Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Розенкранц и Гильденстерн мертвы (1990, Великобритания, комедия / фарс): Не только Гамлет...

Два "модно одетых" средневековых человека молча едут по "местности,
лишенной каких бы то ни было характерных признаков" под кривляющуюся за
кадром шутовскую музычку, пока одному из них не подворачивается под ноги
монета. С этого и начинается странная орлянка: в обычных, казалось бы,
условиях, и вопреки странному неизменному везению Розенкранца на "орла",
ситуация то и дело ставит сюжет на ребро. С одной стороны — комедия, с другой — трагедия. Поди удержись.
Розенкранц и Гильденстерн, второстепенные персонажи "Гамлета", которые едут в Эльсинор, превращаются из второстепенных персонажей в главных. Их имена занимают не последнее место в вязи смыслов, которые нанизываются в фильме один на другой. Не мерещится ли вам в Розенкранце розенкрейцер? Человек, который не видит пользы ни в какой политике и полемике, а находит пользу только в том, чтобы распознать законы окружающей его природы. Но имя ложно, Розенкранц в правильном написании означает Розовый венок или Чётки, это имя должно дава

Два "модно одетых" средневековых человека молча едут по "местности,
лишенной каких бы то ни было характерных признаков" под кривляющуюся за
кадром шутовскую музычку, пока одному из них не подворачивается под ноги
монета. С этого и начинается странная орлянка: в обычных, казалось бы,
условиях, и вопреки странному неизменному везению Розенкранца на "орла",
ситуация то и дело ставит сюжет на ребро. С одной стороны — комедия, с другой — трагедия. Поди удержись.

Розенкранц и Гильденстерн, второстепенные персонажи "Гамлета", которые едут в Эльсинор, превращаются из второстепенных персонажей в главных. Их имена занимают не последнее место в вязи смыслов, которые нанизываются в фильме один на другой. Не мерещится ли вам в Розенкранце розенкрейцер? Человек, который не видит пользы ни в какой политике и полемике, а находит пользу только в том, чтобы распознать законы окружающей его природы. Но имя ложно, Розенкранц в правильном написании означает Розовый венок или Чётки, это имя должно давать хозяину нежность и набожность. Розенкранц просто обязан быть милым ребёнком, молча складывающим из осколков окружающего слово "задница".

Кадр из фильма "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (1990)
Кадр из фильма "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (1990)

С Гильденстерном иное дело. Скорее, он — ремесленник Гильдии Звезды. Какой печальный парадокс: рожденный ползать смотрит в небо и верит в незначительность бремени своей истинной сущности. Но не тут-то было. Гильденстерн оказывается маленьким оратором с большой претензией,
циничным нигилистом, в глубине души верящим в божественное прощение. В
то время как тихий Розенкранц испытывает свойства материалов, изобретает двигатель и аэроплан, открывает закон вытеснения объёма и проверяет, каково голове лежать на ковре из гвоздей, Гильденстерн ворчит и мается. Всё это настолько прозрачно, что имён называть, действительно, не возникло необходимости. И пусть Розенкранц и Гильденстерн не помнят ни своих имен, ни причин, по которым они прибыли в Эльсинор.

Кадр из фильма "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (1990)
Кадр из фильма "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (1990)

По пути они встречают режиссёра бродячего театра. Это — особая фигура. Его нельзя напугать, догнать, изменить его планы, подчинить, убить. Он и его актёрский бестиарий — существа нечеловеческого порядка, и он открыто и с гордостью заявляет об этом, упоминая их способность множественности умираний с неизменными воскрешениями.

Считаемые по умолчанию пьесы реальными героями Гамлет и его окружение столько раз пропускаются через отсекающую всё периферическое призму его дьявольского лицедейства, что и сами стремительно теряют реальность: куклы,
смотрящие как куклы смотрят кукольный театр. Эта воронка и поглощает в
итоге бедных модников, монета колеблется и падает "решкой", а черный силуэт повозки под веселые выкрики катится вдоль гребня горы, бесконечно напоминая связанных в цепочку и пляшущих вдоль горизонта мертвецов из
"Седьмой печати".

Кадр из фильма "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (1990)
Кадр из фильма "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (1990)

Оценка: 9,0 из 10.

Режиссер: Том Стоппард.
Сценарий: Том Стоппард (по своей одноименной пьесе),
Оператор: Питер Бизио,
Композитор: Стенли Майерс.

В главных ролях:
Гари Олдман, Тим Рот.
В ролях: Ричард Дрейфус, Иан Глен, Джоанна Майлс.

Награды:
Международный кинофестиваль в Венеции — Гран-при ("Золотой лев").
Fantasporto — лучший режиссер — Том Стоппард.

Кадр из фильма "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (1990)
Кадр из фильма "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (1990)

Интересные факты о фильме:

  • Роль Ричарда Дрейфуса должен был исполнить Шон Коннери, но мэтру более заманчивым показалось предложение из Голливуда — роль в блокбастере "Охота за "Красным Октябрем".

Читайте также на моем канале:

Гэри Олдман
Владимир Гордеев26 июня 2023
Варяг (2022, США, костюмный боевик): НедоГамлет.
Владимир Гордеев18 мая 2022
Кадр из фильма "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (1990)
Кадр из фильма "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" (1990)