Не знаю, как у вас, друзья, а среди моих знакомых есть верующие, которые не ходят в храм, не исповедуются, не причащаются на том простом основании, что «веруют в душе». Что интересно, они искренне убеждены, что такое «особенное право» имеют благодаря наличию дома большого количества православных икон и книг.
«Я верую в душе и не хожу в храм, потому что у меня дома не только стены – каждый уголок намоленный! А так как моя семья меня поддерживает, фактически у меня здесь «малая церковь», - заявил мне один христианин.
Честно признаюсь, всегда теряюсь перед таким напором. Как показывает мой личный опыт, переубедить в обратном человека с такими взглядами на веру невозможно. Потому что он не просто убежден в своей правоте. Он прямо-таки воинственно настроен. И даже парирует такими словами, как «малая церковь».
Доказывать этим верующим ошибочность их позиции так же трудно, как доказывать атеисту, что Бог есть. И стоит ли в таком случае ломать копья?
На мой взгляд, безусловно! Это означает не дать в обиду чистоту нашей веры. Если человек считает себя истинно верующим христианином, он ни в коем случае не должен сдаваться без боя. Лично для меня это принципиально важно.
В таких случаях хочется напомнить один исторический факт. Когда Апостолы проповедовали вместе с Иисусом, сначала их было очень много. Потом становилось все меньше и меньше… И, наконец, осталось 12 верных Ему учеников. При этом Иисус не удерживал и оставшихся, давая им полную свободу действий и право выбора. И Он был прав. Ибо проповедь без крепкой веры была невозможна.
Что же касается выражения «семья — малая церковь», то оно появилось еще в период раннего христианства. Напомню, что Апостол Павел в своих посланиях, упоминая про христиан-супругов Акилу и Прискиллу, приветствовал их «и домашнюю их церковь». (Рим. 16:4).
И в те далекие времена, и сейчас Церковь - это единство людей в Боге. Как сказал Иисус Христос, «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Мф. 18:20). А кто тогда, спросите, священники, архимандриты, епископы? Некоторые утверждают, что они представляют самого Бога. Но это не так. Правильным будет сказать, что священнослужители – это свидетели Божьего участия в нашей жизни.
А что же такое тогда «малая церковь»? Это христианская семья. Отец, мать, дети. То есть люди, которые связаны не только чувством любви, но прежде всего святой верой в Бога. Проще говоря, у них одна вера и одни взгляды на христианскую жизнь. А это и посещение храма, и Божественной литургии. Это исповедь, причастие, молебны, проповеди…
Намоленные стены дома и обилие икон – это прекрасно. Но не надо брать чужую миссию, входя, как говорят святые старцы, «в прелесть».
Хорошо и доходчиво сказал в свое время об этом протоиерей Димитрий Смирнов (1951 – 2020):
- «Я не хожу в храм, но верю в душе…». Всем, кто верует в душе, я всегда предлагаю такое упражнение: есть в душе, пить в душе, жениться в душе. Понравилась девушка – на ней в душе женился – и все! А еще можно в душе за зарплатой ходить в кассу… Вера в душе – это вообще отсутствие веры.
Неужели можно после таких слов не задуматься и по-прежнему упрямо «верить в душе»?..
Всем-всем – мира в семьях, любви, а главное – крепкой веры!
Читайте также: