Что необходимо для успеха переговоров о мире, которые ведутся сейчас между российскими и американскими представителями? Прежде всего, уверенность в том, что их участники обладают реальной силой и полномочиями, чтобы реализовать их результаты. Чтобы, во-вторых, переговорщики сдерживали свое слово и не нарушали достигнутых договоренностей. Ну и, наконец, наличие общей цели даже при серьезной разнице в подходах к ее достижению. Для России мир на Украине является жизненной необходимостью, и она эти требования соблюдает, что признает даже американская сторона.
Но вот что касается Трампа и его администрации, тут большие сомнения. Для них Украина вообще-то третьестепенное направление и возможность хоть как-то компенсировать расходы на военную помощь терпящему поражению киевскому режиму. Короче, серьезной мотивации у них нет, а значит, и относиться к этому можно как к третьестепенному делу.
Перечисленных выше критериев переговорного успеха американцы пока не соблюдают, да и вряд ли будут соблюдать. Начать с того, что возможности Трампа как сильного политика сильно преувеличены. Любой американский президент, как отмечал еще бывший государственный секретарь США Г. Киссинджер, может изменить внешнюю политику страны не более, чем на три процента. Американские президенты Рузвельт и Кеннеди были здесь исключением, они могли преодолеть эти три проценты, пойти против так называемого мейнстрима правящей элиты.
Трамп, в отличие от них, больше бизнесмен, чем политик. Он действительно непревзойденный специалист по части торговых сделок, где главное – умение надвить и обмануть своих партнеров, исходя, прежде всего, из собственной выгоды. В государственных же делах разбирается смутно и плохо. Использование в них торгашеских методов и подходов часто приносит прямо противоположный результат. Отсюда поток заведомо невыполнимых обещаний, постоянное тщеславное бахвальство наряду с привычным американским высокомерием, да и другие «ляпы», отталкивающие от Белого Дома даже близких союзников. Самовлюбленная уверенность удачливого торгаша, что деньгами, то есть долларами, можно всё купить, нередко идет вразрез со сложившимися политическими реалиями.
Самого Трампа часто представляют как противника так называемого «внутреннего государства». Однако его вторичное избрание на президентский пост – результат компромисса с этим государством, то есть, с истеблишментом республиканской и демократической партий. Отсюда и впечатляющий, «оглушительный результат». Ведь до самого последнего момента он шел вровень с кандидатом от демократов К. Харрис.
Сам Трамп как неглупый человек сознает свои политические «минусы» и потому постоянно уступает давлению критикующих его русофобски настроенных ястребов, как республиканцев, так и демократов, которые задают тон в Конгрессе США. А они никогда не одобрят соглашения, которое действительно обеспечит Украине мир и ликвидируют ее как возможный плацдарм для борьбы с Россией. Даже если этот плацдарм сузится до размеров одной-двух западных украинских областей. Для Трампа их позиция куда важней, чем лавры успешного миротворца, к чему он так стремится. Тем более, что сам американский президент, да и его окружение, по своим взглядам близки к этим «ястребам».
В свой первый президентский срок Трамп выступал за улучшение отношений с Россией и мир на Украине. Но после обвинений в «чрезмерной уступчивости к русским» и «прямой работы на Кремль», резко ухудшил отношения с Россией, ввел против нее ее жесткие санкции и стал оказывать военную помощь Украине. И сегодня он под давлением аналогичных обвинений отказывается прекратить военную поддержку Украине, а также прямо, а еще больше косвенно, через своих европейских сателлитов, усиливает санкционный нажим на российское государство. Все его шумные разногласия с европейскими лидерами сводятся к попыткам возложить на них большую часть военных расходов, прежде всего, в противостоянии с той же Россией. Привычное для Вашингтона стремление воевать чужими руками и за чужой счет, наживаясь при этом на военных поставках. Европе, естественно, это не очень-то нравится. Но общего, то есть русофобии, у этой компании все-таки больше. Милые бранятся, только тешатся….
