По мотивам Инженерного подкаста с Елизаветой Кузьминой, куратором и амбассадором CRAFT/ED подхода в образовании в школе инноваций ИКРА и заместителем директора института ЛаПлаз, кандидатом физ-мат. наук Павлом Рябовым разобралиобразовательные эксперименты,
проектный подход и перспективы развития креативных методологий в
образовании. Публикуем самое интересное!
Как человеку построить себе обучение в отсутствии преподавателя?
Сейчас лектор перестаёт иметь главную функцию, как передатчик знаний. Их можно получить из открытого доступа. Лектор становится человеком, которому важно заинтересовать, поддержать и объяснить. Он приобретает роль человека-проводника. Если мы говорим про такого проводника, то ему всегда нужны помощники, как Пятница у Робинзона Круза. Вот в трендах инженерного IT-образования как раз такие напарники, менторы, ассистенты. Они помогают человеку настроиться на истинный путь и разобраться, потому что ценность и способность человека самому разобраться иногда может быть небольшой.
Иногда нам нужен человек, к которому мы обратимся с вопросом и получим исчерпывающий ответ. Одному лектору тяжело справится с несколькими потоками студентов, отсюда возникает потребность в ассистенте. Это сильно увеличивает эффективность обучения, потому что студенты могут прийти к нему.
С другой стороны, ментор же становится и помощником преподавателя, потому что он отслеживает успеваемость и понимание студентами предмета. Он замечет отставание части студентов и предлагает добавить в курс методику, которая должна помочь им. Такая точечная поддержка может выровнять общий уровень знаний и сделать обучение студентов комфортнее. Такими менторами могут стать студенты старших курсов, выпускники, которые прошли уже этот путь не так давно и могут поделиться опытом.
Проектное обучение на ранних семестрах – это некое моделирование самостоятельного обучения. В рамках проектных всех подходов идеологически так заложено, что ты должен что-то искать сам, самостоятельно информацию её перерабатывать, учиться как-то вот синтезировать на основе этой информации что-то, но самостоятельно. В дальнейшей жизни после университета это пригодиться каждому.
Другой важный аспект – это мотивация, у которой существуют две крайности. Первая крайность: сверхмотивация, длительность которой небольшая, и люди обычно быстро скатываются вниз и теряют всякое желание чем-то заниматься. Они перегорают, потому что им не хватает внимания и концентрации над работой. Поэтому приступать к любой деятельности надо с «нормальной мотивацией».
Здесь на помощь приходит закон Йеркса-Додсона. Этот закон описывает зависимость между уровнем мотивации и эффективностью выполнения задач. Согласно ему, оптимальная производительность достигается при среднем уровне мотивации. Если мотивация слишком низкая, человек недостаточно вовлечён в процесс, что приводит к низким результатам.
С другой стороны, чрезмерно высокий уровень мотивации вызывает стресс и тревогу, что также снижает эффективность. Например, студенты, которые испытывают умеренное волнение перед экзаменом, часто показывают лучшие результаты, чем те, кто либо слишком расслаблен, либо чрезмерно напряжён.
Поэтому в самообучении важно следить за своим интересом и искать причины мотивации, а также подстраивать интенсивность обучения под себя.
Почему мотивация студентов падает?
Проблема мотивации актуальна не только при самообучении. Исследования, проведённые «Центром компетенций», показали, что у студентов к четвёртому курсу университета падают практически все навыки по сравнению с теми, кто только поступил в ВУЗ. Наибольшая отрицательная динамика наблюдается именно в мотивации. Это связано с тем, что на первом курсе студенты испытывают озарение от нового опыта, на втором — начинают активно действовать, а к третьему курсу сталкиваются с тем, что простые задачи пройдены, а сложные ещё не под силу. Это создаёт ощущение стагнации (застоя), и для продолжения обучения требуется дополнительный заряд мотивации.
Мотивационный дизайн — это подход, который помогает проектировать обучение с учётом уровня мотивации студентов. Например, на первом курсе важно поддерживать студентов, как родитель поддерживает ребёнка, а к третьему-четвёртому курсу — постепенно передавать им ответственность, превращаясь из «учителя» студента в его «ментора». Это позволяет сохранить интерес и вовлечённость студентов на протяжении всего обучения.
Как связаны мотивация и дисциплина?
Мотивация и дисциплина — это два взаимодополняющих элемента успешного обучения. На начальных этапах дисциплина помогает структурировать процесс, особенно когда мотивация ещё не сформирована. Например, студент может договориться с собой заниматься два раза в неделю по три часа, следуя чёткому плану. Это создаёт основу для развития самодисциплины.
Однако со временем дисциплина должна уступать место самостоятельности. Студент становится активным субъектом своего обучения, и внешние правила уже не так важны. Самодисциплина — это то, что позволяет методично двигаться вперёд, даже когда мотивация временно снижается.
Фраза «на мотивации далеко не уедешь» часто понимается неправильно. Речь идёт не о том, что мотивация не важна, а о том, что сверхмотивация (краткосрочный эмоциональный всплеск) не может быть основой для долгосрочного успеха. Гораздо важнее сочетание умеренной мотивации и развитой самодисциплины, которая помогает сохранять устойчивость даже в сложные периоды.
Читайте другие статьи, по этой теме. Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение! Следите за нами в Телеграмме, ВКонтакте, на официальном сайте.
#инженерный_подкаст #все_ответы_в_науке_МИФИ #десятилетиенауки #МинобрнаукиРоссии #популяризациянауки