Найти в Дзене
Такси с косичками

Имеет ли право пассажир такси платить так, как ему удобно?

Оглавление
"Способ оплаты изменён на наличные" - сообщает Яндекс бодрым голосом. Раньше я напрягалась. Теперь знаю, что ситуации могут быть самые разнообразные. Не хватило 5 рублей на карте у пассажира, вообще забыл перевести деньги на эту карту, да просто-напросто сам Яндекс так решил (и такое бывает!) и зачем-то переключил на наличку.

Обычно проблема решается за минуту. Пассажир нажимает нужные кнопки в своём телефоне и готово: "Заказ будет оплачен картой". Или же переводит мне по номеру телефона. Я это не очень люблю - диктовать всем подряд свой номер не хочется. Но на крайний случай - ничего страшного.

Иногда пассажир уже в момент посадки в такси говорит:

- Давайте я Вам сразу переведу деньги.

- Так у Вас же способ оплаты картой указан. Сейчас спишется.

- Не, не спишется. Я пустую карту указал.

И вот этого я долгое время не понимала.

Зачем привязывать к такси пустую банковскую карту?!

Пассажиры часто не в курсе и каждому не объяснишь. Все любят говорить об ОБЯЗАННОСТЯХ таксиста и СВОИХ СОБСТВЕННЫХ правах - и никак не наоборот. Мол, КЛИЕНТ ИМЕЕТ ПРАВО ПЛАТИТЬ ТАК, КАК ЕМУ УДОБНО!

Нет, не имеет. Точнее, не совсем.

Размещая заказ в приложении такси, пассажир заключает договор. Его условия: "Я еду с улицы Комсомольской до улицы Ильича за 300р, оплата по карте". И когда я нажимаю кнопку "Принять заказ" - я соглашаюсь с этими условиями. ИМЕННО С ЭТИМИ! БЕЗ ВСЯКИХ НЕСОГЛАСОВАННЫХ СО МНОЙ ИЗМЕНЕНИЙ! "Комсомольская - Ильича за 300р, оплата картой".

И если в пути вдруг выясняется, что надо заехать в киоск или меняется способ оплаты - то, значит, и я могу поменять свои правила игры! Я соглашалась на поездку именно на заявленных условиях. А если они изменились - то я вправе изменить и свои: ну, например, назвать свою цену. Или отказаться от заезда в киоск до тех пор, пока пассажир не поставит нужную точку.

Водитель такси точно также ИМЕЕТ ПРАВО работать так, как ЕМУ удобно

Вот мне удобно работать по безналу. И в моём приложении стоит фильтр: "Только безналичные заказы". И когда я еду на заказ, то знаю точно: оплата будет по карте. Не наличкой и не переводом по номеру телефона! А по карте, привязанной к пользовательскому приложению.

Но не бывает такой смены, где хотя бы один заказ не переключится на наличку! Если это происходит случайно - вопросов нет. Пассажир в пути быстренько возвращает способ оплаты на безнал. Пару раз было такое, что не хватало реально 5-10 рублей (не учли платное ожидание). В этом случае мне переводили на карту сколько есть, я даже не ворчала: ну не принципиальны мне эти 5-10р, совсем не принципиальны!

А вот когда специально указывают пустую карту - я злюсь!

- Вы же знаете, что денег на карте нет! Зачем по безналу вызываете?!

- А так быстрее приезжают...

Гениально! Но я-то приезжаю на заказ ПО БЕЗНАЛУ! Вы выдвинули свои условия поездки, я их приняла. Зачем же теперь, когда я приехала, менять наши договорённости?!

