В поездах дальнего следования, электричках, на внутренних и международных рейсах нет запретов на перевозку велосипедов. Каждый пассажир имеет право взять с собой двухколёсного друга — бесплатно, если габариты и вес не превышают норму стандартного багажа, или за дополнительную плату по тарифу. А для путешествий на машине есть специальные велобагажники с креплениями снаружи автомобиля — по кузову или к фаркопу.
Расскажу, как правильно транспортировать велосипед на разных видах транспорта: в поезде, самолёте и на автомобиле.
Как перевозить велосипед в поезде
В поездах дальнего следования РЖД разрешено перевозить велосипеды вместе с остальным багажом под нижней полкой или над верхней. Главное, чтобы транспортное средство вписалось в требуемые габариты. Максимальная сумма трёх измерений сторон не должна превышать 180 см, а вес — 36 кг. Для вагонов класса СВ действует исключение по предельному весу: не более 50 кг, при этом габариты остаются до 180 см. Габариты и вес суммарно считаются на один билет, если помимо велосипеда с вами будет ещё парочка чемоданов, возможно, вас попросят оформить отдельный на крупногабаритный багаж.
Чтобы велосипед влез в багажную полку и не мешал другим пассажирам во время движения поезда, скорее всего, его придётся частично разобрать. Если вы не хотите снимать колёса, откручивать руль и так далее, выбирайте альтернативу: оформляйте для велосипеда отдельное место на проезд в специальном багажном вагоне. По габаритам там действуют такие же правила: не более 180 см по сумме трёх измерений, — а вот вес может быть больше, до 75 кг. Оформить билет получится и в кассе, и на сайте через личный кабинет. С 1 декабря 2023 года на провоз крупногабаритных предметов в багажном купе действуют установленные тарифы, которые зависят от расстояния. Вот несколько примеров:
- 251–300 км: 285,3 рубля. Такой тариф будет действовать, например, по маршруту Москва — Ярославль.
- 1601–1700 км: 569,4 рубля. К примеру, направление поезда Москва — Адлер.
- 9101–9500 км: 2148,9 рубля. Во столько обойдётся провоз багажа по маршруту Москва — Владивосток.
Актуальные тарифы на перевозку в специальном вагоне поездов дальнего следования размещены на сайте РЖД. Обратите внимание, что приобрести место в багажном вагоне удастся только с тех станций, на которых поезд стоит более пяти минут. Но по прибытии в пункт назначения велосипед могут выдать не сразу. Возможно, придётся приезжать на вокзал ещё раз после получения уведомления на телефон или по электронной почте.
При провозе велосипеда в поезде заранее продумайте, как надёжно упаковать свой двухколёсный транспорт, чтобы он доехал до пункта назначения в целости и сохранности. РЖД рекомендует придерживаться следующей инструкции, если вы хотите провезти велосипед в плацкарте, купе или в вагоне СВ:
- Снять или опустить вниз седло и открутить переднее колесо;
- Расстелить на земле упаковочную плёнку и разместить на ней велосипед. При этом повернуть на нём руль, а открученное колесо уложить сверху на раму транспортного средства;
- Обернуть велосипед упаковочной плёнкой со всех сторон и закрепить её, например скотчем;
- В собранном виде колёсами к стене расположить велосипед на третьей полке или в багажном отсеке под нижней полкой.
Вместо плёнки транспорт можно упаковать в специальный чехол или использовать его совместно, если переживаете за сохранность транспортного средства. Чехлы бывают разные, например, единая накидка только для колёс или сумка с одним отделением и ручками под собранный велосипед. В среднем они стоят 1500–2000 рублей.
Правила перевозки велосипеда в самолёте
Перед покупкой билета изучите правила той авиакомпании, которой собираетесь лететь вместе с двухколёсным транспортом. У одних перевозчиков провоз велосипедов входит в стоимость тарифа и засчитывается в качестве обычного багажа, но при этом может отличаться предельно допустимый вес, у других — перевоз только за дополнительную плату по специальному тарифу и с ограничениями по весу.
Большинство авиакомпаний перевозят упакованный велосипед как стандартное багажное место, указанное в тарифе билета. Бесплатно взять двухколёсного друга получится, если вы приобрели билет с багажом и сложенный велосипед вписывается в разрешённые авиакомпанией габариты и вес. При этом, если с вами ещё и чемодан, превышающий размеры ручной клади, для него придётся покупать дополнительное место. Обычно по всем тарифам с опцией включённого багажа, кроме самых дешёвых («Промо», «Минимум», «Лайт»), велосипед едет бесплатно, если нет чемодана, который нужно размещать в багажном отсеке самолёта.
