Найти в Дзене
Джедай из Шира

"Константин": что скрывает культовый фильм? Неожиданная правда о любимом кино

Оглавление

Фильмы о супергероях часто хвалят за то, что они подходят для самых разных жанров. Вы можете снять фильм о супергероях в жанре политического триллера, как «Капитан Америка: Зимний солдат», психологической драмы, как «Джокер», семейной комедии, как «Суперсемейка», или сурового неовестерна, как «Логан».

Однако один из жанров, в который фильмы о супергероях редко погружаются, - это хоррор. Конечно, из этого правила есть несколько примечательных исключений, таких как «Блэйд». Но, пожалуй, самая оригинальная часть канона супергеройских хорроров — это «Константин» 2005 года.

Основанный на персонаже, который впервые появился в «Болотной твари», «Константин» рассказывает о Киану Ривзе в роли циничного некроманта, который должен защитить мир от сына Сатаны.

Хотя во время выхода на экраны фильм был разгромлен критиками и никогда не пользовался любовью фанатов комиксов, с момента выхода на экраны у фильма появились поклонники — во многом благодаря впечатляющим визуальным эффектам, увлекательному построению мира и неоднозначной игре Киану Ривза в главной роли.

И подобно Джону Константину, спускающемуся в мир падших ангелов и опасных духов, мы погрузимся в создание этого уникального фильма. От актёра, который почти сыграл антигероя, до в значительной степени импровизированной кульминации — вот нерассказанная правда о «Константине» 2005 года.

Николас Кейдж в роли Константина?

Джон Константин впервые начал набирать популярность в начале 1990-х, и киноиндустрия сразу же ухватилась за идею снять фильм о крутом и остроумном экзорцисте с обширной фанатской базой. Но до того, как Киану Ривз присоединился к проекту, казалось, что фильм будет развиваться в совершенно другом направлении.

В конце 1990-х продюсер Лорен Шулер Доннер получила права на персонажа комиксов и поставила перед собой задачу перенести его похождения на большой экран.

Доннер пригласила режиссёра Пола Хантера написать сценарий и в конечном итоге снять фильм. К 2001 году Хантер был заменён Тарсемом Сингхом в качестве режиссёра проекта, а Николас Кейдж должен был сыграть роль Константина.

Съёмки фильма должны были начаться в 2002 году. К сожалению, Сингх решил уйти до начала съёмок. Что касается Кейджа, то в итоге его заменил Киану Ривз, который снялся в фильме 2005 года режиссёра Фрэнсиса Лоуренса.

Конечно, Ривз великолепен в этой роли, но мы не можем не задаваться вопросом, каково было бы увидеть Николаса Кейджа, отстреливающего демонов из священного дробовика.

Сходство с "Восставшим из Ада"

-2

Мир Джона Константина находится в царстве ангелов и демонов и рассказывает об их взаимодействии с обычными людьми после того, как смертные открывают врата Ада. «Константин» — далеко не первый фильм, исследующий этот мир.

На самом деле, создателям фильма пришлось приложить немало усилий, чтобы зрители не перепутали его с франшизой на схожую тематику.

В то время, когда «Константин» с трудом пробивался в прокат, франшиза «Восставший из ада» с культовым злодеем из фильмов ужасов Пинхедом уже обзавелась большой армией поклонников.

Мало того, что Пинхед и Константин действуют в схожих мирах, исследуя человеческие желания и их порабощение демонами, но и серия комиксов об экзорцисте изначально называлась «Hellblazer», что созвучно Hellraiser (Восставший из ада).

В результате название фильма было изменено, чтобы люди не подумали, что «Константин» — это часть франшизы «Восставший из ада», как объяснил режиссёр Фрэнсис Лоуренс.

Создатель отрекся от Константина

-3

Прежде чем попасть на большой экран, Джон Константин был всего лишь плодом воображения легендарного создателя комиксов Алана Мура.

