Найти в Дзене

Плюсы и минусы ООО. Когда стоит начинать бизнес в форме общества с ограниченной ответственностью?

Оглавление

ООО – это юридическое лицо, то есть самостоятельный субъект. Есть человек-субъект, который выступает в обороте со своими правами и обязанностями, а есть юридическое лицо. Это юридическое лицо (ООО), имеет свои права, обязанности, несет свою ответственность и имеет свое имущество. То есть государство рассматривает ООО как квази-человека (в юриспруденции это именуется фикцией).

Зачем регистрировать ООО - вы поймёте, когда я буду рассказывать про плюсы. Но для начала вам важно понять, какое отношение будете иметь вы к обществу с ограниченной ответственностью как собственник этого бизнеса.

Регистрируя ООО, вы приобретаете в нём долю в уставном капитале. Если вы регистрируете его с партнером, то долю приобретаете вы, соответственно, и какую-то долю приобретает ваш партнер. Вот эта доля в уставном капитале выступает в качестве самостоятельного актива. Этот актив можно продавать, его можно покупать, его можно оставить в залог. То есть им можно пользоваться и распоряжаться, как вещами, как автомобилем, квартирой и так далее.

Чем больше размер вашей доли в уставном капитале, тем больше прав вы имеете по отношению к обществу с ограниченной ответственностью. Все эти права, которые вы имеете по отношению к ООО, описаны либо в федеральном законе, либо в уставе вашего общества с ограниченной ответственностью. Глобально выделяют три типа таких прав.

Первый тип — это право на управление ООО.

Право на управление состоит в том, что вы как участник можете принимать ключевые решения, касающиеся деятельности вашего общества с ограниченной ответственностью. Это избрание директора, изменения в учредительные документы, вопросы реорганизации и ликвидации общества и так далее.

Если у вас участников, как минимум, два, то в этом случае эти решения принимаются на специальных общих собраниях, где участники голосуют по конкретным вопросам повестки дня.

Если вы единственный участник общества, то вы собрание не организуете, а принимаете решения посредством создания специальных документов. Эти документы называются решениями единственного участника. Опять же повторюсь: чем больше ваша доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, тем больше прав управления вы имеете.

Ролики про протокол общего собрания и про решение единственного участника есть на моем YouTube-канале.

Второй тип — это право на выплату дивидендов (получение прибыли) со стороны общества.

Чем больше у вас доля в уставном капитале, тем большее количество дивидендов вы, как правило, можете получать. Но здесь нужно понимать одну важную вещь. Если общее собрание не примет решение о выплате дивидендов, то вы как участник дивидендов требовать не можете. То есть, если ООО у вас показывает прибыль, но на собрании такого решения не было принято, вы никак не заставите общество выплатить вам эти дивиденды. Про дивиденды на YouTube-канале тоже есть отдельный ролик.

Третий тип — это право на ликвидационную коту.

Ликвидационная кота — это имущество, которое остается у ООО после её ликвидации.

Размер ликвидационной квоты, то есть имущества, которое остается после ликвидации, прямо зависит от размера вашей доли в уставном капитале. Для того чтобы это имущество получить, вам сначала надо ликвидировать ООО.

Немного о директоре

Ни в коем случае нельзя путать участников общества с ограниченной ответственностью и директора, то есть лицо, которое осуществляет функции единоличного исполнительного органа. Вы, как участник, конечно, можете поставить себя или своего партнера директором, но делать это совсем не обязательно. Как правило, директор – это доверенное лицо учредителей.

Что делает директор? Директор занимается текущим руководством деятельностью общества. Он выступает в качестве представителя в отношениях с внешними контрагентами, то есть он подписывает сделки, подписывает договоры, занимается кадровыми вопросами, подписывает трудовые договоры и внутренние приказы. Директор осуществляет распоряжение денежными средствами на банковских счетах посредством подписания платежных поручений и доверенностей от имени общества с ограниченной ответственностью.

По сути, директор – это руки общества с ограниченной ответственностью. Участник не может совершать все эти действия без доверенности директора, то есть он не выступает с контрагентами в качестве представителя общества с ограниченной ответственностью. Но нужно понимать, что директор не занимается такими вопросами, как изменение устава или переизбрание себя в качестве директора, потому что этим занимаются участники. Директор не занимается реорганизацией и ликвидацией общества, то есть глобальные ключевые вопросы отнесены к участникам.

Если мы визуально представим общество с ограниченной ответственностью, то участники сидят внутри, принимают решения там, а директор принимает все решения снаружи, то есть общается с контрагентами, подписывает бумаги и так далее.

Думаю, что суть общества с ограниченной ответственностью вы поняли. Теперь давайте перейдем к обсуждению плюсов и минусов этой организационной правовой формы.

Один из самых важных плюсов ООО – это ограниченная ответственность участников.

