Скептически отношусь к психоанализу в целом и недолюбливаю Фройда по целому ряду причин, но его теория трехкомпонентной структуры личности мне во многом близка.
"Супер-эго", оно же "сверх-я" в психоаналитической психологии - это одна из трех составляющих нашей личности, ее морально-нравственный стержень, сформированный культурной средой в процессе социализации. Это голос совести, который внушает нам чувство вины и стыда, если что-то в наших действиях противоречит тому, какими мы бы хотели видеть себя в идеале.
Не трудно догадаться, что идеальное "Я" у представителей разных народов может существенно разниться. Чем свободнее нравы, тем меньше причин для самобичевания, чем консервативнее - тем больше.
Огромное количество запретов создает огромное нервное напряжение, а значит высокую вероятность сорваться и поддаться "животным импульсам", с последующим наказанием себя за провинность.
Потребность в справедливом наказании себя любимого может происходить бессознательно и выражаться в виде аутоагрессии, которая в свою очередь может проявляться максимально разнообразно, например, в виде:
- вредных привычек;
- опасных развлечений;
- бессонницы;
- переедания;
- недоедания;
- нейродермита;
- самоповреждений.
Причем может сформироваться вторичный заколдованный круг аутоагрессивного поведения: человек наказывает себя за некую провинность, например, перееданием, а за переедание самоповреждением, а за это перееданием... Ловушка захлопнулась.
Итак, в нашей психике есть некая карающая длань, имя которой супер-эго. Какой выход?
Перестать себя душить, конечно же. Не сложно воздерживаться от жестокости, если вы не психопат (а будь вы психопатом, вы бы и не терзались угрызениями совести), всё остальное, что в рамках закона, можно себе разрешить.
Да, разрешить себе измены, разрешить себе подлость, трусость, лицемерие и прочие постыдные вещи.
НО!
Разрешить - не значит практиковать, сюрпрайз.
"Я не могу поступить подло" и "Я могу поступить подло, но воздержусь" - принципиально разные жизненные позиции с одинаковым внешним результатом - отсутствием неблаговидного поступка. Только в первом случае вы в напряжении с головы до пят, во втором - напряжение отсутствует.
"Мне нельзя захомячить торт в одно лицо" меняем на "Мне можно захомячить торт в одно лицо, но зачем?"
"Я не имею права чувствовать себя хорошо, когда столько людей на земле страдает" меняем на "Я имею право чувствовать себя хорошо, а мое поганое моральное состояние страждущим все равно ничем не поможет".
Как-то так.