Найти в Дзене
Яндекс Путешествия

Путешествуем с велосипедом: как провозить в самолёте, поезде и на автомобиле?

Оглавление

В поездах дальнего следования, электричках, на внутренних и международных рейсах нет запретов на перевозку велосипедов. Каждый пассажир имеет право взять с собой двухколёсного друга — бесплатно, если габариты и вес не превышают норму стандартного багажа, или за дополнительную плату по тарифу. А для путешествий на машине есть специальные велобагажники с креплениями снаружи автомобиля — по кузову или к фаркопу.

Расскажу, как правильно транспортировать велосипед на разных видах транспорта: в поезде, самолёте и на автомобиле.

Как перевозить велосипед в поезде

В поездах дальнего следования РЖД разрешено перевозить велосипеды вместе с остальным багажом под нижней полкой или над верхней. Главное, чтобы транспортное средство вписалось в требуемые габариты. Максимальная сумма трёх измерений сторон не должна превышать 180 см, а вес — 36 кг. Для вагонов класса СВ действует исключение по предельному весу: не более 50 кг, при этом габариты остаются до 180 см. Габариты и вес суммарно считаются на один билет, если помимо велосипеда с вами будет ещё парочка чемоданов, возможно, вас попросят оформить отдельный на крупногабаритный багаж.

Чтобы велосипед влез в багажную полку и не мешал другим пассажирам во время движения поезда, скорее всего, его придётся частично разобрать. Если вы не хотите снимать колёса, откручивать руль и так далее, выбирайте альтернативу: оформляйте для велосипеда отдельное место на проезд в специальном багажном вагоне. По габаритам там действуют такие же правила: не более 180 см по сумме трёх измерений, — а вот вес может быть больше, до 75 кг. Оформить билет получится и в кассе, и на сайте через личный кабинет. С 1 декабря 2023 года на провоз крупногабаритных предметов в багажном купе действуют установленные тарифы, которые зависят от расстояния. Вот несколько примеров:

  • 251–300 км: 285,3 рубля. Такой тариф будет действовать, например, по маршруту Москва — Ярославль.
  • 1601–1700 км: 569,4 рубля. К примеру, направление поезда Москва — Адлер.
  • 9101–9500 км: 2148,9 рубля. Во столько обойдётся провоз багажа по маршруту Москва — Владивосток.

Актуальные тарифы на перевозку в специальном вагоне поездов дальнего следования размещены на сайте РЖД. Обратите внимание, что приобрести место в багажном вагоне удастся только с тех станций, на которых поезд стоит более пяти минут. Но по прибытии в пункт назначения велосипед могут выдать не сразу. Возможно, придётся приезжать на вокзал ещё раз после получения уведомления на телефон или по электронной почте.

Если оформите отдельный билет для багажа, то садиться на поезд нужно будет через багажный вагон. В нём вы сдадите велосипед, а потом по перрону пройдёте к месту в пассажирском вагоне. Фото: Sergey Churikov / Unsplash
Если оформите отдельный билет для багажа, то садиться на поезд нужно будет через багажный вагон. В нём вы сдадите велосипед, а потом по перрону пройдёте к месту в пассажирском вагоне. Фото: Sergey Churikov / Unsplash

При провозе велосипеда в поезде заранее продумайте, как надёжно упаковать свой двухколёсный транспорт, чтобы он доехал до пункта назначения в целости и сохранности. РЖД рекомендует придерживаться следующей инструкции, если вы хотите провезти велосипед в плацкарте, купе или в вагоне СВ:

  • Снять или опустить вниз седло и открутить переднее колесо;
  • Расстелить на земле упаковочную плёнку и разместить на ней велосипед. При этом повернуть на нём руль, а открученное колесо уложить сверху на раму транспортного средства;
  • Обернуть велосипед упаковочной плёнкой со всех сторон и закрепить её, например скотчем;
  • В собранном виде колёсами к стене расположить велосипед на третьей полке или в багажном отсеке под нижней полкой.

Вместо плёнки транспорт можно упаковать в специальный чехол или использовать его совместно, если переживаете за сохранность транспортного средства. Чехлы бывают разные, например, единая накидка только для колёс или сумка с одним отделением и ручками под собранный велосипед. В среднем они стоят 1500–2000 рублей.

Если часто путешествуете на поезде, присмотритесь к складной модели, которую проще всего перевозить и упаковывать. Фото: Uneke Ub / Unsplas
Если часто путешествуете на поезде, присмотритесь к складной модели, которую проще всего перевозить и упаковывать. Фото: Uneke Ub / Unsplas

Правила перевозки велосипеда в самолёте

Перед покупкой билета изучите правила той авиакомпании, которой собираетесь лететь вместе с двухколёсным транспортом. У одних перевозчиков провоз велосипедов входит в стоимость тарифа и засчитывается в качестве обычного багажа, но при этом может отличаться предельно допустимый вес, у других — перевоз только за дополнительную плату по специальному тарифу и с ограничениями по весу.

Большинство авиакомпаний перевозят упакованный велосипед как стандартное багажное место, указанное в тарифе билета. Бесплатно взять двухколёсного друга получится, если вы приобрели билет с багажом и сложенный велосипед вписывается в разрешённые авиакомпанией габариты и вес. При этом, если с вами ещё и чемодан, превышающий размеры ручной клади, для него придётся покупать дополнительное место. Обычно по всем тарифам с опцией включённого багажа, кроме самых дешёвых («Промо», «Минимум», «Лайт»), велосипед едет бесплатно, если нет чемодана, который нужно размещать в багажном отсеке самолёта.

Можно заранее купить дополнительное место багажа под чемодан или сложенный велосипед на сайте авиакомпании или сделать это уже в аэропорту, правда, на месте такая услуга будет стоить дороже. Фото: Daniel Knoflicek / Unsplash
Можно заранее купить дополнительное место багажа под чемодан или сложенный велосипед на сайте авиакомпании или сделать это уже в аэропорту, правда, на месте такая услуга будет стоить дороже. Фото: Daniel Knoflicek / Unsplash

В таблице ниже собрали условия восьми популярных российских авиакомпаний по перевозке велосипеда:

-4

Перед полётом важно заранее подготовить велосипед к перевозке в багажном отсеке самолёта. Нет единых требований и правил авиакомпаний, как должна выглядеть упаковка. Но чаще всего его транспортируют в специальном чехле, многослойной плёнке, самодельной картонной коробке или в жёстком кейсе — велочемодане. Последний вариант более надёжный, но и самый дорогой. Плюс он может весить 9–12 кг и вместе с велосипедом, скорее всего, выйдет превышение по допустимому весу в 20–23 кг. Значит, придётся доплачивать за провоз сверхгабаритного багажа.

Для перевозки велосипед нужно частично разобрать. Снять переднее колесо, педали, задний переключатель скоростей и тормозные роторы, повернуть руль на 90 градусов, снизить давление в камерах колёс и опустить седло.

Велосипед в аэропорту оформляют для сдачи на специальной стойке регистрации. При прибытии получить двухколёсное средство нужно на стойке негабаритного багажа.

Бронируйте отели и квартиры выгоднее на сайте Яндекс Путешествия. Для вас промокод DZEN10 на скидку до 10%, сохраните.
Условия тут.

Перевозка велосипеда в машине

Самый простой вариант — размещать велосипед в салоне или багажнике автомобиля. Но для этого придётся разобрать его — возможно, не только снять колёса, но и открутить руль, педали, седло. При этом он всё равно займёт немало места, которое во время путешествия нужно и для членов семьи, и для других вещей. На помощь приходят специальные велобагажники: они не занимают место в салоне, а крепятся с внешней стороны машины.

