлаждения купленного авиабилета, мол, нужно, чтобы пассажир имел возможность тщательно всё проверить после покупки, а в случае ошибки отказаться от билета путём его аннулирования. Технически такой функционал есть в системе бронирования. Например, в Сирене в течении 20 минут после выписки билета можно ввести команду «ОТ», которая аннулирует выписку билета, а на экране высвечивается надпись «ОТКАТ ПРИНЯТ». Это не равносильно возврату, это просто аннуляция.

Вспомните, раньше в кассе вам давали распечатанный билет и говорили проверить в нём все данные, чтобы, если что не так, можно было сделать его замену. Но сейчас билеты приобретаются в интернете, где пассажир в момент оплаты не видит маску билета перед глазами, чтобы ещё раз проверить. Поэтому частенько возникают ошибки. Отвлёкся и купил не на ту дату или ошибся при вводе персональных данных. А интернет-оператору доказывать бессмысленно. Если билет приобретался в приличном агентстве, есть ещё шанс дозвониться и оперативно откатить, но тут как повезёт.

Минтранс сразу же отказался от этой идеи. Ещё бы – она даёт хоть какие-то права пассажиру, а не перевозчику, но под давлением Госдумы, которая подхватила шум, решили изучить этот вопрос. Вероятно, что функционал допилят. На мой взгляд, двадцать минут достаточно для проверки. Желательно бы ещё красные буквы по центру экрана, что нужно проверить. Хотя в билете нужно проверять всё.

-3

Теперь про проект изменений в ФАП-82. Наконец-то появились здравые идеи. Минтранс подготовил проект изменений в основной документ – ФАП-82, где прописываются права и обязанности пассажира и перевозчика. Причины написаны прямо: Намерение перевозчика, иных организаций снизить затраты на себестоимость оказываемых услуг по договору воздушной перевозки, Максимизация прибыли перевозчика, иных организаций при исполнении договора воздушной перевозки, Незнание пассажира своих обязанностей при договоре воздушной перевозки, Правовая неопределенность отдельных обязательных требований, влекущая разное толкование норм права.

А причиной стали многочисленные обращения в Минтранс пассажиров, которых только в 2023 году насчитали более 3 тысяч. Причём, как ни странно, но идеи все здравые. И они направлены не на ограничения перевозчика, а на отсутствие разночтений и честную игру. То есть установить четкие правила и требования. Чтобы не было обмана пассажира. Пассажир получает четкую информацию, перевозчик не может кинуть пассажира.

Текст документа опубликован на портале, он большой и очень полный и интересный, советую прочитать всем, но я основные моменты распишу ниже. Комментарии небольшие, так как тезисы чёткие и не нуждаются в комментариях.

«Отсутствие требований к пассажиру при бронировании/заключении договора воздушной перевозки о предоставлении перевозчику персональных данных и, при наличии, об особых условиях перевозки пассажира, багажа может повлечь нарушение прав перевозчика на обработку персональных данных при заключении такого договора и невозможность оказания услуг по нему» - пассажир передаёт перевозчику свои персональные данные в большом объёме, с которыми работает не только перевозчик, но и агенты и аэропорты. Фактически, любой агент перевозчика или работник аэропорта может порыться в вашем бронировании, где есть ваши персональные и контактные данные.

Следующий момент, который будет уточняться – «Отсутствие требований к перевозчику о предоставлении необходимой информации пассажиру при бронировании/заключении/оплате договора воздушной перевозки может повлечь нарушение прав пассажира на выбор оказываемых услуг, включая условий договора воздушной перевозки, а также на получение оплаченных услуг по договору воздушной перевозки». По факту перевозчик может навязывать страховки, хотя пассажир и так застрахован. Но это например. Навязать выбор места, даже если в этом нет необходимости. Но если проблему смотреть глубже, то вообще нет требований к перевозчику по предоставлению информации. Сначала навязывается вал услуг, а потом просто дата и рейс, мол, всё электронно.

«Отсутствие требований к порядку оплаты перевозки пассажира, багажа, груза при воздушной перевозке может повлечь нарушение прав перевозчика на заключение договора возмездного характера» - порядок оплаты тоже не оговорен. Сейчас он остаётся на усмотрение перевозчика.

«Отсутствие требований к порядку оформления перевозочных документов (билета, грузовой накладной, багажной квитанции, ордера разных сборов,) а также необходимой информации, содержащейся в них, может повлечь нарушение прав пассажира на подтверждение оплаты услуг и на получение оплаченных услуг при заключении договора воздушной перевозки» - это вообще в точку. Требований к маршрут-квитанции нет. К билету были требования, но билет стал электронным. А в маршрут-квитанции можно запихать много рекламы, но мало информации. А пассажиру нужно многое. И этот порядок нужно прописать обязательно.

