Госсистема Закупки — единая цифровая среда для информационного обеспечения государственных и муниципальных торгов. Для участников таких закупок регистрация в ЕИС обязательна. Объясняем, для чего она нужна, как пройти регистрационную процедуру и избежать при этом сложностей.
Зачем нужно регистрироваться в системе
Регистрацию можно рассмотреть как допуск к электронным торгам в рамках контрактной системы. Без этого невозможно даже подать заявку, не говоря уже о самом участии в аукционах, конкурсах и других закупочных процедурах. И это несмотря на то, что сами торги проходят на электронных торговых площадках (ЭТП), а цель ЕИС — только их информационное обеспечение.
Система решает и другие задачи, в частности:
- Размещение закупочной документации, заявок, контрактов (договоров).
- Сбор, хранение и предоставление данных о закупках.
- Подписание документов электронной подписью, электронный документооборот, обмен информацией, в том числе при взаимодействии с системой федеральных ЭТП, региональных и местных закупочных информационных систем.
- Публикация официальных реестров: контрактов, участников закупок, недобросовестных поставщиков, жалоб, проверок.
- Онлайн-фиксация действий, бездействия участников в ЕИС, на ЭТП.
- Размещение юридической, справочной, аналитической информации.
Одновременно с регистрацией в системе закупок и реестре участников компании, ИП и физлица получают доступ сразу ко всем ЭТП, на которых непосредственно проходят торги. Это освобождает от прохождения аналогичной процедуры на каждой из таких площадок.
В ЕИС можно отслеживать госзакупки и с помощью разнообразных фильтров отбирать те, которые наиболее привлекательны для участия.
После регистрации участнику создаётся личный кабинет, и он получает доступ к полному функционалу ЕИС.
Как зарегистрироваться в системе госзакупок
Процесс можно разделить на четыре этапа:
- Подготовка к регистрации. Например, получение электронной подписи (КЭП) для торгов, создание учётной записи в ЕСИА (Госуслуги), её подтверждение, проверка соответствия требованиям, которые предъявляются к участникам торгов, устранение несоответствий.
- Изучение пользовательской документации и других материалов по работе в ЕИС.
- Настройка компьютера (рабочего места) согласно требуемым параметрам — самостоятельная (ручная) или автоматизированная.
- Прохождение регистрационной процедуры.
Подготовка
Этап подготовки необходим, как минимум, чтобы проверить соответствие требованиям к участникам закупок, которые предусмотрены №44-ФЗ. Новички обычно начинают участвовать в торгах, которые проводят в рамках именно этого закона. Вторая категория тендеров — по №223-ФЗ — проходит по схожим правилам, но дополнительно нужно учитывать положение о закупке, которое каждый заказчик разрабатывает самостоятельно.
Остальные подготовительные действия нужны, когда нет КЭП и (или) подтверждённой учётной записи в ЕСИА (Госуслуги).
Компании и ИП получают квалифицированный сертификат ЭП и закрытый ключ в офисах выдачи электронной подписи Удостоверяющего центра ФНС или его доверенных лиц (Сбербанк, ВТБ и др.). Средства создания КЭП будут записаны на USB-ключ (токен), который нужно заранее купить и принести с собой.
Физлица, в том числе самозанятые граждане и сотрудники юрлиц (ИП), оформляют КЭП в коммерческих УЦ с аккредитацией Минцифры. Удостоверяющий центр «Инфотекс Интернет Траст» — один из крупнейших аккредитованных УЦ в стране. В нашем удостоверяющем центре можно получить квалифицированный сертификат очно (с посещением офиса) или дистанционно. Для удалённого получения КЭП нужен смартфон с установленным приложением Госключ и подтверждённая биометрия в ЕБС либо биометрический загранпаспорт. Готовый сертификат поступит в личный кабинет клиента на сайте, ехать в удостоверяющий центр за ним не понадобится.
В ЕИС Закупки регистрация возможна, если у учётной записи в ЕСИА (Госуслуги) есть подтверждённый статус. С её помощью участник торгов авторизуется в ЕИС в процессе регистрации и получает доступ к дальнейшим этапам.
Изучение материалов для работы в ЕИС
Необходимые для изучения материалы представлены на главной странице сайта госзакупок в разделе «Документы». Здесь опубликованы нормативные акты и разъяснения законодательства, руководства, как зарегистрироваться в ЕИС Закупки и работать в системе, техническая документация, которая поможет в интеграции учётных систем, файлы и инструкции для ручной и автоматической настройки компьютера.
Настройка рабочего места
Для регистрации и работы на площадке госзакупок есть определённые требования, которым должно отвечать рабочее место — компьютер или ноутбук. Настройка — это проверка текущих параметров ПК и установка программ, необходимых для работы с КЭП, для регистрации в ЕИС и последующего использования её функционала.
Доступно два режима настройки — ручной и автоматизированный. Первый способ обеспечивает более тонкую настройку, но он занимает гораздо больше времени и создаёт сложности для неопытных пользователей. Автоматизированный процесс подразумевает использование специального ПО, которое самостоятельно проверит компьютер на соответствие требованиям, загрузит и установит необходимые программы. Но есть и недостатки. Мастер настройки работает только при выполнении определённых условий и с конкретным ПО. Например, в ручном режиме можно использовать криптопровайдеры (СКЗИ) разных поставщиков, в том числе бесплатный ViPNet CSP. Автоматизированный режим особого выбора не даёт, и будет установлено то, что заложено в сценарии мастера настройки.
Минимальные требования к ПК при использовании мастера настройки:
Минимальные требования к ПК для ручной настройки:
Основные этапы:
- Проверка и настройка параметров ПК для соответствия минимальным требованиям.
- Скачивание и установка драйверов USB-ключа (токена с файлами КЭП), криптопровайдера (КриптоПро CSP или ViPNet CSP) и криптоплагина для браузера, установка сертификатов ЭП и Минцифры на компьютер.
Последовательное описание всех действий есть в инструкциях.
Регистрирация в ЕИС
Для этого необходимо:
- В появившемся окне с информацией убедиться, что рабочее место соответствует требованиям.
- Авторизоваться через ЕСИА.
- Запустить процесс регистрации.
- Выбрать тип участника госзакупок из предложенных вариантов.
- Дождаться окончания проверки сертификата КЭП — используется электронная подпись регистрирующегося лица.
- Заполнить форму с информацией об организации, ИП или физлице.
- Зарегистрировать представителя, которым на данном этапе будет выступать лицо, регистрирующее участника закупок (руководитель организации, предприниматель или физлицо). Информация отображается автоматически на основании сведений из ЕСИА.
- Зарегистрировать других представителей, если данные о них поступят из ЕСИА в качестве привязанных к юрлицу.
- Подписать КЭП регистрационную форму для размещения сведений в реестре участников закупок.
- Дождаться уведомления о включении в реестр (ЕРУЗ) и успешной регистрации.
Сценарии процедуры различаются в зависимости от статуса пользователя. В ЕИС регистрация ИП, юрлица и представителей зарубежного бизнеса предусматривает свою специфику.
В процессе понадобится загружать документы, если этого потребует заполняемая регистрационная форма. Это могут быть, например, выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП или паспорт.
Сложности при регистрации и как их избежать
Сложности возникают, преимущественно, из-за спешки и невнимательности. Как правило, это связано с тем, что компания или ИП уже выбрали какой-то тендер и хотят побыстрее подать заявку. Они не читают пользовательскую документацию, не пытаются разобраться в процедуре, программно-технических требованиях. Сразу без подготовки переходят к регистрации и уже в процессе осознают, что чего-то не хватает, какие-то моменты не понятны.
Как зарегистрироваться в ЕИС для участия в торгах и избежать сложностей:
- Обязательно изучите пользовательскую документацию и, если что-то непонятно, проконсультируйтесь с техническими специалистами в сфере госзакупок.
- Заблаговременно получите сертификат КЭП или продлите срок его действия, если он подходит к концу.
- Если это не сделано ранее, создайте профили руководителя юрлица, самой организации или ИП, физлица на портале Госуслуги, а также подтвердите учётную запись.
- Регистрируйтесь в госсистеме, включая время на подготовку, минимум за 2-3 недели до планируемого участия в закупках. Учитывайте, что в ЕИС нередко бывают сбои, проводятся плановые и внеплановые техработы. Аналогичное можно сказать и о ЕСИА (Госуслугах). В процессе регистрации эти две системы постоянно взаимодействуют, и проблемы могут возникнуть на любой стороне.
- Внимательно отнеситесь к настройке рабочего места — ошибки на этом этапе предопределяют невозможность регистрации.
- Чтобы сразу зарегистрировать сотрудников, которые будут работать с госзакупками, их нужно заранее включить в профиль (учётную запись) организации в ЕСИА.
Если нужно всё сделать быстро, лучше поручить эту задачу профессионалу. Отдельные вопросы можно решить в рамках консультации технических специалистов нашего удостоверяющего центра.
Чтобы видеть полные версии статей со ссылками на официальные документы, перейдите в статейный раздел нашего сайта: https://iitrust.ru/articles/