Что это значит? Это значит, что участник и директор не отвечают по долгам общества с ограниченной ответственностью, которые возникают в отношении третьих лиц, в отношении контрагентов. То есть, если у вашей ООО не получилось по каким-то причинам исполнить обязательства, то в этом случае, по общему правилу, вы и ваш директор отвечать за это не будете.

Но, конечно, из этого правила есть определенные исключения. Если вы от ООО подписываете какую-то сделку, заранее понимая, что обязательства перед контрагентом исполнены не будут, то суд в процедуре банкротства ООО сможет привлечь директора либо мажоритария (обладателя существенной доли/контролирующего лица) к субсидиарной ответственности по долгам ООО.

Что такое субсидиарная ответственность? Простыми словами, сначала отвечает ООО, а потом отвечаете вы. В этом случае суд должен установить, что вы, как мажоритарий, или ваш директор действовали недобросовестно и неразумно, и, заведомо зная, что обязательство не будет исполнено, приняли на себя это обязательство. Чтобы привлечь директора или участника к субсидиарной ответственности, нужно установить много различных фактов, погружаться в которые мы не будем. Я лишь простыми словами пытаюсь показать, что из этого правила ограниченной ответственности есть определенные исключения. Это правило придумано для тех случаев, когда у бизнеса просто пошли плохо дела. Допустим, клиенты перестали к вам ходить, контрагент не заплатил, и вы не можете исполнить обязательство перед другим контрагентом. Эпидемия, форс-мажор, торнадо, кризис.

Или просто бизнес не пошел. Вы старались развивать этот бизнес, но не получилось. Вот для этих случаев придуман принцип ограниченной ответственности. Но если вы решили подписать сделку с контрагентом, заранее не планируя исполнять обязательство, и перевели его предоплату на другой счет, на телефоны и звонки не отвечаете, конечно же, в этом случае из этого правила будет сделано исключение. В этом случае вас могут привлечь к субсидиарной ответственности.

Следующий важный плюс ООО – это возможность корпоративного структурирования бизнеса.

Если вы планируете вести бизнес с партнером, то лучше создать ООО. Не надо это делать через форму индивидуального предпринимателя, потому что ООО позволяет вам лучше урегулировать свои взаимоотношения. Все активы, с помощью которых вы будете вести бизнес, будут принадлежать на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью. Поэтому вы со своим партнером, имея определенную долю в уставном капитале, сможете этими активами опосредованно управлять. Механизмы общества с ограниченной ответственностью позволяют вам все сложные вопросы заранее урегулировать и минимизировать риски конфликтов.

Вы можете заранее определить, сколько нужно голосов, например, чтобы продать определенный актив в вашем обществе, сколько нужно голосов, чтобы избрать нового директора, и сколько нужно голосов, чтобы распределить прибыль в ООО. Вы можете оговорить порядок урегулирования корпоративных конфликтов. У вас глобально есть два способа, как все эти вопросы можно урегулировать.

Первый способ – установить порядок регулирования всех сложных вопросов в уставе. Второй способ – заключить с партнером корпоративный договор.

Например, в уставе вы можете прописать, что будет с долей, когда кто-то из партнеров скончается. Вы понимаете, что для вас и для ООО ценен именно партнер как человек, обладающий определенными знаниями и опытом. Вам выгодно вести бизнес именно с этим человеком. Если с ним вдруг что-то случится, и участниками общества станут его родственники, которые, возможно, не понимают, как управлять этим обществом, в этом случае общество может просто развалиться. В итоге, вы в уставе можете прописать, если кто-то из партнеров, скончался, то доля наследникам не переходит. Правда, в этом случае важно понимать, что наследникам нужно будет заплатить определенную компенсацию.

Следующий важный плюс общества с ограниченной ответственностью — это возможность перевода конкретного бизнеса на конкретное ООО.

Очень многие бизнесмены сегодня ведут многопрофильный бизнес, то есть занимаются различными сферами деятельности. В таких случаях может быть выгодно под каждый бизнес создавать свое общество с ограниченной ответственностью. Зачем это может понадобиться? Допустим, в какой-то сфере деятельности вам выгодно работать с НДС, потому что все контрагенты работают с налогом на добавленную стоимость. А в какой-то сфере деятельности вам выгоднее работать по упрощенной системе налогообложения.

Так вот, в том бизнесе, где вы работаете с НДС, вы создаете ООО, ставите на НДС, а в том бизнесе, где вы работаете на УСН, вы, соответственно, создаете ООО, ставите на упрощенку.

Дополнительно, кстати, вы страхуете конкретный бизнес от контрагентов по другому бизнесу. Если бы все направления бизнеса работали под одной ООО, то в этом случае контрагенты по одному бизнесу могли бы обратить взыскание на другой бизнес. А вот если вы создаете несколько ООО, то контрагенты какого-то конкретного бизнеса смогут обращать взыскание только на активы этого конкретного бизнеса; на другой бизнес обратить взыскание они просто не имеют права.

Конечно, создание нескольких ООО повысит ваши транзакционные сдержки. Допустим, 2 ООО — это в 2 раза больше отчетности, в 2 раза больше документации, соответственно растут расходы на бухгалтера. Но, опять же, если вы занимаетесь многопрофильным бизнесом, то эти расходы не покажутся для вас большими.

Кстати, еще один важный плюс ООО, которого нет у ИП, это возможность получения лицензии на продажу крепкого алкоголя.

Индивидуальный предприниматель может продавать только пиво и подобные ему напитки, потому что для их продажи лицензия не нужна. В ряде случаев можно продавать вино, но эти случаи исключительные. Крепкий алкоголь индивидуальный предприниматель продавать не может, потому что он просто не может получить лицензию. Такую лицензию получает только ООО. Поэтому, если вы планируете открыть общепит и продавать там крепкий алкоголь, вам нужно будет открывать именно ООО.

Теперь давайте поговорим о минусах ведения бизнеса в качестве ООО.

Первый и самый главный минус ведения деятельности через ООО состоит в том, что деньги с него выводить достаточно дорого и сложно.

Почему дорого? Когда деньги поступают на расчетный счет ООО, сначала налоги платит ООО, а потом вы как участник, получающий деньги от ООО, платите налог как участник. То есть возникает двойное налогообложение, и, в итоге, деньги попадают к вам с очень высокой налоговой ставкой. Но почему выводить деньги не просто дорого, а еще и сложно?

Дело в том, что вы не можете просто так взять и перечислить деньги на свой счет с ООО, уплатив соответствующие налоги. Это можно делать либо посредством распределения прибыли, то есть дивидендов, либо через иные механизмы.

Для дивидендов сначала нужно показать прибыль (ведь без прибыли дивидендов не будет). Как вариант, вариант, можно выводить деньги иным способом. Например, вы, будучи участником ООО, являетесь еще и директором, который получает зарплату (таким образом, выводя деньги из компании).

Вот этот способ иногда используется российскими предпринимателями, но он очень дорогой, еще дороже, чем просто распределение дивидендов. Почему? Когда вы распределяете дивиденды, вы платите 13% (или 15%) НДФЛ с этих дивидендов. А когда вы получаете зарплату в качестве директора, вы, мало того, что платите 13-15%, вы дополнительно еще платите с этих сумм страховые взносы. Страховые взносы у нас больше 30%.

Есть еще один способ вывода денежных средств с ООО. Он - на грани закона, но при определенных условиях его применять можно . Он состоит в том, что вы меняете директора на управляющего. Управляющий у нас является индивидуальным предпринимателем. Вы можете этому индивидуальному предпринимателю выбрать ставку 6%, допустим, по УСН с доходов. Соответственно, выводить денежные средства с ООО не по ставке 13%, а по ставке 6%, и платить взносы именно как ИП. ИП платит сравнительно небольшие взносы, если получает большой объем доходов. Если мы сравним страховые взносы, которые общество должно заплатить за директора или за любого другого работника, и сравним размер тех страховых взносов, которые платит ИП, то мы поймем, что размер страховых взносов у ИП гораздо ниже при определенных уровнях выплат. Но этот способ можно применять далеко не всегда. На YouTube-канале есть отдельный выпуск про управляющего ИП.

Если вы решили вести бизнес в качестве ООО, то рассчитывайте на то, что часто не получится выводить деньги с общества. Придется оставлять их в обороте, потому что ставки на вывод этих денежных средств сегодня очень большие.

Некоторые предприниматели создают под конкретный бизнес ООО, через которую ведется основная масса операций, и параллельно еще создают ИП. В этом случае деньги, полученные на ИП, можно использовать для личного пользования, заплатив соответствующие налоги и страховые взносы. Поэтому, если для вашего бизнеса допустимо создать ООО и ИП, попробуйте взять на вооружение этот метод. Какую-то часть денежных средств от ваших контрагентов вы сможете сразу получать на свой личный счет.

Следующие два минуса более актуальны для начинающих предпринимателей.

Они состоят в том, что, во-первых, ООО должно постоянно вести бухгалтерский учет, и, во-вторых, должно постоянно сдавать отчетность.

Даже если у вас пустая ООО, которая не ведет никакую деятельность, вы будете сдавать в год примерно 23 отчета. Для этого, конечно же, вам понадобится бухгалтер: либо штатный бухгалтер, либо бухгалтер на аутсорсе. Разумеется, Вы и сами можете разобраться, как эти отчеты заполнять и как их правильно сдавать, но лучше потратить это время на планирование своего бизнеса.

Ссылка на YouTube-канал
Ссылка на Telegram-канал по бизнесу
Ссылка на Telegram-канал для Продавцов WB

Александр Телешинин, кандидат юридических наук, магистр корпоративного права МГУ имени М.В. Ломоносова, частнопрактикующий юрист

Номер телефона: +7 926 497 24 25 (WhatsApp, Telegram)