Теперь о трамповских обещаниях. Их истинную цену наглядно показал телефонный разговор с В. Путиным. Российский президент, следуя достигнутой договоренности, тут же дал указание прекратить ракетные и дроновые налеты на украинские энергоструктуры. Трамп не сделал этого до сих пор. Позже солгал, что американцы, де, не участвуют в войне на Украине. Хотя ни для кого не секрет, что именно американские военные и специалисты направляют и осуществляют с помощью системы космической связи налеты украинских дронов и ракет на российские города и энергообъекты. Без системы Старлинк трамповского соратника Маска украинская армия через две-три недели полностью бы утратила свою боеспособность.
И тут невольно возникает вопрос. Если даже в такой, сравнительно небольшой договоренности Трамп не может сдержать своего слова, то что говорить о возможных более масштабных? Тут еще надо учитывать, что Россия пошла на серьезные уступки, сняв свои прошлогодние требования вывода всех украинских войск с оккупированных российских территорий и полного снятия санкций. Американцы, похоже, привычно расценили это как признак слабости и ужесточили свой подход. Сказывается и их традиционное великодержавное высокомерие: «нас никакие договоры и законы не остановят, их надо соблюдать тем, кто слабей нас и не может себя защитить».
Ну и, наконец, о проблеме самого мира, и не только на Украине. Если верить неоднократным заверениям Трампа, он гуманист и миротворец по убеждению и военных конфликтов при его президентстве больше не будет. Но на деле сразу же начал две новые войны – протии хуситов в Северном Йемене и палестинцев в Газе, жертвами которых стали уже многие десятки человек. А «гуманист» Трамп уже обещает нанесение ударов и по Ирану, если он не пойдет навстречу американским требованиям…
С очевидной санкции Трампа было сделано и нашумевшее высказывание госсекретаря США М. Рубио о том, что США ведут «прокси» войну против Россией на Украине. Похвальная откровенность. «Искать мира на Украине, чтобы продолжать войну с Россией». Вот такая четкая целевая установка дана американской дипломатии. Точно такой же цели придерживались французские и немецких лидеры, подписавшие минские соглашения. Так что здесь мало что меняется.
Так чего же ждать на сей раз от Запада, того же Трампа? Обмана, как в Минске, на очередные 8 лет? Или нового, уж краткосрочного обмана, как в Стамбуле? А ведь есть в российских политических кругах деятели, которым ласкают слух пышные комплименты Трампа в адрес России и ее президента. Они готовы вести с ним переговоры, которые в лучшем случае могут закончиться временным «договорняком», далеким от надежного и долгосрочного мирного урегулирования. Но его опять, как в Минске, представят по официальным каналом как большой успех, которому, естественно, «нет альтернативы».
Но такая альтернатива, которую никак не хотят видеть в Кремле, есть. Это опора на свои силы и, пускай немногих, но союзников. Их ряды можно было бы расширить за счет создания на Украине подлинно национального правительства в противовес нынешнему уничтожающему страну в кровопролитной войне. при поддержке своих зарубежных хозяев. Наличие в его составе видных деятелей, которых хорошо знают украинцы, сразу же изменит ситуацию. И приблизит победу. Вот с ними и надо вести переговоры, не пуская в единый русский мир враждебных ему чужаков. Того же Трампа, переговорные контакты с которым только мешают установлению прочного мира.
Вьетнамцы, иракцы, афганцы нашли в себе силы, чтобы избавиться от хищного американского тигра, прикидывавшегося их благодетелем. Россия тоже следует сделать это. Тем более, что ей навязывает свои услуги слабый, легко поддающийся давлению, непредсказуемый, не внушающий доверия политик. «Бумажный тигр», как сказали бы наши китайские друзья, которых ничуть не испугала его угрозы и воинственно-показная осанка.
Автор: Литов Владимир Другие статьи этого автора здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь и здесь