В таблице ниже собрали условия восьми популярных российских авиакомпаний по перевозке велосипеда:
Перед полётом важно заранее подготовить велосипед к перевозке в багажном отсеке самолёта. Нет единых требований и правил авиакомпаний, как должна выглядеть упаковка. Но чаще всего его транспортируют в специальном чехле, многослойной плёнке, самодельной картонной коробке или в жёстком кейсе — велочемодане. Последний вариант более надёжный, но и самый дорогой. Плюс он может весить 9–12 кг и вместе с велосипедом, скорее всего, выйдет превышение по допустимому весу в 20–23 кг. Значит, придётся доплачивать за провоз сверхгабаритного багажа.
Для перевозки велосипед нужно частично разобрать. Снять переднее колесо, педали, задний переключатель скоростей и тормозные роторы, повернуть руль на 90 градусов, снизить давление в камерах колёс и опустить седло.
Велосипед в аэропорту оформляют для сдачи на специальной стойке регистрации. При прибытии получить двухколёсное средство нужно на стойке негабаритного багажа.
Бронируйте отели и квартиры выгоднее на сайте Яндекс Путешествия. Для вас промокод DZEN10 на скидку до 10%, сохраните.
Условия тут.
Перевозка велосипеда в машине
Самый простой вариант — размещать велосипед в салоне или багажнике автомобиля. Но для этого придётся разобрать его — возможно, не только снять колёса, но и открутить руль, педали, седло. При этом он всё равно займёт немало места, которое во время путешествия нужно и для членов семьи, и для других вещей. На помощь приходят специальные велобагажники: они не занимают место в салоне, а крепятся с внешней стороны машины.
Такие устройства бывают нескольких видов:
- С креплением на крыше — бюджетный и простой в установке вариант. На автомобиль оно устанавливается на рейлинги от обычного багажника для крыши. Велосипед едет стоя и фиксируется в трёх точках: оба колеса затягиваются ремнями через планку, а раму держит металлическая вертикальная штанга.
- С креплением на дверь или крышку багажника — распространённый вариант для минивэнов и универсалов. К пятой двери машины присоединяется рама, на которой можно разместить как один, так и два-три велосипеда. С помощью специального крепления навесная рама надёжно притягивается к кузову. Сами велосипеды, как и в первом варианте, цепляются при помощи ремней и вертикальных штанг.
- С креплением на фаркоп — подходит для перевозки до трёх-четырёх велосипедов и только машинам, которые сертифицированы для буксировки прицепа. То есть на них можно установить тягово-сцепное устройство. Удерживающие багажники в виде платформы или кронштейна присоединяются только к фаркопу, не затрагивая другие элементы автомобиля.
- С креплением на запасное колесо, которое хранится снаружи кузова на пятой двери. Есть два вида таких багажников: с креплением поверх самого колеса или на штатное место запаски. В последнем случае колесо снимается, и там устанавливается велобагажник. Способ подходит только для джипов и кроссоверов, у которых есть та самая пятая дверь и место для наружного хранения запасного колеса.
Для легковых автомобилей чаще всего используют первый вариант крепления велобагажника — на крышу. Самые бюджетные модели стоят 2500–3500 рублей, а багажники известных авто- и велобрендов — до 25 000. Такое крепление доступно для большинства автомобилей и имеет свои плюсы. Например, оно точно не загораживает обзор во время движения и парковки, легко монтируется, не перекрывает государственный номер и световые приборы автомобиля, что запрещено в соответствии с требованиями п. 23 ПДД РФ о перевозке грузов.
У подобного крепления есть и минусы, которые могут принести водителю дискомфорт. Среди них: машина становится более уязвимой во время ветра, повышается расход топлива на трассе из-за увеличения сопротивлению воздуху — изменения аэродинамики. Ещё появляются трудности с парковкой в закрытых помещениях или во время проезда под низкими мостами, так как увеличивается высота автомобиля.
Советы туристам
- Отдельный билет для провоза велосипеда в багажном отделении поезда или самолёта покупайте заранее. В первом случае не придётся стоять в очереди в кассу вокзала перед отправлением, а во втором — вы сэкономите до 15–30% при оплате дополнительного места багажа на сайте авиакомпании.
- Размер скидки на провоз сверхнормативного багажа в самолёте зависит от времени, которое остаётся до момента взлёта. Самый выгодный тариф — за 24 часа и более до отправления рейса.
- В пригородных электричках велосипед провозят или в тамбуре, или в специальных вагонах, где оборудованы площадки с креплениями для двухколёсных транспортных средств. Если таких мест в составе электропоезда не предусмотрено, выбирайте первый или последний вагон, где будет меньшая проходимость людей через тамбуры.
- Перед поездкой желательно оформить страховку для путешествия. Отдельных полисов с риском повреждения велосипеда нет. Но можно включить опции по типу порчи имущества, кражи, защиты и утери багажа.
- Во время поездки на автомобиле с велосипедом соблюдайте скоростной режим и по возможности воздержитесь от резких манёвров на дороге. А если двухколёсный друг закреплён на фаркопе или крышке багажника, паркуйтесь аккуратнее из-за изменившихся габаритов машины.
Путешествовали с велосипедом? Расскажите в комментариях про ваш опыт!
Текст: Яна Сергеева для Яндекс Путешествий
Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!