Старейшим найденным артефактом, изображающим фигуры из ветхозаветных преданий, является Черный обелиск Салманасара III (неоассирийского царя, правившего в IX веке до н. э.). Ииуй, царь Израиля и его приближенные выгравированы на известняке, принося дань уважения Салманасару III.
Подобно подиуму, шеренга израильтян Северного Царства, огибающая обелиск, кажется, создана для того, чтобы продемонстрировать не только приношения царю, но и традиционную одежду людей еврейского происхождения в Леванте и Западной Азии. Рассмотрим их подробнее.
Плащ, или мантия, использовалась не только для укрытия и согревания, но и как одеяло. Под плащом и мужчины и женщины носили длинные, простые туники с короткими рукавами, похожие на домашние платья.
Головные уборы, изображенные у мужчин на обелиске Салманасар, напоминают современные шапочки. Они, вероятно, превратились в кипу, узнаваемый символ еврейской идентичности и общественной приверженности вере.
Конечно, одежда в библейские времена далеко не была единообразной, в ней варьировались как материалы, так и аксессуары. В отрывке из Торы описывается идеальная женщина:
“Все ее домочадцы одеты в алое ... ее одежда из тонкого льна пурпурного цвета…Она шьет льняную одежду и продает ее; она доставляет пояса торговцу” (Притчи 31:21-24).
Лен был предпочтительным материалом практически для любой одежды из-за его воздухопроницаемости в чрезвычайно жаркую погоду, и его можно было окрашивать, чтобы подчеркнуть статус и богатство. Туники украшались богатой вышивкой.
На фартуке первосвященников вышивались изображения цветов, фруктов и овощей. Наиболее очевидным примером является описание церемониального фартука (ефода) в Библии:
“Сделай гранаты из голубой, пурпурной и алой пряжи по подолу, с золотыми колокольчиками между ними” (Исход 28: 33).
Обратите внимание, что подол одежды израильтян на «Обелиске Салманасара» украшен густой бахромой, или цицитом. В Числах 15: 38-39, Бог наставляет Моисея «обратиться к народу Израиля и сказать им, чтобы они делали бахрому по углам своих одежд на протяжении всех поколений… И вам будет нелегко смотреть на все заповеди Господа и помнить их, а не следовать своему сердцу и своим собственным глазам...».
Первое украшение еврейской одежды, которое обычаи предписывают людям собирать в ладонях, целовать и наматывать на пальцы, олицетворяло воплощение связи с богом и ближними.
Главные требования к одежде сводились к следующему:
- Одежда не должна быть слишком роскошной и дорогой, чтобы не возгордиться;
- Она должна быть чистой и опрятной;
- Запрещены ткани, одновременной содержащие льняные и шерстяные волокна.
Особенно почитались голубой, пурпурный, оранжевый и белый цвета.
Пурпурный считался цветом жизненной силы, голубой – духовной чистоты, оранжевый был цветом огня, а белый – цветом одежды первосвященников.
До 1920-х гг. многие еврейские и бедуинские потомки израильтян в Османской и британской Палестине одевались точно так, как санкционировала Библия.
Литература
Em Seely-Katz. The Enduring Trajectory of Jewish Fashion - Long Now.
Мужская кошерная одежда: законы, традиции и правила.
Вячеслав Шпаковский. Одежда древних иудеев: все по религиозным канонам.