Конечно, Константин был далеко не единственным персонажем, созданным Муром, который впоследствии получил голливудскую адаптацию. В частности, Мур является автором «Хранителей» и «V — значит вендетта»... Хотя ему не очень нравятся эти фильмы.

Но ещё до «Константина» Мур уже адаптировал несколько своих комиксов для большого экрана, в том числе «Из ада» и «Лигу выдающихся джентльменов».

Фильмы получили неоднозначные отзывы, но Мур открыто ненавидел то, как его произведения адаптировались в киноиндустрии, и якобы был настолько недоволен тем, как снимали «Константина», что отказался получать компенсацию или упоминать своё имя в титрах фильма.

Вряд ли это был последний раз, когда Мур выражал неодобрение экранизации одного из своих комиксов. Но в случае с "Константином" недовольство Мура понятно, учитывая, насколько сильно фильм расходится со своим исходным материалом и, в процессе, почти становится самостоятельным произведением.

Фильм "Константин" вообще не похож на комиксы

-4

Есть странная ирония в том, что фильм «Константин» был снят потому, что персонаж оказался очень популярным в комиксах. Но при этом версия Джона Константина, показанная в фильме, мало похожа на своего комиксного двойника, за исключением того, что действие происходит в похожем мире, существующем между Раем и Адом.

В комиксах Константин — светловолосый британец в коричневом плаще, похожий на Стинга, с ярко выраженным британским акцентом, который в основном действует в Лондоне. Всё это изменилось, когда Киану Ривз получил роль этого персонажа: он стал черноволосым американцем, живущим в Лос-Анджелесе.

Учитывая статус Ривза как звезды боевиков, в его версии Константина также гораздо больше оружия, в отличие от комиксов, где Константин в основном известен тем, что использует свои знания и хитрость, чтобы обманывать и побеждать сверхъестественные силы.

В киноверсии Константин также обладает естественной способностью воспринимать демонов, что заставило его совершить попытку "роскомнадзора", обрекая свою душу на Ад. В комиксах большой, трагический момент в жизни Константина наступает после неудачного изгнания нечистой силы из невинной девушки, которая толкает его на темный путь.

Наконец, в фильме сатана охотно возвращает Константина к жизни во время кульминации, в то время как Константин обманом заставляет его сделать это в комиксах.

Ядерный адский пейзаж

-5

Легко забыть, что «Константин» технически является фильмом о супергероях, потому что его эстетика сильно отличается от всего, что есть в этом жанре. Создатели фильма глубоко прочувствовали суровый и реалистичный подход к комиксам Джона Константина и привнесли те же качества в кинематографический мир, в котором живёт Джон.

На первый взгляд, Джон работает в грязной, унылой версии Лос-Анджелеса, которая всегда выглядит немного размытой и депрессивной. Но то, что скрывается под ней, намного хуже. В запоминающемся эпизоде Джон открывает врата Ада, чтобы прогуляться по владениям сатаны.

Эта версия Ада выглядит убийственно чуждой, но в то же время ужасающе знакомой, потому что художники, создавшие ее дизайн, обратились к реальной жизни в поисках самого мрачного вдохновения.

"Мы начали смотреть фильмы о ядерных испытаниях", - объяснил режиссер Фрэнсис Лоуренс, добавив: "Мы решили, что это был своего рода вечный ядерный взрыв, за исключением того, что на самом деле ничто никогда не уничтожается, потому что это вечно и происходит постоянно".

Довольно пугающее исполнение "вечного проклятия", и это также связано с темами фильма, что Рай и Ад созданы самим человечеством в результате его выбора.

Другой взгляд на дьявола

-6

Одной из ярких особенностей «Константина» является то, как в нём показан Сатана, которого играет Питер Стормаре. На протяжении всего фильма Сатана остаётся тем, кого другие персонажи упоминают с большим страхом, но его самого не видно в течение долгого времени.

