Найти в Дзене
Неизвестный Туран

Восточный чинк Устюрта. Между урочищами Улькентумсык и Акбулак

Когда утром в течении часа я достиг мыса Улькентумсык (явно назван в честь графства Кент) Восточного чинка Устюрта стало понятно, что несмотря на крайне медленное продвижение, обусловленное частыми остановками в поисках каньона, мы с "Белкой" более менее находимся в графике и можно решиться на какую-нибудь незапланированную авантюру. Просматриваемая под чинком Устюрта дорога манила и обещала дополнительные приключения. Мне оставалось пройти 7,5 км на юг до того места где можно было спуститься под обрыв чинка к роднику Ак-Булак и попробовать по этой грунтовке вернуться обратно к урочищу Улькентумсык для того, чтобы попытаться забраться вовнутрь каньона. Обычно туристы ограничиваются только осмотром его с обрыва. Из предыдущей части моего повествования (см. ссылку в конце) вы знаете, что на самом деле это никакой не каньон, а просто огромная трещина между блоками отседания сарматского известняка, которую гиды продают доверчивым туристам как каньон, дабы не тащиться к Касарме где рельеф с

Когда утром в течении часа я достиг мыса Улькентумсык (явно назван в честь графства Кент) Восточного чинка Устюрта стало понятно, что несмотря на крайне медленное продвижение, обусловленное частыми остановками в поисках каньона, мы с "Белкой" более менее находимся в графике и можно решиться на какую-нибудь незапланированную авантюру. Просматриваемая под чинком Устюрта дорога манила и обещала дополнительные приключения. Мне оставалось пройти 7,5 км на юг до того места где можно было спуститься под обрыв чинка к роднику Ак-Булак и попробовать по этой грунтовке вернуться обратно к урочищу Улькентумсык для того, чтобы попытаться забраться вовнутрь каньона. Обычно туристы ограничиваются только осмотром его с обрыва.

Миновав мыс Улькентумсык выгнал Белку на первую обзорную точку
Миновав мыс Улькентумсык выгнал Белку на первую обзорную точку

Из предыдущей части моего повествования (см. ссылку в конце) вы знаете, что на самом деле это никакой не каньон, а просто огромная трещина между блоками отседания сарматского известняка, которую гиды продают доверчивым туристам как каньон, дабы не тащиться к Касарме где рельеф сильно интереснее.

После того как я миновал мыс Улькентумсык геологическое строение панциря плато Устюрт резко сменилось. На смену толстой "броне" матерых сарматских известняков с подстилающей глиной пришли более "тощие" пласты меньшей прочности и нижняя граница панциря перестала быть такой отчетливой, как это было на протяжении почти 150 километров севернее. Возможно это связано с непростой тектонической ситуацией: находящейся в этом месте северной оконечностью Куаныш-Коскалинского вала и его границей с Судочьим прогибом. Сейчас мы находимся над северной, наиболее приподнятой, оконечностью вала (Куанышское поднятие), простирающегося в меридиональном направлении. Вал состоит из грабен-горстовых структурных элементов разделенных разломами (Нефтегазоносность.., 2018).

Именно туда я решил попасть по дороге что на плато ниже, как раз вон к тем красивым как башни замка скалам. Справа поднимается что-то типа последнего гребня выдавливания.

К сожалению, все описанное выше увидеть нельзя, так как сам Куаныш-Коскалинский вал находится глубоко в недрах земли и даже то, что мы видим в геологическом разрезе чинка это его слабое отражение в пластах осадочных пород олигоцен-миоценового и сарматского возраста. Возможно именно в силу наличия этой тектонической структуры до самого мыса Урга характер осадочных пород меняется, они становятся более рыхлые и подверженные разрушению естественными факторами среды. Это, а так же ушедшее отсюда в последние десятилетия Аральское море, сказалось на том, как выглядит здесь промежуточная ступень чинка.