«Отсутствие требований к расписанию движения воздушных судов и выполнению регулярных (чартерных) рейсов может повлечь риск нарушения прав пассажира на своевременность получения оплаченных услуг по договору воздушной перевозки» - если пассажир опоздает на свой рейс, то он не допускается к перевозке, в то же время перевозчик может вертеть расписанием как хочет -требований нет. Можно вместо задержки рейса сделать отмену и перенос пассажиров на другой рейс. Задержки не будет.

«Отсутствие требований к порядку проведения регистрации пассажиров и оформлении багажа, а также посадки пассажиров на борт воздушного судна (включая время прибытия на регистрацию на рейс, на выход на посадку на борт воздушного судна) может привести к риску нарушения прав пассажира на принятие пассажира и его багажа к перевозке, на предоставление выбранного пассажиром места на борту воздушного судна, на получение документов, подтверждающих сдачу багажа» - это как раз случай, когда пассажиры приезжают за два часа на регистрацию, в результате опаздывают из-за диких очередей, а авиакомпания разводит руками, мол, раньше приезжать нужно, очереди же.

«Отсутствие требований к перевозчикам о совместном размещении пассажиров с детьми до 12 лет может повлечь риск причинения вреда жизни или здоровью детей до 12 лет» - тут приказали, но приказ нужно зафиксировать в ФАП.

«Отсутствие требований об обязанности перевозчика по сохранности зарегистрированного багажа после регистрации пассажира может создать риск нарушения прав пассажира на сохранность его имущества» - вот тоже момент, ведь багаж по факту не страхуется. Тут можно натянуть ГК и прочие нормативные документы, но ответственность ограничена.

«Отсутствие требований к перевозчикам, обслуживающим организациям о необходимом информировании пассажиров в аэропорту (в том числе о времени отправления и прибытия воздушных судов, о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно и др.) может привести к риску опоздания пассажира и неполучения оплаченных услуг по договору воздушной перевозки» - это про тишину в аэропортах и малое количество мониторов. Необходим стандарт, в том числе и об объявлениях.

«Отсутствие требований к перевозчикам, обслуживающим организациям о необходимом перечне предоставляемых услуг при воздушной перевозке (включая регистрацию пассажиров и оформление багажа, доставку пассажиров к месту стоянки воздушного судна, организацию их посадки в воздушное судно, доставку багажа к месту стоянки воздушного судна, погрузку, размещение и крепление багажа на борту воздушного судна, обеспечение выхода пассажиров из воздушного судна, доставку пассажиров в здание аэровокзала, выгрузку багажа из воздушного судна, транспортировку и выдачу багажа пассажирам, а также предоставление прохладительных и/или горячих напитков и питания на борту воздушного судна, а также первой медицинской помощи) может привести к риску взимания дополнительной платы с пассажиров за указанные услуги» - опять-таки, тут тоже нет требований. Как и в предыдущем пункте возможны разночтения.

«Отсутствие требований к перевозчикам о предоставлении пассажирам питания и напитков при задержке рейса может повлечь риск причинения вреда здоровью пассажиров» - тут я вспомнил Нордвинд, который при восьмичасовой задержке потащил нас в подвальное кафе, где всем раздали по пластиковому контейнеру с гречкой с сосиской, а также по 2 куска хлеба и 0,25 воды. В принципе, питание предоставили. Но это мало, да и не все гречку едят.

«Отсутствие требований к ребенку в возрасте до двух лет, ребенку-инвалиду в возрасте до двенадцати лет, а также к пассажиру, признанного судом недееспособным, пассажиру из числа инвалидов по слуху и зрению одновременно о перевозке только в сопровождении совершеннолетнего пассажира может повлечь риск причинения вреда жизни или здоровью указанных категорий пассажиров, а также иных пассажиров» - тут тоже нужны ссылки, а то ведь отказывать права не имеют.

«Отсутствие требований к ребенку в возрасте до двенадцати лет о перевозке только в сопровождении совершеннолетнего пассажира, либо без сопровождения указанного пассажира под наблюдением перевозчика, может повлечь риск причинения вреда жизни или здоровью указанных категорий пассажиров» - тут тоже хотелось бы не оставлять на усмотрение перевозчиков. Требования должны быть едиными.

«Отсутствие требований к порядку перевозки трансферного пассажира и его багажа, создаст риск необеспечения стыковки рейсов, задержки или опоздания пассажира на рейс в аэропорту трансфера, неперегрузки трансферного багажа и, как следствие, неполучение его пассажиром в аэропорту назначения» - тут по факту тоже нет обязательств, они не прописаны, поэтому в случае потери стыковки пассажиру никто ничего не должен.

