Данная статья выражает исключительно моё мнение и не претендует на истину в последней инстанции.
Захотелось немножко дополнить статью про фильм "Любовь и голуби". Нет, речь не про этот фильм, про него сказано достаточно.
В комментариях читатели много писали, что у нас создавали гениальные фильмы, в отличие от западного кинематографа, которые и сейчас приятно посмотреть. Добрые, душевные и очень жизнеутверждающие. А какие мощные ленты мирового уровня создавали маститые режиссёры!
Что хочу сказать.
Категорически не согласна.
Соревнование нашего и западного кинематографа для меня подобно соревнованию двух бегунов. Поначалу они бегут нос к носу. (До пятидесятых годов наш кинематограф не уступал зарубежному. Ни фильмами, ни режиссёрами, ни актёрами). А с шестидесятых западный бегун делает мощный рывок.....И мчится вперёд. А позади плетётся наш. Запал иссяк, сил нет, бредёт себе, сердешный, надеясь набраться сил.
Но и с западным всё не так хорошо. Он взял хороший разгон. Зрители рыдают от восторга, тренера потирают руки....Он минует отметку "1960", разгоняется на "1970", на "1980" и "1990" от мчится вперёд так, что его не видно за мельтешением рук и ног.
А после "2000" что - то происходит.
Западный бегун начинает спотыкаться на ровном месте. Вернее, оно уже не такое то и ровное. Кругом валяются камни с надписями"толерантность", "светло синие", "женщины", "обратный рассссизм".
И тут наш бегун понимает, что его время пришло, наконец. Осталось совсем чуть чуть....
ХЛОБЫСЬ!!!
У него свои камни, и ничуть не менее острые.
Мы все прекрасно знаем, какие именно.
И идут два бегуна, постепенно сокращая расстояния, спотыкаясь каждый о свои камни.
Я не очень люблю советский кинематограф. За наивность, отсутствие фильмов с интересными сюжетами. Предсказуемость.
Это - моё мнение, имею право. Я родилась в 1968 году, так что выросла на наших добрых фильмах.
Даже ярые любители советского кинематографа вынуждены признать.
В пятидесятых произошёл культурный разрыв. Мощный и необратимый: СССР начал отставать от Запада в кино, музыке, писательстве...
Огромный пласт западной культуры отвалился.
В СССР культура развивалась практически в изоляции. Западная музыка была объявлена враждебной. Что, кстати, понятно. Музыка, это точно такое же оружие пропаганды как и любое СМИ.
А это плохо.
Очень.
В том же кинематографе СССР оказался на десятилетия позади.
Даже фанаты старого кино вынуждены признать, что жанрового разнообразие не было в принципе. Бесконечной чередой шли прекрасно снятые лирические комедии, берущие за душу, с красивой музыкой, но блин!
Где боевики? Где хорроры? Где ужастики? Где триллеры? Где фэнтези?
А нету. Нет. Нетути.
Ах да. И с фантастикой всё обстояло очень печально. В то время как Голливуд создавал "Звёздные войны", "Индиану Джонса" и "Терминатора", советские режиссёры ограничивались несколькими совершенно не зрелищными лентами. Там был упор на мораль.
Да, в СССР снимали потрясающие фильмы - добрые, искренние, глубокие. Но уж слишком однообразные. Я бы даже сказала унылые. И даже к гениальным есть вопросы. Я про "Войну и мир", где возрастные актёры играли молодых. И вообще, в этом фильме актёры подобраны на мой взгляд неудачно. По-другому я себе Наташу Ростову представляла.
Упущенное время уже не вернуть. В искусстве СССР так и не появились свои гении фантастики, свои культовые рок-группы мирового уровня, свои новаторы жанрового кино.
Что до российских фильмов.....
На мой взгляд - Дозоры прекрасно сняты. Но там режиссёр крутой. Брат 1 и Брат 2 нравятся. Что ещё? Больше ничего в голову не приходит.
Нам пытались представить западный кинематограф как бездуховный и жестокий. Что конечно же не соответствовало действительности. Как пример - один из моих любимых фильмов "Запах женщины" с Аль Пачино, мощнейший социальный фильм. Он многослойный, "неудобных" вопросов поднимает множество, но вот главный как мне кажется - борьба за честь и достоинство.
Главный герой поставлен перед моральным выбором: выдать ли друзей за правонарушение или сохранить честь. Кульминация фильма – потрясающая речь Фрэнка Слейда на собрании, где он защищает Чарли. Понятно, что дилемма не нова, важна стиль и подача. Фильм держит в напряжении от и до. Заставляет сжиматься от возмущения. Восхищаться главным героем, а какие эмоции вызывает!
На этом фильме видна разница между нашим и западным героем. Там- личный выбор, личная ответственность. У нас - ответственность не столько личная, но и коллективная.
А ещё прямо в глаза бросается презрительное отношение главных героев к власти, особенно, прибывшей из центра. Естественно, в американских фильмах.
Культ одиночки тоже вызывал у наших зрителей когнитивный диссонанс.
В Голливуде герой-одиночка – это символ силы, независимости и свободы. Он идет против системы, борется с несправедливостью и доказывает свою правоту. Часто это персонажи с трудным прошлым, но внутренним кодексом чести.
В наших фильмах: одиночка - всегда подозрительный тип. Если человек не часть коллектива, значит, у него проблемы: либо он эгоист, либо предатель, либо сломленный человек.
Почему так? Ответ на поверхности.
Западная философия (индивидуализм): человек сам творец своей судьбы. Если он силён, он победит. Недостаточно силён? Ну извини, твоё место на обочине жизни.
Советская идеология (коллективизм): только общество может быть героем. Если кто-то выбивается, он становится проблемой. Ничего страшного, общество тебя введёт в разум.
Отголоски коллективизма ещё живы.
Все эти многочисленные рассказы на дзен про родственников, которые не видят ничего страшного, чтобы пожить у родных людей. Раньше, действительно, не было принято отправлять родственников в гостиницу. Раньше было принято выставлять гостям всё самое лучшее. Раньше было принято терпеть авторитарных родителей, бабушек и дедушек, потому что - ну а куда деваться. Родственник же.
Так что рассказы на дзен о терпеливых невестках, безропотно сносящих издевательство свекрови, или страданиях несчастной хозяйки, принимающей у себя многочисленных гостей, не такие то уж высосанные из пальца.
Из жизни они высосанные.
Из прошлого.
Из воспитания.
Времена меняются.
А менталитет - за временем не поспевает.
И те, кто в комментариях пишут "Я бы не стала терпеть"......Это сейчас бы не стала. А тогда к мнению окружения принято было прислушиваться. В маленьких городках - уж точно.
Потому то и смотрим мы старые фильмы с ностальгией.
Потому что понимаем в глубине души, что то время безвозвратно прошло.
И никогда не вернётся.
Хнык Хнык.
Остаётся только смотреть старые фильмы.
Или читать добрые рассказы на дзен.