Такие устройства бывают нескольких видов:

  • С креплением на крыше — бюджетный и простой в установке вариант. На автомобиль оно устанавливается на рейлинги от обычного багажника для крыши. Велосипед едет стоя и фиксируется в трёх точках: оба колеса затягиваются ремнями через планку, а раму держит металлическая вертикальная штанга.
  • С креплением на дверь или крышку багажника — распространённый вариант для минивэнов и универсалов. К пятой двери машины присоединяется рама, на которой можно разместить как один, так и два-три велосипеда. С помощью специального крепления навесная рама надёжно притягивается к кузову. Сами велосипеды, как и в первом варианте, цепляются при помощи ремней и вертикальных штанг.
  • С креплением на фаркоп — подходит для перевозки до трёх-четырёх велосипедов и только машинам, которые сертифицированы для буксировки прицепа. То есть на них можно установить тягово-сцепное устройство. Удерживающие багажники в виде платформы или кронштейна присоединяются только к фаркопу, не затрагивая другие элементы автомобиля.
  • С креплением на запасное колесо, которое хранится снаружи кузова на пятой двери. Есть два вида таких багажников: с креплением поверх самого колеса или на штатное место запаски. В последнем случае колесо снимается, и там устанавливается велобагажник. Способ подходит только для джипов и кроссоверов, у которых есть та самая пятая дверь и место для наружного хранения запасного колеса.

Для легковых автомобилей чаще всего используют первый вариант крепления велобагажника — на крышу. Самые бюджетные модели стоят 2500–3500 рублей, а багажники известных авто- и велобрендов — до 25 000. Такое крепление доступно для большинства автомобилей и имеет свои плюсы. Например, оно точно не загораживает обзор во время движения и парковки, легко монтируется, не перекрывает государственный номер и световые приборы автомобиля, что запрещено в соответствии с требованиями п. 23 ПДД РФ о перевозке грузов.

На крыше седана обычно помещается два велосипеда, на внедорожнике — до четырёх. Фото: Tingfeng Xia / Unsplash
На крыше седана обычно помещается два велосипеда, на внедорожнике — до четырёх. Фото: Tingfeng Xia / Unsplash

У подобного крепления есть и минусы, которые могут принести водителю дискомфорт. Среди них: машина становится более уязвимой во время ветра, повышается расход топлива на трассе из-за увеличения сопротивлению воздуху — изменения аэродинамики. Ещё появляются трудности с парковкой в закрытых помещениях или во время проезда под низкими мостами, так как увеличивается высота автомобиля.

При перевозке велосипедов снаружи машины лучше укрывать их чехлами или заматывать в упаковочную плёнку. Иначе после поездки в дождь, по лужам или бездорожью они испачкаются. Фото: SaiKrishna Saketh Yellapragada / Unsplash
При перевозке велосипедов снаружи машины лучше укрывать их чехлами или заматывать в упаковочную плёнку. Иначе после поездки в дождь, по лужам или бездорожью они испачкаются. Фото: SaiKrishna Saketh Yellapragada / Unsplash

Советы туристам

  1. Отдельный билет для провоза велосипеда в багажном отделении поезда или самолёта покупайте заранее. В первом случае не придётся стоять в очереди в кассу вокзала перед отправлением, а во втором — вы сэкономите до 15–30% при оплате дополнительного места багажа на сайте авиакомпании.
  2. Размер скидки на провоз сверхнормативного багажа в самолёте зависит от времени, которое остаётся до момента взлёта. Самый выгодный тариф — за 24 часа и более до отправления рейса.
  3. В пригородных электричках велосипед провозят или в тамбуре, или в специальных вагонах, где оборудованы площадки с креплениями для двухколёсных транспортных средств. Если таких мест в составе электропоезда не предусмотрено, выбирайте первый или последний вагон, где будет меньшая проходимость людей через тамбуры.
  4. Перед поездкой желательно оформить страховку для путешествия. Отдельных полисов с риском повреждения велосипеда нет. Но можно включить опции по типу порчи имущества, кражи, защиты и утери багажа.
  5. Во время поездки на автомобиле с велосипедом соблюдайте скоростной режим и по возможности воздержитесь от резких манёвров на дороге. А если двухколёсный друг закреплён на фаркопе или крышке багажника, паркуйтесь аккуратнее из-за изменившихся габаритов машины.

Путешествовали с велосипедом? Расскажите в комментариях про ваш опыт!

Текст: Яна Сергеева для Яндекс Путешествий

Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!