Кстати, именно ненадёжные пассажиры и не привязывают к такси нормальную карту с деньгами

Аргументы приводят следующие:

  • "А вдруг я не выйду или отменю заказ, а потом с меня деньги снимут". Конечно, снимут! И отдадут мне. Потому, что я приехала на адрес, ждала пассажира - то есть ВЫПОЛНЯЛА СВОЮ РАБОТУ! Почему бы мне не заплатить за неё? Ведь не моя вина, что пассажир передумал ехать или вообще забыл, что вызвал такси! Это моё время, мой бензин. Это стоит денег! И не таких уж больших, если честно. Но стОит.
  • "А Яндекс не даёт мне вызвать такси за наличку". А вот это уже говорит о многом. Значит, в прошлом у пассажира были случаи неоплаты своей поездки. И неоднократно, раз уж сам Яндекс это понял! И зачем мне такой пассажир, который уже несколько раз кидал таксистов и может сейчас кинуть и меня тоже?
  • "А вот в прошлый раз с меня два раза сняли деньги и я теперь боюсь". Бывает. Сбой в Яндексе, например. Или какой-нибудь водитель такси, нежелающий выполнять поездку, спрятался во дворах и потом отменил после платного ожидания. Здесь вполне успешно решается вопрос через службу поддержки, деньги возвращают. И я могу только посочувствовать, причём искренне: да, это несправедливо и обидно. Но остальные водители тут ни в чём не виноваты!
Даже с попуткой условия поездки обговариваются заранее!
Даже с попуткой условия поездки обговариваются заранее!

Если пассажир вызвал такси по безналу, то и платить он должен по безналу!

Именно так. По крайней мере без всякого качания прав: "Я клиент и имею право"! Водитель точно также имеет право отменить эту поездку потому, что пассажир поменял условия в одностороннем порядке.

Всё же бывают и форс-мажоры, и разные ситуации. В этом случае надо ДОГОВАРИВАТЬСЯ вежливым общением. Я всегда иду навстречу, всегда назову номер телефона для перевода. Но вообще не люблю это дело.

Частенько случается так. Отвезу компанию с ящиком бутылок в СНТ или за город на пикник. Они переводят деньги по номеру телефона и сохраняют его. А поздно ночью не могут уехать - не приезжает за ними такси в эту отдалённую точку! И тут кто-нибудь вспоминает: "А нас же везла таксистка, давайте-ка мы лично ей позвоним, номер же есть". И звонят без всяких стеснений!

Поэтому я сначала прошу пассажира всё-таки поменять обратно способ оплаты в приложении. И только если это сложно и невозможно - диктую свой номер телефона.

А уж если доходит до наличных денег, то я сильно хмурюсь, да. Во-первых, мне не нужна наличка! Именно поэтому я поставила фильтр в приложении. Во-вторых, поскольку я работаю только по безналу, сдачи у меня нет. И Я НЕ ОБЯЗАНА ЕЁ ИМЕТЬ в этом случае. И даже если пассажир поставит мне в приложении единицу с пояснением: "У водителя нет сдачи", Яндекс не засчитает эту оценку. Потому, что ДАННЫЙ ВОДИТЕЛЬ РАБОТАЕТ ПО БЕЗНАЛУ!

Конечно, пассажир такси имеет право платить так, как ему удобно

И никто не попирает это право! Но обговаривается всё это в самом начале - в момент оформления заказа. Вы имеете право вызвать такси по безналу, имеете право вызвать такси за наличку. Но оплатить данную конкретную поездку пассажир обязан так, как он указал в своём заказе!

Вот в чём дело. А вовсе не в том, что таксист пытается продавить Ваши права и заставить платить так, как Вам не удобно или не хочется. Со своим способом оплаты вы разобрались в тот момент, когда оформляли заказ в приложении такси. Применили своё право оплаты проезда удобным Вам способом.

Теперь необходимо соблюсти и права таксиста - оплатить поездку так, как указано было изначально. Ведь водитель ехал к Вам именно на таких предложенных условиях! Ну либо объяснить ситуацию и договориться сразу же в момент посадки. А не в процессе поездки поставить водителя перед фактом.

Сейчас в комментариях обязательно напишут, что таксисты тоже не всегда милые и приятные люди, соблюдающие права своих пассажиров. Это действительно так. В любом окружении, в любой профессии есть индивидуумы, которые о своих правах знают гораздо больше, чем о чужих.

В данной статье речь шла конкретно о способе оплаты поездки. А вот в следующей мы рассмотрим другую ситуацию - где и водители ведут себя некорректно. В основном это происходит на дальних поездках. Оставайтесь со мной - обсудим! А пока можно почитать это: