Из самого названия этой части речи можно понять, что она применяется вместо имени, на месте имени. Если точнее – вместо имени существительного, то есть заменяет собой название предметов. Например: собака лает - она лает. Соответственно, в тексте местоимения отвечают на такие же вопросы, что и имя существительное: кто? что? Но, названий предметов (т.е. имен существительных) в русском языке несколько тысяч, а местоимений, которые их заменяют, всего 69. Самые распространенные: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Также существуют разные формы местоимений (всего 9 разрядов) – мой, твой, себя, его, её, этот, иной и др. Но во втором классе эта сложная классификация не рассматривается. Пока знакомимся с самыми простыми примерами использования этой части речи.
Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 2. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.
Задание 170
Как выполнить задание
Название сказки - «Теремок».
°
Выделенные слова в тексте – это местоимения. Они заменяют названия предметов и животных, но не называют конкретное лицо.
°
На что указывают местоимения в сказке:
Он – теремок, я – мышка, ты – квакушка, они – мышка и лягушка.
°
Вставляем в диалог пропущенные слова, подчеркиваем местоимения:
Задание 171
Как выполнить задание
Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.
Например: На клумбе распустились цветы. Они были ярко-жёлтого цвета.
Здесь местоимение они указывает на цветы, но не называет их.
°
Задание 172
Как выполнить задание
°
Основная мысль стихотворения:
Если каждый человек сорвёт цветок, то будут сорваны все цветы и на деревьях ничего не останется. Не будет красоты и доброты.
°
Записываем первое предложение. Выделенные слова – это местоимения.
Автор использовал местоимения, чтобы показать, что стихотворение относится ко всем в равной степени: я, ты, мы.
°
Местоимений вы, он, она, оно, они в стихотворении нет.
Задание 173
Как выполнить задание
Предметы, изображенные на рисунках: пальто, лампа, коньки, цветок.
°
Записываем местоимения, которыми можно заменить каждое слово:
Задание 174
Как выполнить задание
°
Вставляем в предложения подходящие по смыслу местоимения:
°
В состав этих предложений входят только подлежащее и сказуемое (главные члены). Поэтому эти предложения являются нераспространенными. Во всех предложениях подлежащее – местоимение, сказуемое – глагол.
°
Дополняем предложение второстепенными членами, выделяем подлежащее и сказуемое:
Задание 175
Как выполнить задание
Слова, которые не являются местоимениями: но, мышь, на.
Местоимения, которых нет в упражнении: вы, оно, они.
°
Местоимения, которые есть в упражнении: я, он, мы, ты, она.
Задание 176
Как выполнить задание
°
Первое предложение: Петя и Игорь насыпали в кормушку зерно. Его мы ставим первым потому, что с него начинается повествование. Все остальные события являются следствием и происходят позже.
Примеры заголовков: Кормушка, Птичий обед, Как ребята кормили птичек, Забота о птицах, Друзья природы.
°
Располагаем предложения, чтобы получился связный текст:
Добрый поступок.
Петя и Игорь насыпали в кормушку зерно. На обед слетелись синички и снегири. Они клевали корм и весело щебетали. Мальчики рады, что птицы пообедали.
°
Выделенные слова в предложениях: они и птицы заменяют существительные синички и снегири, а мальчики – вместо слов Петя и Игорь.
Вместо слова мальчики еще можно использовать слова ребята, друзья, школьники, они, а вместо слова птицы – птички, пернатые, птахи, пичуги, они.
Задание 177
Как выполнить задание
°
Чтобы в каждой паре предложений не было повторов имени существительного, во втором предложении его следует заменить на местоимение.
°
Заменяем повторяющиеся имена существительные местоимениями:
Задание 178
Как выполнить задание
°
Составляем текст по рисунку:
Катя пришла на день рождения к Мише. Он с радостью встретил девочку.
- Хорошо, что ты пришла. Гости уже собрались, мы тебя ждём, - сказал Миша.
- Я приготовила тебе подарок. Надеюсь, он тебе понравится, - Катя протянула мальчику коробку.
- Спасибо! Я очень рад!
- Ты поставь её на стол. Там пирожные, я сама их испекла.
- Какая ты молодец! Мы обязательно попробуем! Уверен, они очень вкусные.
°
Местоимения в тексте: он, ты, мы, я, её, их, они. Они использованы для того, чтобы заменить имена существительные и избежать повторов.
***
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.
Также читайте: