Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Седьмая печать (1957, Швеция, мистика / драма / исторический): Cult film

"Седьмая печать" – самый популярный, самый "смотримый" фильм Ингмара Бергмана. Уже давно неуместна ирония вроде той, какую можно наблюдать в клипе "Рэпер Сева" ("Хожу на ретроспективу шведского кино, кроме меня в зале нету никого" – и кадр из "Седьмой печати"). Нынче "Седьмая печать" бьет рекорды кассовых сборов, ревью на фильм не сходят с первых полос таблоидов, голливудский мейджор "Коламбия" готовит выпуск фильма в 3D, а также римейк, — ведь именно "Коламбии" с 1993 года принадлежат права на использование самого знаменитого в мире "образа Смерти", придуманного Бергманом (вспомните один из финальных кадров "Последнего киногероя" с Шварценеггером, где появляется Смерть)… Это, конечно, шутка, но неоспорим тот факт, что кинолента Бергмана "Седьмая печать" окончательно приобрела статус культового фильма. Это не только самый популярный фильм Бергмана, но и самый любимый у киноманов как в России, так и заграницей, – об этом свидетельствуют рейтинги imdb и кинопоиска. Я тоже не стал исключе

"Седьмая печать" – самый популярный, самый "смотримый" фильм Ингмара Бергмана.

Уже давно неуместна ирония вроде той, какую можно наблюдать в клипе "Рэпер Сева" ("Хожу на ретроспективу шведского кино, кроме меня в зале нету никого" – и кадр из "Седьмой печати").

Нынче "Седьмая печать" бьет рекорды кассовых сборов, ревью на фильм не сходят с первых полос таблоидов, голливудский мейджор "Коламбия" готовит выпуск фильма в 3D, а также римейк, — ведь именно "Коламбии" с 1993 года принадлежат права на использование самого знаменитого в мире "образа Смерти", придуманного Бергманом (вспомните один из финальных кадров "Последнего киногероя" с Шварценеггером, где появляется Смерть)… Это, конечно, шутка, но неоспорим тот факт, что кинолента Бергмана "Седьмая печать" окончательно приобрела статус культового фильма. Это не только самый популярный фильм Бергмана, но и самый любимый у киноманов как в России, так и заграницей, – об этом свидетельствуют рейтинги imdb и кинопоиска.

Я тоже не стал исключением: "Седьмая печать" входит в четверку моих любимых фильмов Бергмана (три других - "Земляничная поляна", "Девичий источник" и "Фанни и Александр").

Кадр из фильма "Седьмая печать" (1957)
Кадр из фильма "Седьмая печать" (1957)

Мало кто знает, что Бергман снял свою "Седьмую печать" под влиянием "дзидайгэки" Акиры Куросавы, фанатом коих он являлся. Шведский режиссер, которого к тому времени Европа уже признала как интересного и самобытного автора, решил снять свой, европейский, вариант дзидайгэки (исторической драмы из феодальных времен).

Мне кажется, что если бы Бергман не был так зациклен на межполовых отношениях, Юнге и Фрейде, он бы вошел в историю кино как "европейский Куросава", потому что второй его фильм, основанный на древней скандинавской легенде, "Девичий источник", не менее великолепен, чем "Седьмая печать".

Важный для Бергмана вопрос веры гораздо проще и удобнее раскрывать в средневековых сюжетах, нежели в современных. Однако Бергман гораздо эгоцентричнее сдержанного профессионала Куросавы, поэтому в творчестве рефлексирующего Бергмана гораздо больше разнообразия (всего один фильм Куросавы, выходящий за рамки "костюмно-исторического фильма", повсеместно был признан и обласкан вниманием зрителей и кинокритиков, — это фильм "Жить"). Куросава лишь изредка позволял себе уклоняться от поприща, на котором обрел успех, а Бергман стремился быть актуальным — для себя — всегда… Кроме того, похоже, что вопрос веры утратил для него со временем свое грандиозное значение.

Кадр из фильма "Седьмая печать" (1957)
Кадр из фильма "Седьмая печать" (1957)

С первых кадров "Седьмая печать" поражает своей авторитарностью. Эту заразительную смелость, безусловно, Бергман почерпнул у Куросавы. Начало фильма похоже на отпечатанный текст пьесы, который режиссер раздает актерам. Вот только в роли актеров выступаем мы, зрители. Нам сразу показывают Смерть, которая скорее театрального происхождения, чем кинематографического, и говорят: либо ты поверишь в эту Смерть, а также в этого Рыцаря, Оруженосца, Актера, Подлого Дьяка и Чуму, либо дальше можешь фильм не смотреть, катись к черту с подмостков и вообще из (кино)театра. Лаконичные сцены, отточенные реплики, — всё очень сурово. И поэтому как-то очень "по-средневековому".

С первых кадров "Седьмая печать" начинает завораживать. В дальнейшем, история про рыцаря-агностика, который вернулся из Крестового похода и затеял абсолютно условный шахматный бой со Смертью за свою жизнь, будет изобиловать реалистичными сценами, где изображается человеческая дикость, массовые помутнения рассудка, слепая ярость и ненависть толпы. Над всеми поступками героев постоянно нависает мрачная тень жестокой эпидемии – чумы, гнева господнего. Но эта черная туча, которую вобрал в себя средневековый фильм Бергмана, будет пронизана лучами света – благородством героя и его оруженосца, невинностью молодых странствующих артистов, словом, будет в фильме и нечто "мадригальное", оптимистичное, без чего он никогда бы не стал шедевром.

Кадр из фильма "Седьмая печать" (1957)
Кадр из фильма "Седьмая печать" (1957)

"Седьмая печать" — сильное и лаконичное высказывание режиссера о том, что вечно волнует человека, — о жизни и смерти... Высказывание, облаченное в форму сказки для взрослых людей, которые стали взрослыми потому, что расстались с большинством иллюзий. Одной из "печатей" стал сам фильм — его образы впечатываются в память.

Но это не только сказка для взрослых. Ее жестокость сродни безапелляционной жестокости старых сказок, которыми некогда потчевали детей. Всё просто: смерть есть. Подспудно дети это знают, поэтому фильм близок им.

Отдельно хочется сказать о достаточно необычном для "исторического фильма" нюансе. С легкой руки Сервантеса в европейской культурной традиции оруженосец стал плутом, хотя и преданным своему господину; человеком хорошим, но недалеким, хотя и хитрым; словом, этаким мужичком себе на уме, который заботится о пропитании для рыцаря, занятого разговором с духами, но при этом, в первую очередь, не забывает о собственной утробе. Естественно, что такой образ оруженосца превратился в стандарт для более молодого искусства, черпающего в литературе и театре, — кино.

Кадр из фильма "Седьмая печать" (1957)
Кадр из фильма "Седьмая печать" (1957)

Однако Бергман не стал следовать стереотипам Возрождения. Он углубился дальше в прошлое (в непривычное и уже почти незнакомое прошлое, лежащее на оси времени намного дальше эпохи Возрождения, литературным олицетворением которого является проза Сервантеса) и превратил оруженосца в самостоятельную личность, закаленную огнем, водой и – особенно – медными трубами, в которые дудели священники, отправляя его на Священную войну. Этот оруженосец твердо знает, что такое справедливость, он научился убивать. Он утратил веру в Бога и жалость к нему, но не утратил веры в человека, а, напротив, обрел силу, и теперь способен не только жалеть человека, но и помогать ему, верша свою собственную справедливость.

Оценка: 10,0 из 10.

Режиссер и автор сценария: Ингмар Бергман,
Оператор: Гуннар Фишер,
Композитор: Эрик Нордгрен.

В ролях: Макс фон Зюдов, Гуннар Бьёрнстранд, Бенгт Экерот, Нильс Поппе, Биби Андерссон.

Кадр из фильма "Седьмая печать" (1957)
Кадр из фильма "Седьмая печать" (1957)

Награды:
МКФ в Каннах — Специальный приз жюри.
Sant Jordi Awards — лучший фильм, лучший иностранный режиссер.
Fotogramas de Plata — лучший иностранный актер.
Синдикат итальянских киножурналистов — лучший иностранный режиссер.
Cinema Writers Circle Awards, Spain — лучший иностранный фильм, режиссер..

Интересные факты о фильме:

  • Вся иконография фильма — воспоминания Бергмана о фресках, которые он видел в церкви, где служил его отец.
  • "Седьмая печать" относится к тем редким фильмам Бергмана, которыми сам автор остался весьма доволен.
  • На аукционе 2009 года шахматные фигуры из фильма были проданы за 1 млн. шведских крон (145 000 долларов).

Читайте также на моем канале:

Ингмар Бергман
Владимир Гордеев20 марта 2023
Девичий источник (1960, Швеция, религиозная драма/мистика)
Владимир Гордеев26 апреля 2022
Кадр из фильма "Седьмая печать" (1957)
Кадр из фильма "Седьмая печать" (1957)