В конце концов, он эффектно появляется ближе к кульминации, чтобы лично утащить умирающего Константина в ад после многих лет, в течение которых экзорцист ускользал от него.

Когда Повелитель Тьмы наконец появляется, он выглядит обманчиво обычным — мужчина средних лет с вежливыми манерами и чёрной грязью, прилипшей к его ногам. Но как только он начинает говорить, вы понимаете, почему это существо является правителем самого Ада.

Актёрская игра Стормаре, в которой он превращается из безобидного в угрожающего, дополняется костюмом, который актёр сам создал для этой сцены. На самом деле он пошёл совсем не в том направлении, в котором изначально планировали создатели фильма.

«Когда я примерял костюмы, на мне были кожаные штаны и голый торс. На мне был что-то вроде собачьего ошейника с шипами. У меня были панковские волосы. У меня были татуировки на лице и груди».

Но Стормаре сказал продюсерам фильма, что экзотический наряд отвлечёт зрителей от того, что Сатана хотел сказать Константину. В конце концов актёр убедил их нарядить дьявола в «не совсем белый льняной костюм» с капающей с ног смолой.

Пропавшая демон-любовница Константина

-7

В «Константине» главный герой показан как озлобленный, циничный одиночка, у которого нет ни друзей, ни союзников, кроме тех, кто помогает ему в работе. Но во время съёмок фильма персонаж не был полностью изолирован — у Константина была возлюбленная демон, которую вырезали из финальной версии фильма.

Мишель Монахэн должна была сыграть Элли, полукровку-демона, которая состоит в отношениях с Константином. Изначально Элли должна была появляться в разных местах фильма, в том числе, когда она встречает своего парня в ночном клубе.

У Элли были бы сложные отношения с Джоном, она искала бы его общества, но при этом насмехалась бы над ним из-за его надвигающейся смерти . Однако большинство сцен с участием Элли были вырезаны из театральной версии фильма.

«Мы просто решили, что Константину лучше быть одному, — сказал режиссёр Фрэнсис Лоуренс — и что у него не было компаньона, на которого он мог бы опереться и с которым у него были бы отношения». Однако Элли появляется в театральной версии в сцене в больнице, где на группу демонов брызгают святой водой.

Тяжелые съемки для Рэйчел Вайс

-8

В то время как в "Константине" Джон Константин исполняет главную роль, на самом деле это история об Анджеле Додсон, детективе отдела по расследованию убийств Лос-Анджелеса, страдающей из-за смерти своей сестры-близнеца.

По мере того, как Анджела расследует правду о гибели своей сестры вместе с Константином, она раскрывает огромный демонический заговор с целью захвата власти над миром.

Роль Анжелы — непростая, и актрисе Рэйчел Вайс пришлось сделать несколько неприятных вещей, чтобы проникнуться характером своей героини. Чтобы убедительно сыграть детектива по расследованию убийств, актриса посетила места работы своей героини в реальной жизни в сопровождении бывшего полицейского.

«Он отвёл меня на стрельбище, — объяснила Вайс, — и в морг».

Но самой сложной частью роли были съёмки сцены, в которой Константин держит Анжелу под водой в ванне, пока она не начинает задыхаться.

В том же интервью Вайс объясняет, что они с Киану Ривзом договорились, что он отпустит её, если она трижды постучит ему по руке. Но поскольку её героиня всё равно должна была барахтаться в ванне, Ривз не мог понять, играет она или действительно просит отпустить её.

«Был момент, когда я действительно перестала играть», — вспоминает актриса. «Я просто пыталась выбраться из ванны». К счастью, Ривз вовремя её вытащил.

Случайный рейтинг R

-9

Когда «Константин» только вышел на экраны, это был необычный фильм о супергероях, потому что он получил рейтинг R, в то время как все остальные фильмы в этом жанре имели рейтинг PG-13. Как оказалось, создатели «Константина» намеревались снять фильм с рейтингом PG-13, но всё равно получили рейтинг R из-за тональности фильма.

«Мы получили своего рода список рекомендаций о том, что можно и чего нельзя делать в фильме с рейтингом PG-13. И мы в точности следовали этим правилам» — сказал режиссер. Создатели фильма позаботились о том, чтобы не переборщить с кровью, насилием и ненормативной лексикой в «Константине» в соответствии с правилами, установленными комиссией по цензуре.

К сожалению, Лоуренс рассказал, что, когда они наконец показали фильм цензорам, через пять минут после начала истории они решили присвоить «Константину» рейтинг R. «Мы получили жёсткий рейтинг R за «тональность», — говорит Лоуренс.

По сути, чувство страха и ужаса, которое «Константин» вызывал у цензоров даже без излишнего количества крови, жестокости или откровенного ужаса, было настолько сильным, что они сочли необходимым присвоить фильму рейтинг R (18+).

В кульминации было много импровизации

-10

Большинство фильмов о супергероях заканчиваются масштабной компьютерной битвой с главным злодеем, полной взрывов, разрушений и всего остального, что делает кульминацию эпичной. «Константин» идёт по другому пути: финальная схватка между Джоном Константином и Сатаной — это битва умов, а не физический бой.

Когда Константин умирает, Сатана приходит, чтобы позлорадствовать над тем, что наконец-то сможет забрать его в ад. После нескольких напряжённых словесных перепалок Константину удаётся убедить Сатану спасти ему жизнь.

Это захватывающая сцена, которая становится ещё более убедительной благодаря диалогам и игре двух актёров, а многое из того, что вы видите, было импровизацией актёров, чтобы глубже погрузиться в сцену.

«Многие реплики были импровизацией», — сказал Питер Стормаре в интервью о том, как он играл Сатану в паре с Киану Ривзом в роли Константина в этой сцене. «Во время репетиций мы придумывали диалоги, я и Киану».

По словам Стормаре, основная часть сцены уже была в сценарии, но они с коллегой по съёмочной площадке пошли гораздо дальше, репетируя свои реплики.

Импровизация — одна из причин, по которой финальная сцена кажется такой органичной, и вы действительно можете почувствовать враждебность, скрывающуюся за фальшивой вежливостью, когда Константин и Сатана противостоят друг другу.

Растет потребность в продолжении фильма "Константин"

-11

«Константин» с большим шумом вышел в прокат в 2005 году, но шумиха длилась недолго. Фильм получил смешанные отзывы критиков, основной массе поклонников комиксов не понравились изменения в исходном материале, а широкая аудитория не знала, что и думать о экзорцисте, вооружённом дробовиком в форме креста.

Хотя в то время фильм не собрал достаточно денег, чтобы запустить производство сиквела, при повторном просмотре он произвёл более сильное впечатление.

В последние годы «Константин» стал считаться культовой классикой, и его поклонники начали просить о продолжении. Режиссёр Фрэнсис Лоуренс поддерживает эту идею, сказав в 2011 году: «Мы должны снять жёсткую и страшную версию, которую я бы с удовольствием снял».

Поклонники также хотят, чтобы Киану Ривз снова сыграл Джона Константина, и актёр надеется когда-нибудь исполнить это желание. «Я бы с удовольствием снова сыграл Джона Константина», — сказал Ривз в 2021 году.

Наконец, в 2020 году Питер Стормаре опубликовал фотографию Сатаны из «Константина» с подписью «Продолжение в разработке». Будем надеяться, что такая коллективная поддержка наконец убедит студию профинансировать продолжение, поскольку Джон Константин начинает играть более заметную роль в поп-культуре.

Если вам было интересно, подпишитесь, пожалуйста, на мой Telegram-канал. Там я рекомендую отличную фантастику: книги, сериалы и фильмы. Вам больше не придется искать самим, что почитать и посмотреть, я это делаю за вас :)