30 марта 2025 года/
По идее фоторепортаж должен представлять объективную картину события, однако в творческий процесс вмешивается специально обученный человек, который называется бильд-редактор. Именно он определяет, что в репортаже на стройке надо снимать не кого попало, а «рабочего славянской внешности не старше 30 лет». В этом случае карьеру фотографа может спасти только молодой инженер, которого удаётся уговорить надеть пролетарскую спецовку и позировать с перфоратором в руках. Куда проще обстоят дела с театральной фотографией или светской хроникой - в этих репортажных жанрах есть свои канонические ракурсы, которые устраивают даже самого требовательного бильда. Впрочем, для своего архива фотограф «нажимает» и то, что происходит вокруг события.
«Мне кажется, что фотографы работают в первую очередь на себя, а в редакцию отдают то, что требует редакция. Главное требование бильд-редактора - чтобы человек в кадре был доволен и улыбался: постановочное фото - это тоже часть специфики работы в газете»,- рассказывал фотограф Александр Казаков на фестивале «Фиксаж» в ЦДХ.
Алексей Белкин и Александр Казаков
Алексей Белкин, работающий в крупных бумажных и сетевых изданиях, более подробно остановился на специфике событийной съёмки в своей лекции «Репортажная фотография: пособие для начинающих».
Алексей Белкин: «В репортажной фотографии важно предвидение того, что произойдёт через минуту, через час и тогда можно оказаться первым в нужном месте. Когда много прессы - все бегут, все пытаются. Начинающие репортёры шлифовали эти навыки на протестных митингах, которые проходили по одинаковому сценарию. Во время подобных съёмок часто не смотришь в видоискатель, а держишь камеру на вытянутой руке и фотографируешь не глядя.
В репортаже важна привязка к местности, зритель должен понимать, что и где происходит. Это основа основ для газетной и агентской фотографии. Надо не забывать про «заставочный снимок», который пригодится для разных новостей в течение десяти лет, например, руки в наручниках или машина скорой помощи. Всегда надо быстро договариваться с людьми, найти важные слова, всегда улыбаешься, всегда на позитиве. Не надо забывать про извечные темы из цикла «в Москве началась зима» или «в Москве началось лето».
Любая фотография, в том числе репортажная, это гиперболизация момента и некоторый обман. Помимо «репортаж-репортаж» бывает коммерческий «репортаж-постановка», когда, к примеру, частное охранное предприятие заказывает съёмку своих сотрудников при исполнении служебных обязанностей. С постановкой света и разными ракурсами такая съёмка может затянуться на восемь часов. При работе личником (личным фотографом официальной персоны) протокольные кадры уместно разнообразить и неформальными снимками клиента, которые могут пригодиться ему для социальных сетей.
Главное редакционное требование к новостным карточкам - только горизонтальные снимки, иначе их неудобно верстать и неудобно смотреть на сайте. Сюжет, в котором напрашивается вертикальный кадр, можно завалить под 45 градусов и таким образом превратить в горизонтальный. И важно всегда носить с собой камеру: однажды, сидя в кафе, увидел, что за окном загорелся автобус».
Завершая затянувшуюся преамбулу, надо добавить, что фотография - коммерческий продукт, исключительным правом на который обладает автор или редакция (агентство). Опубликованный в сети снимок - это пирожок в витрине булочной, бесплатно его можно только смотреть, но не кусать, а для публикации в других СМИ или коммерческих блогах придётся заключить лицензионный договор (письменное разрешение) с правообладателем и затем публиковать безвозмездно или за гонорар - по соглашению с автором.
Средства массовой информации и блогеры в спешке или по незнанию матчасти зачастую игнорируют главу 70 ГК РФ и нарушают авторские права фотографов. Поисковые системы легко отслеживают факт размещения фотографий в интернете - вообще не важно, что и кто в кадре, указан или не указан автор в несогласованной публикации, - труд фотографа должен был оплачен. Остаётся найти в своём архиве исходное изображение, а дальше дело за юристом, который готовит исковое заявление. И это работает.
