Найти в Дзене
Пограничный контроль

Не совсем виктимблейминг

Давно я не придумывала для вас тесты, и вот наконец мне в голову пришла пара мыслей. Наверное, как и многих, все последнее время меня не оставляет чувство полнейшей нереальности происходящего. Не сказать, что оно и раньше меня надолго покидало, но сейчас это зазеркалье стало особенно остро ощущаться. Оно пугает, сбивает с толку, демотивирует, наводит на печальные размышления о том, что мир окончательно сломался и уже больше никогда не придет в норму. Раз все самое неправильное, ужасное и жестокое не осуждается, не призывается к ответственности, а предстает перед нами как некий новый мейнстримовый порядок вещей, так может, и нам нужно это принять, приспособиться к этому и научиться как-то с этим жить? На самом деле, конечно же, нет, и об этом очень важно всегда помнить. То, что является злом, жестокостью, насилием и агрессией, никогда не превратится ни в добро, ни в нечто допустимое и разумное. А этическое зазеркалье не возникает само по себе – просто есть люди, для которых его существо

Давно я не придумывала для вас тесты, и вот наконец мне в голову пришла пара мыслей.

Наверное, как и многих, все последнее время меня не оставляет чувство полнейшей нереальности происходящего. Не сказать, что оно и раньше меня надолго покидало, но сейчас это зазеркалье стало особенно остро ощущаться. Оно пугает, сбивает с толку, демотивирует, наводит на печальные размышления о том, что мир окончательно сломался и уже больше никогда не придет в норму. Раз все самое неправильное, ужасное и жестокое не осуждается, не призывается к ответственности, а предстает перед нами как некий новый мейнстримовый порядок вещей, так может, и нам нужно это принять, приспособиться к этому и научиться как-то с этим жить?

На самом деле, конечно же, нет, и об этом очень важно всегда помнить. То, что является злом, жестокостью, насилием и агрессией, никогда не превратится ни в добро, ни в нечто допустимое и разумное. А этическое зазеркалье не возникает само по себе – просто есть люди, для которых его существование выгодно и удобно. Весь этот изломанный, неправильный мир создают люди, которым эта неправильность чем-то нужна и полезна.

Проще всего будет назвать злодеями и агрессорами всех этих людей. Но поддаться мороку и зазеркальным обманкам могут и вполне хорошие люди. Сети зла могут плестись довольно искусно и изощренно, и вы, находясь, например, не в ресурсе, в подавленном, уставшем, эмоционально истощенном состоянии, можете запросто в них попасть. В этом и заключается, как я уже много раз писала, суть и опасность зла – никто от него не застрахован.

Итак, как же себя «поймать» на том, что вы поддаетесь активному распространению искаженных, зазеркальных этических норм, начинаете принимать черное за белое и наоборот? Попробуйте проанализировать свои мысли и эмоции, когда наблюдаете, например, за какими-то публичными дискуссиями, дебатами, переговорами на одну из наиболее актуальных сейчас тем.

nnov.hse.ru
nnov.hse.ru

Что вы чувствуете, когда слышите, как одна из сторон начинает обвинять общественно признанную жертву общественно признанной агрессии в том, что она оказалась недостаточно сильна, умна или ловка, чтобы успешно сопротивляться злу? Что она оказалась в уязвимом, слабом положении, что злу-таки удалось нанести ей серьезный ущерб, подточить ее ресурсы, лишить ее поддержки и сторонников? Нет, разумеется, никто тут не занимается виктимблеймингом, зло есть зло, а агрессия есть агрессия. Но почему ты, жертва, не нашла в себе силы и магического дара возрождаться, как Феникс из пепла, и не смогла быстро, ярко и молниеносно сломить зло на самых его подступах к злодейству?

Кому вы сочувствуете, когда слышите подобные заявления в адрес жертвы? Ей или тому, кто подобные заявления формулирует и озвучивает? Если первое, то все в порядке – никакое зазеркалье над вами не властно. А если второе, то новости неважные.

Добро не может быть виновато в том, что зло на него напало. В том, что добро оказалось недостаточно подготовленным, сильным и могущественным, чтобы это нападение успешно и быстро отразить. Добро вообще никому ничего не должно, а уж тем более тем, кто обвиняет его в недостаточно эффективной борьбе со злом.

Зло нападает на добро потому, что всегда видит в нем самую главную угрозу своему собственному существованию. И зло всегда будет сосредотачивать на борьбе с добром все свои силы, всю свою хитрость, все свои ресурсы. И может годами эти ресурсы копить, чтобы однажды со всей разрушительной мощью напасть. А добро, разумеется, этим не занимается и никогда не готовится к борьбе со злом. Эта борьба и накапливание ресурсов для нее начинается только в момент нападения. Неудивительно, что на каком-то этапе добро выглядит слабее и уязвимее. Но виновато в этом вовсе не оно.