Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

Про бронзового Айболита, появление первой ветеринарной станции Иркутска и «маму Бабра»

Интересная компания, ну как тут пройти мимо! (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Интересная компания, ну как тут пройти мимо! (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Март, солнышко, птички. Шла я такая по Красноказачьей, и тут он! Айболит! Будто из моего детства – таким его и представляла. Да не один, здесь ещё собака, кошка, голубь, лошадь, корова, овца, коза...

Маршрут перестроен)) Пошла знакомиться с новым для меня памятником!

Немного предыстории. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Немного предыстории. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Это иркутский ветеринар. Собирательный образ, который сразу находит отклик в душе, так как похож на героя сказки Корнея Чуковского «Айболит». Памятник получился динамичным, доктор будто спешит помогать очередному четвероногому или пернатому пациенту. И собака у ног будто подскакивает, в глаза заглядывает! Ушки в воздухе мохнатыми оладушками вверх-вниз))

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Кошечка прижимается к доброму человеку. Голубь... Ну он голубь, что с него взять)))

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

На ролике эта локация выглядит объёмнее 👇

Мне стало интересно: когда в Иркутске появились ветеринары, чей труд тут увековечили такой объёмной многофигурной композицией?

Ноги (лапы) у этой истории растут из XVIII века, когда через Иркутскую губернию шли гурты животных из Монголии и Китая. Конечно, не все животные были здоровы, а от долгих переходов здоровее они не становились, добавлялись опасные и заразные инфекции. В итоге крестьянские и помещичьи хозяйства транзитной губернии терпели колоссальные убытки. Например, в 1787 году в Охотском уезде от сибирской язвы погибло до 5000 лошадей. Только в одном Иркутске от этой заразы пало 2000 животных. Но специалистов по ветеринарии ни в одной из сибирских губерний не было.

Датой возникновения ветеринарной службы в Иркутской губернии следует считать 14 января 1797 года. В тот день вышел царский указ об учреждении губернских врачебных управ, в обязанности которых входило принимать меры по падежу скота. В мае 1809 года, после очередной вспышки инфекции среди животных и обращения губернатора к властям, министру внутренних дел князю Куракину было поручено «вызвать из чужих краёв до 30 ветеринарных врачей». Спустя год в Иркутск из Австрии прибыл Христиан Гаупт, а в 1813-м ему в помощь были направлены ещё два специалиста «из чужих краёв» – Збровский и Гетте. В последующие годы в составе губернской врачебной управы работало по одному ветеринарному врачу. Их обязанностями были сбор информации и регистрация случаев заболевания животных. Лечением и профилактикой недугов домашних питомцев никто тогда не занимался. Так продолжалось лет 80...
1899 год ознаменовался важным событием: общественным городским управлением была открыта Иркутская ветеринарная станция. Её штат состоял из заведующего, ветврача и фельдшера. Первым руководителем станции был назначен Иннокентий Астраханцев, который возглавлял её более десяти лет.

Подробнее о буднях иркутских ветеринаров прошлого в этой статье 👇

Иркутские Айболиты

Вспомнилась ещё та история про иркутян конца XIX века, которые пытались привить общественности гуманное отношение к животным. Это было уже через пару лет после создания первой ветеринарной станции в Иркутске.

Упоминала я в своей статье Концевича Иннокентия Иосифовича. Этот ссыльный стал первым иркутянином, который начал заботиться о четвероногих, не будучи ветеринаром. Он создал в 1901 году Общество покровительства животным. А когда Общество после отъезда Концевича стало увядать, пожилая графиня Кутайсова озвучила готовность его возглавить. Супруг помог с финансами. На средства Кутайсовых в Иркутске появились:

  • первые кузница для ковки шипованных зимних подков лошадям,
  • приют для животных
  • и ветеринарная лечебница.

Операции оплачивались по договорённости, но малообеспеченным иркутянам было достаточно принести свидетельство о маленьком доходе, чтобы их животных лечили бесплатно. Люди приводили сюда не только скот, собак и кошек, но и домашних птиц, которых раньше просто забили бы. Подробнее эти истории тут 👇

А «Бабр» в этом скульптурном зверинце неслучайно.

Памятник от иркутского скульптора Натальи Бакут. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Памятник от иркутского скульптора Натальи Бакут. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Автор скульптуры Айболита и барельефа с животными – скульптор-камнерез, «мама Бабра» Наталья Бакут.

Так что можно добавить тигра с бобриным хвостом и соболя к тем зверушкам, которые из барельефа. Получится отличная клиентура для Айболита 👇

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Памятник ветеринару появился на карте города в 2014 году, а этот барельеф с животными – в 2018-м. Находится вся эта дружная компания рядом с действующей городской ветеринарной станцией.

Действующая иркутская городская ветеринарная станция. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Действующая иркутская городская ветеринарная станция. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Здание в лучших иркутских традициях – с историей. Это бывшая доходная усадьба с производственной застройкой конца XIX — начала XX века, в которой до революции находилась слесарная мастерская, а сейчас располагается Иркутская городская станция по борьбе с болезнями животных.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Если бы Айболит был реальным современным жителем Иркутска, то мог бы работать в этой самой станции и делать что-то из того, что написано на её сайте.

Скриншот с сайта ветеринарной станции.
Скриншот с сайта ветеринарной станции.

Но довольно о ветеринарах и памятниках. Хочу несколько строк посвятить таланту иркутского скульптора Натальи Бакут.

Признаться, когда читала в интернете о Наталье Алексеевне, я расстроилась. Потому что узнала, что этой иркутянки уже нет с нами... 4 июля 2022 года в возрасте 65 лет она скончалась после продолжительной болезни.

Фото из интернета
Фото из интернета

И не только скульптуры Наталья Алексеевна оставила Иркутску в наследство.

За два десятилетия Бакут создала Иркутскую камнерезную школу, которая прославила Иркутск как камнерезный центр России наряду с Санкт-Петербургом и Екатеринбургом, стала идейным вдохновителем конкурса ювелирного и камнерезного искусства «Серебряный Бабр», основательницей ассоциации «Союз камнерезов и ювелиров Байкальского региона».

Наталья Бакут входила в пятерку лучших камнерезов мира.

Супруг Натальи Алексеевны тоже связан с каменной темой. Он иркутский геолог. В своё время он перевёз возлюбленную в Иркутск, где впоследствии она раскрылась как творец с огромным созидательным потенциалом. Восточная Сибирь оказалась благодатной «почвой» для роста мастерства талантливой художницы.

...6 июля 2022 года у скульптуры «Бабра» был установлен венок – в память о его «маме», которой не стало.

Образ жизнерадостной и деятельной, мыслившей и творившей объёмно Натальи Бакут живёт – в воспоминаниях родных и близких, в её работах и работах её учеников, в материалах СМИ и даже в этой статье человека, который только начал узнавать Иркутск и его людей... Такова сила её таланта, который продолжает жить в иных формах и который сейчас коснулся каждого, кто дочитал этот текст.