Футбольная майка, щедро приправленная рекламными эмблемами, стала неотъемлемым атрибутом детства для многих мальчишек. Это машина времени, что переносит нас прямиком в 90-е, когда бонусом по контракту шел последний «Форд Мондео», а стадионы разрывались от гула фанатов.
Сегодня автобренды готовы отдавать миллионы, чтобы их логотип красовался на груди футболистов. Но что скрывается за этим лоском синтетики? И почему одни коллаборации становятся легендами, а другие — позорными мемами?
Mercedes-Benz & VfB Stuttgart: брак по расчету или любовь на всю жизнь?
Mercedes-Benz и футбол — как мотор и бензин. Немецкий гигант десятилетиями спонсировал сборную Германии, но настоящая страсть разгорелась в Штутгарте.
Здесь, на родине бренда, логотип с трехлучевой звездой стал плотно ассоциироваться с местным клубом.
Фанаты шутят: «Наши игроки ездят на победах, как на S-классе». Ирония в том, что даже после окончания контракта в 2018 году Mercedes остается частью ДНК клуба — как запах кожи в новом авто.
По данным Sponsorship Intelligence, за 10 лет сотрудничества Mercedes вложил в VfB Stuttgart больше €120 млн. Но истинная ценность — в имиджевой составляющей: большая часть болельщиков ассоциируют клуб с надежностью и премиальностью бренда. Стратегия «win-win»
Fiat & Boca Juniors: одна футболка как Ferrari
В конце 80-х Boca Juniors заключили сделку с Fiat, и это было похоже на бурную интригу между страстным танго и итальянским дизайном, который слабо добрался до СНГ.
Всего три года — но футболки с красно-синими полосами и логотипом Fiat теперь продаются на аукционах за суммы, которых хватит на подержанную Panda.
«Эти футболки — как редкие Alfa Romeo: чем старше, тем ценнее», — делятся коллекционеры
Логотип Fiat на форме Boca стал символом эпохи, когда футбол еще был про спорт, а не деньги. Сегодня такие коллаборации невозможны — слишком много нулей в контрактах.
Renault Trucks & Lyon. Грузовая любовь к штрафным ударам
Сотрудничество Lyon с Renault Trucks в 2000-х выглядело абстрактно, как минимум потому, что ассоциируется футбол с гоночным седаном, а не тяжелым траком. Казалось бы, нелепо.
Но в эпоху, когда Жуниньо Пернамбукано забивал голы с 40 метров, а клуб выигрывал семь чемпионских титулов подряд, даже логотип грузовика выглядел стильно.
Почему Renault Trucks? Лион — город, где находится штаб-квартира французского бренда. Это был жест поддержки местного бизнеса, который сработал: продажи грузовиков в регионе выросли за первые два года партнерства.
Chevrolet & Manchester United: дорогая ошибка на скорости
Шевроле на футболке «Манчестер Юнайтед» и известная фамилия на спине — формула хита продаж в рыночных проулках Москвы конца двухтысячных.
Контракт на €53 млн в год совпал с худшим периодом клуба в XXI веке. Ван Гал, Моуринью, Сульшер — тренеры менялись, как покрышки на гоночном болиде, но команда все глубже увязала в кризисе.
По данным Forbes, за 7 лет Chevrolet не получил ожидаемой отдачи: продажи в Европе упали, а узнаваемость бренда в Азии осталась на прежнем уровне.
«Мы переоценили силу футбольного брендинга» признал гендиректор GM Марк Ройсс, когда контракт расторгли.
Jeep & Juventus: краш-тест для бренда
Десять лет Jeep украшал форму «Ювентуса», но юбилей отметили скандалом.
Новая фиолетовая форма, выпущенная к празднику, вызвала у болельщиков ассоциации с синяком после буйной вечеринки.
«Это не цвет победы — это цвет хорошего фингала», — язвительно писали в соцсетях.
Однако для Jeep это все равно успех. После подписания контракта в 2012 году продажи внедорожников в Италии выросли на 34%, а в Китае — на 22%. Даже неудачный дизайн не перечеркнул главного: Jeep стал частью идентичности клуба.
Вы ещё не раз могли видеть знаменитостей сочетающих футбольное джерси с повседневными образами и огромной надписью «JEEP».
Lotus & Norwich: как фанаты заставили бренд вернуться
В 2021 году Norwich City чуть было не совершил роковую ошибку, выбрав в спонсоры букмекерскую контору. Фанаты взбунтовались, что для них вполне ожидаемо — футбольные фанаты это та ещё субкультура.
Клуб резко свернул с опасной траектории и вернулся к Lotus — местному автобренду, чей логотип теперь красуется на форме, словно эмблема на капоте родного автомобиля.
«Мы не просто спонсоры. Мы часть сообщества, как семейный автомобиль в гараже».
По словам CEO Lotus Мэтта Уиндла, это решение повысило лояльность местных болельщиков.
Когда логотип становится лицом команды
Автобренды и футбол — это гонка на выживание. Одни партнерства разбиваются о скалы скандалов, другие въезжают в историю на красной дорожке. Но даже после разрыва контракта логотипы остаются в памяти, как царапины на кузове — напоминание о былых приключениях.
Мой вам совет — присмотритесь к винтажным футболкам с логотипами ваших любимых концернов.
Как пишет Classic & Sports Car, их стоимость увеличивается на 12–15% в год — быстрее, чем цены на многие классические автомобили.
Делиться вашим мнением в комментариях и рекомендую подписаться, чтобы быть в курсе новостей и интересных фактов об автомобильном мире. Выходи-приехали.