Блоки отседания здесь более массивные, но менее выраженные в рельефе. Валы выдавливания присутствуют, но из-за меньшего давления и минимальной обводненности подстилающих известняки олигоцен-миоценовых глин слабо выражены и сильно разрушены. В результате этого здесь на промежуточной ступени чинка мы видим не уже ставшие привычными несколько сменяющих друг друга четких гребней и ложбин между ними, чье количество соответствует трансгрессиям Арала в прошлом, а одно обширное плато, длиной свыше 8 км и шириной до 500 метров, когда-то отколовшееся в от основного массива Устюрта и разделенное вдоль лишь еле заметным гребнем выдавливания. Более того, плато, состоящее из менее прочных чем севернее пород, пересечено поперек многочисленными сухими промоинами и балками, созданными водяными потоками в короткие сезоны паводков. Где-то эти промоины совпадают с трещинами, а где-то дополнительно подпитываются родниками. Глядя сверху с обрыва на эти балки становилось понятно, что они представляют собой серьезное препятствие и я даже засомневался в проходимости на вид сухой дороги под чинком Устюрта. Но была надежда проскочить под самым обрывом чинка.

Вид на промежуточную ступень чинка между урочищами Улькентумсык и Акбулак
Вид на промежуточную ступень чинка между урочищами Улькентумсык и Акбулак
Вид на север  сторону мыса Улькентумсык и одноименного урочища
Вид на север сторону мыса Улькентумсык и одноименного урочища
Вон эти коварные балки, чьи верховья начинаются под самым чинком
Вон эти коварные балки, чьи верховья начинаются под самым чинком

Едем дальше в сторону спуска с чинка у родника Акбулак.

Каменный тур, что он здесь отмечает я не знаю. Но и на этом отрезке существует несколько одиночных могил и кладбищ, более тяготеющих к урочищу Акбулак
Каменный тур, что он здесь отмечает я не знаю. Но и на этом отрезке существует несколько одиночных могил и кладбищ, более тяготеющих к урочищу Акбулак
Вид на север сторону мыса Улькентумсык и одноименного урочища
Вид на север сторону мыса Улькентумсык и одноименного урочища
Вид в южном направлении. Еще совсем недавно, каких-нибудь 40 лет тому-назад здесь у подножия промежуточной ступени чинка Устюрта плескалось Аральское море
Вид в южном направлении. Еще совсем недавно, каких-нибудь 40 лет тому-назад здесь у подножия промежуточной ступени чинка Устюрта плескалось Аральское море
А вот и тот самый спуск с чинка к роднику Акбулак. Видите черную точку? Это машина с туристами, первая уже стоит за моей спиной
А вот и тот самый спуск с чинка к роднику Акбулак. Видите черную точку? Это машина с туристами, первая уже стоит за моей спиной

Тут самое время вернутся к описанию Хивинского похода 1873 года из мемуаров Е.С.Саранчева. Для тех, кто только к нам присоединился, напоминаю, что мой путь на протяжении 200 километров в точности повторяет путь русской армии. отправившейся покорять Хивинское царство весно 1873 года и как раз в эти дни более 152 года тому назад проходившей в этих местах. Вот что пишет Е.С.Саранчев об этом отрезке пути:

30-го апреля совершили переход (от урочища Кабан-Бай где я ночевал этим утром. Прим. мой) около 30 верст и пришли на урочище Аджи-бай (Ак-суат (Акбулак), прим мой, разъяснение смотрите далее). Еще на предыдущей станции вожаки заявили, что на всем остальном протяжении пути до мыса Урга воды или вовсе не будет, или же если и будет, то горько-соленая. На основании этого на урочище Кабан-бай наполнили водой все имевшиеся в отряде баклаги. По приходе на место бивуака (это место находится примерно на 8 километров к ЮЗ), мы действительно не нашли ни озер, ни колодцев на террасах. Небольшое количество воды было найдено в двух колодцах около моря; вода в них была солона и отдавала гнилью. Когда приступили к рытью новых колодцев, то углубившись до 2 саж., пришлось отказаться от надежды этим способом достать воду: бывший в начале песок сменился липкою синеватою глиной, которая вырывалась весьма трудно; пробуя в глубь сверлом до 20 фут., воды вовсе не было обнаружено. Что касается до колодцев, которые мы пробовали вырывать непосредственно около самого моря, то вода в них почти не отличалась от морской. Вскоре явились джигиты, которые начали поить лошадей прямо с моря. Это подало мысль, прекратив бесполезную работу, дозволить поить животных с моря; для людей же могла служить вода, привезенная со станции Кабан-бай.
Вожаки между тем были посланы с целью осмотреть все известные им места где прежде находилась вода. Эта мера оказалась действительной: часа два спустя явился один из вожаков, заявивший, что н
а одной из террас, верстах в 4 севернее места расположения отряда, находится вода в родниках (возможно это был родник Акбулак, только в источнике расстояние указано в 2 раза меньше. Прим мой). Поехав с ним, я действительно нашел до 10 родников с водой, хотя и соленой, но все-таки значительно лучшей чем морская. Это обстоятельство дало возможность отряду не только пользоваться водой на месте, но и возобновить запас для дальнейшего движения.
1-го мая, совершив переход около 30 верст, эшелон дошел до
урочища Ак-суат, где и расположился бивуаком в расстоянии 2–3 верст от места спуска с Чинка к морю... (Саранчев Е.С., 1874).

