Если человек и начинает свой путь к Богу, то желательно, чтобы он закончился в единственно возможном конечном пункте, на единственной духовной вершине – там, где искатель встречает Христа Спасителя (Деян. 4:10-12).
Внешне это выражено в том, что верующий рано или поздно начинает причащаться Святых Тайн в православном храме, либо вообще причастится пару раз перед смертью, что уже означает духовный успех. Но все внешнее – это отображение главного пути человека – внутреннего. Человек – это бездна, сотворенный, но испорченный бог. Он больше всего материального космоса, потому что предназначен для жизни со Святым Духом, жаждущим поселиться в Своем творении. Бог бесконечен, и храм Ему требуется такой же бесконечный, как Он Сам.
Человек грешен, поэтому Бога пригласить туда можно только очистив духовную внутренность. Скверна неисчерпаемого сердца также неисчерпаема, а уничтожить вечное человеческое проклятие может только Вечный, ставший Человеком и взявший его на Себя.
К несчастью, великое множество людей так и не пришло и никогда не придет ко Христу (Матф. 25:41-45). Весь ужас этой тайны нашего мира в том, что многие из тех, кто на целую вечность отлучат себя от Бога, не только ходят рядом с христианами по одной планете прямо сейчас, но и родятся только завтра, через год, через пятьдесят, сотню лет, и так далее – до самого Судного дня. Это можно смело утверждать, поразмыслив над одной из "сельскохозяйственных" притч Господних (Матф. 13:24-30). Поле, на котором враг земледельца между пшеницей посеял плевелы, символизирует землю во все ее исторические эпохи, потому что жатва в притче (Страшный суд) только одна.
Всякий, кто не верит в Бога, – не верит и в Его наказания за грехи, следовательно, вопрос спасения души для таких людей не стои́т.
Законы же духовной реальности действуют независимо от человеческих представлений о них. Трудность лишь в том, что они скрыты от большинства людей подобно тому, как скрыты и сложнопостижимые законы квантового мира: материальные предметы, что вокруг нас – видны, свет светит, ток по проводам течет, а понять, что именно происходит с энергией, временем и пространством в маленьких кусочках бытия, занятых, как писал Соломон, маленькими начальными пылинками вселенной (Притч. 8:25-26), до конца невозможно даже с помощью современного научного оборудования.
Бог скрыл духовные законы не случайно – быть может, чтобы на Суде ряд людей имел некоторое послабление в своем вечном приговоре. При этом, Бог употребляет все Свое всемогущество, чтобы человек прозрел: он ведет Свое творение разными путями, строит препятствия, одаривает благами, творит чудеса, "подкидывает" правильные мысли, посылает апостолов и прочее. Тот, кто не перестанет игнорировать эти действия, считая, что все происходит само собой, без Небесного Отца, будет навсегда отлучен от Него. Прозревшие же люди уподобятся слепорожденному, которого исцелил Иисус (Ин. 9:1-7).
Духовный смысл этого чуда Христова в следующем: человек всегда рождается духовно слепым, но может прозреть духовным глазом – сердцем (Мф. 5:8). Канал восприятия человеком скрытой реальности настолько же сильно отличается от зрения – самого насыщенного чувственного канала, как зрение отличается от слуха, если не сильнее. Поэтому доводы неверующих в апостольскую проповедь нелогичны: тебе показали внутренний путь к открытию духовных глаз, а ты не пошел. Как можно утверждать, что чего-то где-то нет, не сходив и не проверив, хотя свидетели этого "чего-то" тебе говорят, что нечто там есть?
Следует оговориться, что ради избежания бесовских ловушек и духовной прелести никому нельзя стремиться к особым ощущениям или ярким видениям. Истинное духовное зрение – это безвидное умственное созерцание тайн Божьих, описанных Библией, удивление от Его бесконечных смирения (чуждости самопревозношения и тщеславия) и любви, которое приводит к постоянному покаянию и внутренней тишине, возникающей от замолкания огромного роя бестолковых мыслей, в котором мы все живем.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем "Слове о смерти" писал об этом так:
«При истинном духовном подвиге благодать Божия, насажденная в нас Святым Крещением, начинает исцелять нас мало-помалу от слепоты духа посредством умиления».
Христианство – это вершина, но есть подступы к ней.
Подножие вершины – это вера в Единого Всемогущего Бога. Верующих таким образом можно разделить на три группы – иудеев, мусульман и тех, кто не придерживается ни одной религии. Кто-то рождается в этих традициях (третью категорию под названием "Бог в душе́" уже можно назвать традицией), а кто-то в них приходит.
Вера во всемогущество Божье – это правильное направление мысли, поэтому Бог отвечает на молитвы иудеев, мусульман и нерелигиозных верующих, продолжая на земле апостольскую проповедь, в результате которой многие из этих людей становятся христианами – протестантами, католиками и даже православными.
Христом в притче о блудном сыне (Лк. 15:11-32) обозначены два пути к Отцу – путь воспитанного в вере человека и путь грешника. Второй в наши дни наиболее распространенный – дети в храмах есть, но их меньше, чем взрослых, и многие из них убегают оттуда надолго.
Большинство христиан приходит именно из греха – блуда, зависимостей, язычества, безбожия, и даже преступности.
Грех есть грех – это плохо, но сын, ушедший от Отца во внешний блуд, в одном отношении имеет громадное преимущество перед внешне праведными людьми – он видит себя без прикрас, не гордится церковностью, в которой с детства не жил, поэтому его покаяние является излиянием на подножие Креста Христова вместе со слезами абсолютно всей его духовной скверны. Этот плач о грехах (Мф. 5:4) и приводит к чистоте сердца, в котором вскоре по Своему изволению может поселиться Святой Дух, что и есть вершина веры, успех в завершении своего пути к Богу уже здесь – на земле.