«Отсутствие требований о предоставлении процентных скидок на воздушную перевозку детям до 12 лет от тарифов может повлечь риск нарушения прав таких детей на предоставление льгот» - скидки ввели, но в ФАПе до сих пор ничего нет.

«Отсутствие требований к порядку остановки пассажира в пути по маршруту перевозки в пределах срока действия обязательства перевозчика по перевозке пассажира (условий, что она заранее должна быть согласована с перевозчиком, указана в билете, учтена при расчете стоимости перевозки, а при международной перевозке также разрешена государственными органами той страны, на территории которой предполагается остановка) создаст риск отсутствия у пассажиров информации о праве и порядке прерывания своей перевозки в пункте остановки, риск не получения услуги или неправильного выбора услуги» - это про стоповеры. Они есть, как класс, но в ФАПе о них ничего нет.

«Отсутствие требований о принятии перевозчиком к перевозке сверхнормативного, негабаритного, тяжеловесного багажа пассажира при наличии на воздушном судне свободной провозной емкости и при условии оплаты пассажиром провоза такого багажа создаст риск невозможности перевезти указанный багаж в связи с непринятым перевозчиком такого багажа к перевозке, а также риск причинения вреда жизни или здоровью пассажиров (безопасность полетов при превышении пределов коммерческой загрузки воздушного судна)» - тут тоже вопрос гарантии перевозки при оплате. Пока что даже оплата ничего не гарантирует.

«Отсутствие требований об условиях принятия багажа к воздушной перевозке (исправная упаковка, отсутствие повреждений) повлечет риск нарушения прав пассажиров на сохранность имущества при перевозке» - это к вопросу о требованиях к самому багажу. Помните, как Пулково в прошлом году запретили самим заматывать сумки.

«Отсутствие требований по перевозке пассажира и его багажа на одном воздушном судне создаст риск несвоевременной доставки багажа пассажира» - а пока багаж можно не загрузить, чтобы не задержать рейс.

«Отсутствие требований к ручной клади и багажу, перевозимого на борту воздушного судна (вес, предметы, перевозимые в ручной клади без дополнительной платы) создаст риск нарушения прав пассажиров непринятием перевозчиком этих вещей для перевозки в качестве ручной клади в салоне воздушного судна, а также риск причинения вреда жизни или здоровью пассажиров в связи с загромождением проходов в салоне воздушного судна (безопасность полетов)» - а это то, о чём долго писал – ручная кладь размером со спичечный коробок.

«Отсутствие требований к выдаче зарегистрированного багажа повлечет риск нарушения прав пассажиров на сохранность имущества и своевременность получения багажа пассажира» - сроки выдачи не оговорены, способы выдачи тоже.

«Отсутствие требований по хранению и розыску зарегистрированного багажа повлечет риск нарушения прав пассажиров на сохранность имущества» - это есть в документах перевозчика, но в ФАПах отсутствует.

«Отсутствие требований по порядку приема к воздушной перевозке груза и его дальнейшей перевозки (в том числе выдача, розыск, хранение) создаст риск нарушения прав грузоотправителя/грузополучателя на получение оплаченных услуг, на сохранность имущества, риск неисполнения условий договора воздушной перевозки груза перевозчиком» - тут вообще сейчас анархия.

«Отсутствие требований по перевозке на воздушном транспорте грузов, требующих особых условий перевозки, создаст риск нарушения прав грузоотправителя/грузополучателя на сохранность имущества, а также причинения вреда жизни или здоровью пассажиров (безопасность полетов)» - тут тоже ссылки на международные документы и правила перевозчика, но по факту в ФАПе ничего нет.

«Отсутствие требований к порядку прекращения, изменения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза создаст риск нарушения прав пассажиров на прекращение, изменение договора» - а это тоже интересный момент. Сейчас перевозчик может отменить рейс и вернуть пассажиру деньги в последний момент. Но билет за них он уже не купит.

«Отсутствие требований к порядку возврата денежных сумм, уплаченных за перевозку, создаст риск невозврата или необоснованного увеличения срока возврата денежных сумм, уплаченных за перевозку» - тут всё и так понятно. Картой оплатили, а про деньги могут сказать, что будут идти месяц. Пойди проверь.

Обратная связь - связаться с автором

https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA

------------------------------------------------------------------------------

1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:

Про возможность отката купленного авиабилета и проект изменений в ФАП-82 от Минтранса

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:

https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html

https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:

https://unicorm.ru/