Вид на север сторону мыса Улькентумсык и одноименного урочища. Где-то здесь внизу у правого обреза кадра должен быть родник Акбулак
Вид на север сторону мыса Улькентумсык и одноименного урочища. Где-то здесь внизу у правого обреза кадра должен быть родник Акбулак

Если следовать описанию Саранчева, то расстояние от урочища Кабан-Бай до мыса Урга составляет около 84 верст и отряд прошел их за три дня отрезками в 30, 30 и 24 версты с ночлегами в урочищах Аджи-бай и Ак-суат соответственно. При взгляде на современную карту и космосъемку получается несколько другая картина. Расстояние между урочищем Кабан-Бай и мысом Урга составляет около 90 км, что в общем-то сопоставимо с данными Саранчева. Однако название урочищ и расстояние между ними не бьются. Так урочище Аджи-бай расположено на расстоянии не менее 64 км от урочища Кабан-Бай, а урочище Ак-суат я вообще не нашел. Вместе с тем описание событий и родников говорят нам, что Саранчев не ошибся с местами ночлега, но перепутал названия местами. Если за Ак-суат принять нынешнее урочище Акбулак (еще один одноименный Акбулак находится примерно в 150 км севернее) и соответственно взаимозаменить в тексте Саранчева топонимы Ак-суат и Аджи-бай (последнее урочище имеет точную и бесспорную привязку на топооснове), то все встает на свои места. Можно конечно предположить, что при издании его мемуаров перепутали листы с описанием событий 30 апреля и 1 мая, но нет, сама канва событий и родники говорят не в пользу этой версии. Так что будем считать Ак-суат Саранчева нынешним урочищем Акбулак.

Нива с двумя пожилыми японцами пришла с Муйнака по объездной через буровые. Это были первые иностранные туристы, которых я встретил на своем пути
Нива с двумя пожилыми японцами пришла с Муйнака по объездной через буровые. Это были первые иностранные туристы, которых я встретил на своем пути

Отсюда до Муйнака не менее 80 км. Про короткую дорогу с Урги водитель Нивы ничего не слышал. Если ехать на каньон и севернее к Юртовому лагерю и мысу Актумсык, то это самая короткая, но и не интересная дорога. Я же планирую выйти на Муйнак через камыши из района газоперекачивающей станции чуть севернее Урги.

Водитель Нивы дожидает второй "джип". Как я понял с Муйнака на Устюрт сильно бюджетнее ездить чем из Нукуса, но и машины соответствующие. Родник Акбулак должен быть внизу слева.
Водитель Нивы дожидает второй "джип". Как я понял с Муйнака на Устюрт сильно бюджетнее ездить чем из Нукуса, но и машины соответствующие. Родник Акбулак должен быть внизу слева.
Участок пути в 7,5 км который я только что описал и мой маршрут. И пусть вас не смущает море справа. Использован лист карты L-40-141 М 1:100000 издания 1985 года. Состояние местности на 1981 год
Участок пути в 7,5 км который я только что описал и мой маршрут. И пусть вас не смущает море справа. Использован лист карты L-40-141 М 1:100000 издания 1985 года. Состояние местности на 1981 год

Еще 31 минута потрачена пройдено 7,5 км. На часах 09.40 по пермскому времени. Продолжение следует.

Использованная литература:
1.
Нефтегазоносность плато Устюрт. Neftegaz.ru, 2018
2. Саранчев Е.С. Хивинская экспедиция 1873 года. Записки очевидца сапера Е. Саранчова. — СПб., тип. Ф. Сущинского, 1874. — 186 с.

Предыдущий репортаж "В поисках легендарного каньона от урочища Кабанбай до мыса Улькентумсык" был здесь:

Навигация по репортажам о Большом Центрально-Азиатском путешествии здесь...
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки и оставляйте вопросы, я обязательно на них отвечу. Спасибо.

Оригинал поста
в моем ЖЖ здесь...