Под защитой законодательства находятся и фотографии известных советских фотографов, права на их работы приобрели агентства, поэтому покупать их следует в фотобанках ТАСС, РИА, «Коммерсантъ» и других, а не копировать из агрегатора ретрофотографий pastvu. По этой причине в проекте «Город на память» публикуется только собственный контент, а в качестве дополнительных материалов прилагаются ссылки на источник старых фотографий. Надеюсь, читатели с пониманием относятся к некоторому неудобству просмотра.
Дмитрий Маликов в эстафете Олимпийского огня
Президент РФ Владимир Путин
Вячеслав Зайцев
Олег Табаков в спектакле МХТ «Дракон»
Юбилей полёта Гагарина: «Космос наш!»
На презентации в электродепо «Фили»
Дмитрий Нагиев на съёмке фильма
«Колокол! Жокей мой на коне, он смеётся в предвкушеньи мзды»
Три богатыря на «Стальных манёврах» в Митино
Другие три богатыря в Кожуховском затоне
Шествие коммунистов
Юрий Шевчук в спектакле «Таганский фронт»
Сцена из спектакля «Амадей» в Театре Вахтангова
Команда космолёта «Энтерпрайз» отвыкла ходить по земле
Монгольские дайчины в парадном строю
На обувной фабрике «Парижская коммуна»
Красная дорожка Московского кинофестиваля
Конюшня ипподрома. Экипировка лошади и качалки к бегам
Юрий Соломин
Диана Арбенина
«Жираф большой - ему видней»
Граффити на автозаводе ЗИЛ
Покатушки на легендарной мотоколяске «Мессершмит-FMR»
Пальба в День города
Экспертиза на выставке «Зверёк на ладошке»
Запуск китайских фонариков
Студенты МАМИ в творческом поиске
«Жёлтая комната» на производстве микросхем
Народные гуляния «Бауманские тазы» вчерашних студентов МГТУ
Броня на марше
«Бородинская битва». Внутри картины
Геннадий Хазанов
Осмотр знаменитой коллекции Щукина
Неформалы на заброшке
Студия «НАШЕ радио»
Театр мюзикла. Сцена из спектакля «Всё о Золушке»
Бездомный греется возле Нескучного сада
Водкопровод на «Кристалле»
Останкинская телебашня
Автогонка «Москоу Сити Рейсинг»
Настройщик музыки в Консерватории
Открытие навигации на Северном речном вокзале
Молодожёны на высоте
«Если вы в своей квартире, лягте на пол, три-четыре, выполняйте правильно движения»
Московский троллейбус: «Последний парад наступает»
Непарадная Москва
Валерий Леонтьев и Мышиный Король
Авария на МКАД
Режиссёр Марк Розовский
Дан Запашный: «Мальта, тебя не этому учили»
Помаши фотографу ручкой!
Блогер-урбанист (иностранный агент) Илья Варламов
Наталья Голубенцева со своими питомцами
Сюжет для Гиляровского: городовые, черносотенцы и корреспонденты газеты «Московскiя въдомости»
Весенний призыв
Цирковые крохотки
Городской призрак
В подражание Александру Суворову: «Мы русские, какой восторг!»
В питомнике «Красная Звезда»
Реставрация фонтана «Каменный цветок» на ВДНХ
Каскадёры Игоря Панина готовы гореть на работе
На страже порядка
Проекция фестиваля «Круг света» у Большого театра
Испытание полосой препятствий
Выставка «Арт Москва»
Трибуна Водного стадиона «Динамо»
Реновация начинается с изучения грунта
«Вы не стойте слишком близко - я тигрёнок, а не киска»
Непарадная Москва
«Первым делом, первым делом автогонки»
«Надежды маленький оркестрик»
Вокруг акции движения «Наши»
Заливка самого большого московского катка
Фотографы Владимир Вяткин и Нина Ай-Артян
Фотограф и артист Гоша Куценко
Актриса Ирина Апексимова и журналист Пётр Курников
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе:
#городнапамять #москва #история #репортаж #фотография