Найти в Дзене

Сколько слов говорит ребёнок в 2 года. Нормы, отклонения и пути развития речи

Оглавление

Каждый родитель с нетерпением ждёт появления первых осознанных слов. Но в какой момент можно сказать, что речь формируется в норме? Сколько слов говорит ребёнок в 2 года обычно, и что делать, если словарный запас малыша намного меньше? В этой статье мы, специалисты «Реацентра Санкт-Петербург», разберёмся в возрастных нормах и расскажем, как помочь ребёнку восполнить пробелы в речи, если они есть.

Нормы речевого развития к двум годам

Все дети развиваются в своём темпе, и сложно назвать универсальные цифры, подходящие всем без исключения. Однако существуют примерные ориентиры, на которые опираются специалисты:

Количество слов

  • К двум годам дети обычно произносят не менее 20–50 слов (хотя бы в упрощённом виде).
  • Некоторые малыши могут выучить больше 100 слов, если у них очень богатая языковая среда и активное взаимодействие с родителями.

Имитация и звукоподражание

  • Ребёнок активно подражает услышанным звукам (гудок машины «би-би», мычание коровы «му-му» и т. д.).
  • Повторяет за взрослыми простые слова, стараясь говорить самостоятельно.

Упрощённая фразовая речь

  • Короткие фразы («мама дай», «хочу пить») уже начинают появляться ближе к двум годам.
  • Большое значение имеют жесты и мимика, которыми ребёнок дополняет свою речь.

Понимание речи

  • Малыш понимает названия знакомых предметов и игрушек (может показать на них),
  • Реагирует на простые инструкции: «принеси мяч», «положи кубик на стол».

Если ребёнок к двум годам не достигает этих ориентиров, не стоит сразу паниковать. Возможно, речь «вспыхнет» чуть позже. Но и игнорировать отставание не нужно: иногда задержка речи связана с серьёзными причинами, требующими помощи специалистов.

Возможные причины отставания в речи

Задержка речевого развития (ЗРР)
Когда словарный запас ребёнка существенно меньше нормы для его возраста, а в речи много пробелов и искажений. Может быть обусловлено внешними факторами (недостаток общения) или внутренними (особенности развития, неврология и т. д.).

Общее недоразвитие речи (ОНР)
При ОНР страдают разные аспекты речевой системы: фонетика (звуки), лексика (словарь) и грамматика (построение фраз). Ребёнок может не только мало говорить, но и плохо понимать обращённую речь.

Неврологические факторы

  • Алалия: органическое поражение речевых зон мозга, при котором ребёнок почти не говорит или ограничивается скудным набором звуков.
  • Задержка психического развития (ЗПР): отставание в восприятии, внимании и мышлении.
  • Аутизм (РАС): ребёнок может избегать коммуникаций, проявлять мало интереса к речи.
  • ДЦП: двигательные нарушения могут затрагивать и артикуляционную мускулатуру.

Недостаток языковой среды
Когда родители мало разговаривают с ребёнком, не читают ему книг, не поощряют речевые инициативы, малыш не слышит достаточно примеров правильной речи и реже пытается говорить.

Психоэмоциональные причины
Страх, стеснение, низкая самооценка также могут тормозить речевое развитие. Если ребёнок боится сделать ошибку или не получает эмоциональной поддержки, он может молчать дольше.

Когда обращаться к специалистам

Если к двум годам ребёнок:

  • Произносит менее 10–15 слов и не стремится к повторению,
  • Практически не отвечает на простые просьбы или не понимает их,
  • Не имитирует звуки, не пытается проговаривать слова, которые слышит,
  • Перестал развивать или утратил уже имеющийся словарный запас,

это повод для профессиональной оценки логопеда, психолога или невролога. Своевременная диагностика выявит, нужно ли малышу углублённое лечение или достаточно корректирующих занятий и особых игр.

Комплексный подход «Реацентра Санкт-Петербург» к речи в 2 года

Мы уверены, что для полноценного развития речи важен комплексный подход, включающий:

Микротоковую рефлексотерапию

  • Наша основная методика, которая мягко воздействует на рефлексогенные зоны мозга и тела посредством ультрамалых электрических импульсов.
  • Улучшает нейронные связи и кровообращение, что способствует более эффективному запуску речи.
  • Безболезненна и подходит детям с разными диагнозами.

Логопедические занятия

  • Логопед выявляет, сколько слов говорит ребёнок в 2 года, каково качество звукопроизношения, умеет ли малыш строить фразы.
  • При необходимости назначает артикуляционные упражнения, игровые задания на звуковое подражание и расширение словарного запаса.

Нейропсихологическая коррекция

  • Нейропсихолог оценивает развитие когнитивных функций (память, внимание, мышление).
  • Если у ребёнка есть сложности, мешающие речи (например, неспособность удерживать в памяти новые звуки), их коррекция помогает быстро продвинуться вперёд.

Работа с психологом

  • Психолог помогает, если ребёнок испытывает стресс, страхи, неуверенность или не проявляет коммуникативную активность из-за эмоциональных факторов.
  • Формируется доверительная среда, где малыш начинает охотно повторять новые слова и взаимодействовать с окружающими.

Наблюдение у невролога

  • Если присутствуют неврологические отклонения (эпилептический синдром, родовые травмы, другие патологии), важно скорректировать состояние ребёнка под врачебным контролем.
  • Медикаментозная поддержка (при необходимости) и параллельные занятия ускоряют формирование речи.

Практические советы родителям

  • Больше говорите с малышом. Даже если кажется, что он ещё мало понимает, проговаривайте каждое действие, называйте предметы и эмоции.
  • Читайте книжки с картинками. Показывайте на изображения, задавайте вопросы: «Кто это?», «Как говорит собачка?».
  • Играйте в звукоподражание. «Мяу», «гав», «тук-тук» – всё это учит ребёнка осознавать разные звуки, которые потом переходят в слова.
  • Стимулируйте повторение. Если вы назвали предмет, попросите ребёнка повторить: «Скажи: “мяч”». Хвалите даже за приблизительное воспроизведение.
  • Используйте пальчиковые игры. Лепка из пластилина, рисование пальчиковыми красками, простые конструкторы развивают мелкую моторику, тесно связанную с речевыми центрами.
  • Пойте песенки и слушайте музыку. Ритм и мелодия помогают ребёнку чувствовать интонацию, учиться подстраиваться под ритм речи.

Не стоит впадать в панику, если у вашего ребёнка слов меньше, чем у соседского малыша, ведь каждый ребёнок индивидуален. Но если вы замечаете значительное отставание, лучшим решением будет обратиться за консультацией к специалистам. Мы в «Реацентре Санкт-Петербург» поможем вам:

  • Определить, соответствует ли речевое развитие ребёнка возрастным нормам.
  • Понять, почему малыш говорит мало или неохотно (диагностика возможных причин).
  • Составить план коррекции речи с учётом индивидуальных особенностей.

Запишитесь на консультацию – специалисты «Реацентра Санкт-Петербург» проведут диагностику, ответят на все вопросы и подберут программу, которая поможет вашему ребёнку раскрыть речевой потенциал на все 100%!