Здравствуйте всем, сегодня в Болгарии - Благовещенье, большой-большой праздник, поздравляют всех мам и их детей, с пожеланиями благоденствия и здоровья. Так что присоединяюсь к местному празднованию - и вам всего-всего доброго, дорогие читательницы-мамы!
Мы живем в Болгарии с июля 2016 года, и периодически я пишу заметки и на тему "Какие они, болгары?" на этом канале, а также есть подобные материалы на первом моем канале, поставлю в конце статьи ссылки на них.
А сегодняшний текст для моего канала написала моя знакомая, которая тоже переехала сюда еще до коронавируса, муж у нее - болгарин, познакомились и поженились на учебе в Москве, но жить в Болгарию постоянно переехали не очень давно.
С первых же слов хочу отметить, что абсолютно не собираюсь давать какую-либо характеристику целому народу. Это было бы некорректно по многим причинам, основная из которых – мы тут гости и должны быть благодарны стране, правительству и народу, которые нас приютили. Кроме того, я не социолог и не обладаю достаточным количеством знаний для проведения полноценного, а главное – правдивого исследования. То, о чем я могу рассказать – это мой конкретно опыт, мои наблюдения и мои размышлизмы.
Сразу стоит отметить, что эти зарисовки относятся к городским жителям, образованным, со средним или вышесреднего доходом. К жителям сельской местности все это также можно применить, умножив на 2-3.
Итак. В большинстве своем болгары постоянно чем-то недовольны – ценами, правительством, соседями, начальниками, врачами и медициной в целом, банками, Брюсселем – список можно продолжить. Практически каждый разговор либо начинается, либо заканчивается разного рода обидками. Постоянный поиск «теплого» места за пределами страны, где и платят больше и вообще жить лучше. Однако сложно убежать от себя. Поэтому и возвращаются многие после десятилетий нахождения в других странах. И там тоже не все так однозначно оказывается. Недовольство свое громко выражают на улицах при разговорах и почему-то анонимно в соцсетях. Почему анонимно? Откуда этот страх окрыть свое лицо? Не знаю. Может быть это до сих пор так отражаются отголоски социалистического прошлого и банальный страх. Своего рода выученное бездействие. В соцсети сливается весь негатив. Все чаще появляется ощущение, что соцсети вообще специально и созданы для работы «клапаном» народного возмущения. На улицы народ если и выходит, то мало и непродолжительно. Одновременно виден определенный конфликт с самооценкой. С одной стороны все гордятся своими всемирно известными соотечественниками, с другой стороны как бы ищут, к кому бы из «больших и великих» «прислониться». Так и качает из стороны в сторону. Смотреть на это со стороны интересно и немного грустно. Но тут уж ничего не сделаешь – вероятно это путь выживания любой небольшой страны.
При этом, как правило, ничего не делают сами для улучшения своей жизни, как личной, так и общественной. Будут постить анонимно воззвания к мэру, к правительству, к полиции. Будут писать, ругаться, что кто-то что-то не сделал, ничего не предпринял, не исполнил свои обязанности, но никто ничего не предпримет для исправления данного явления. Ну течет у тебя труба – напиши официальный запрос в управляющую команию. Это же элементарно. Нет. Мы ее, трубу эту, будем фоткать, выкладывать в соц сеть, собирать лайки, получать комменты, а через месяц труба как текла, так и течет. Мне, как законнику, такое понять трудно. С радостью передадут сложный и требующий внимания и усилий вопрос кому-то другому, чтобы потом также упоенно ругать этого индивида за медленное решение, решение, которое не нравится конкретно человеку и тд. и тп. Тут также следует отметить очень слабое знание законов и неумение их читать/применять. А законодательная база хорошо структуирована. Требуется совсем немного усилий, чтобы найти то, что относится конкретно к твоему случаю и изучить. В большинстве своем плохо читают договоры. Не любят писать официальные письма. Гораздо проще позвонить, а потом, в случае, если все опять пошло не так, жаловаться на жизнь и бездействие со стороны управляющих.
Следует понимать, что любое обращение в систему (под системой я понимаю широкий спектр областей – от гос органов до продуктового магазина) практически всегда воспринимается системой «враждебно», что вполне понятно – она, система, живет по своим, удобным ей, правилам и законам и вторжение чужеродного элемента, да еще чего просящего/хотящего чего-то, приносит ей, системе, неудобство. Выводит из разновесия. Поэтому первое и объяснимое желание системы – отторгнуть этот раздражитель и сказать ему «нет» и сделать так, как системе привычно. И именно здесь на помощь приходит законодательство и наш жизненный опыт. Если то, что вы требуете законно – смело говорите об этом системе. Практически на втором шаге она примет ваш запрос и отработает его. Уж как отработает – это второй вопрос, но дорогу осилит идущий. Есть же и третий шаг. И четвертый. Главное – не отчаиваться и продолжать добиваться решения, которое вас удовлетворит.
Из своего опыта могу сказать, что как раз государственные и муниципальные органы в большинстве своем работают по алгоритму и придерживаются буквы закона. Просто необходимо иногда чуть нажать, чуть ускорить. И, наверное, самое главное, четко знать и понимать, чего ты хочешь, подкрепленное элементарной осведомленностью по существующим законам. Несомненно присутствует человеческий фактор, но он не так существен. Это относится к ТЕЛК, и к миграции, и к получению соц помощи – список можно продолжить.
А вот рынок услуг представляет собой широкий и практически непаханный участок. И так как в большинстве своем люди сталкиваются именно с этим рынком – отсюда и возникает ощущение безысходности, брошенности и ненужности. Мне пока сложно понять, почему вопросы, ответ на которые есть в законе, принцип решения которых вполне ясен, нужно выставлять в соцсеть с вопросами к аудитории – что же делать? Чтобы что? Никто тебе не поможет, кроме тебя самого. Это истина, которую надо понять и принять.
Вот такое эссе от Татьяны, если у вас есть вопросы к ней - задавайте, я передам :)
Спрашивайте, комментируйте - с удовольствием отвечу как отдельным новым материалом, так и полезными ссылками по вашему запросу.
Если вам интересно общаться со мной - приглашаю подписаться на мой канал, поделиться статьей со знакомыми и друзьями в соцсетях. Можно даже поставить лайк - он же палец вверх.
Другие мои статьи о Болгарии: