В 1973 году советский самолет Як-40 стал настоящим открытием для Африки, совершив захватывающее двухмесячное путешествие. Посетив 17 стран континента, он завершил экспедицию 20 марта, преодолев 61 070 километров за 149 часов. Экипаж успешно выполнил 145 взлетов и посадок в различных условиях, включая горные местности, жару и влажные климатические зоны.
До этого, в 1972 году, Як-40 уже путешествовал по Латинской и Северной Америке, после чего в январе 1973 года начал свой путь по Африке.
С 1967 по 1976 год Як-40 активно участвовал в демонстрационных полётах в 75 странах мира, включая Европу, Азию, Америку, Африку и Австралию. Этот воздушный аппарат произвёл незабываемое впечатление на экспертов со всего мира благодаря своим превосходным лётным характеристикам и надёжности. Иностранные пилоты, испытавшие Як-40, были поражены его универсальностью и лёгкостью управления, назвав его "самолётом-внедорожником".
Средства массовой информации в СССР активно распространяли пропагандистские материалы, демонстрирующие успешные зарубежные выступления Як-40, с целью привлечь внимание к деятельности отечественной авиапромышленности.
Невероятные факты о полёте отражены на карте: 17 стран, 149 часов в воздухе, 145 взлётов и посадок, 61 070 километров в пути, и 2 месяца в пути. Однако цифры не могут передать атмосферу встреч и переговоров на континенте.
После успешного завершения многочисленных рейсов на Як-40 в зарубежных странах, лётчика Ю. Л. Чикина радостно встретили примерно девять месяцев назад после полугодового рекламного путешествия по Латинской Америке.
Мы попросили его провести аналогию между этими поездками, и он поделился, что Южная Америка удивила их многочисленными необычайными событиями, но они успешно справились с трудностями полётов над горами и сложными посадками на высоте в 4000 метров. Так, что в Африке нашим пилотам нечего было бояться, но увлажненная тропическая жара и температура в +47 градусов стали для них настоящим испытанием.
Переговоры в различных странах, включая Дакар, где кроме местных авиакомпаний, присутствовали специалисты из «Эр Франс», «Люфтганзы», «Пан Ам» и «Алиталии», подчёркивают интерес мирового сообщества к нашему летному аппарату.
Наше судно столкнулось с серьёзными вызовами, такими как пыльные бури, которые могут затруднить процесс посадки, но проявило устойчивость. «Як-40» прошёл испытание без необходимости замены любых деталей в течение двух месяцев, что является свидетельством его надёжности и прочности не только с коммерческой точки зрения.
Летчики из Африки принимали участие почти во всех наших полётах. Мы спросили Героя Советского Союза В. Г. Мухина, доверял ли он им управление штурвалом. «Як» очень прост в управлении, и специалисту им овладеть совсем несложно. Мы даже обходились без переводчика… Выглядело это примерно так: я взлетал, набирал высоту, а затем передавал управление африканскому пилоту. Одно их слово после посадки мы понимали без переводчика: «Фантастика!»
В самом сердце Кении, в известном заповеднике Килагуни, был организован показательный полёт. Аэродром в этом районе предназначался только для небольших самолётов с поршневыми двигателями, куда Як-40 успешно совершил посадку. В Аддис-Абебе, столице Эфиопии, произошла историческая посадка, которую наблюдали горожане, правительственные чиновники и дипломаты.
Наконец, в Могадишо, столице Сомалии, мы также устроили удачный полёт на самолёте, чем вызвали восторг у местных жителей.На снижении нам открылось удивительное зрелище: в торце взлетно-посадочной полосы паслись два громадных слона, в то время как на противоположном конце стадо полосатых зебр. Пришлось принять решение совершить посадку на поперечной полосе, где, выходя на посадочную прямую, мы наткнулись на стадо диких кабанов и газелей. Осторожные газели уступили нам дорогу, но кабаны… В конце концов, посадка была успешной.
Як-40 пролетел над множеством стран, таких как Танзания, Замбия, Бурунди, Камерун, Экваториальная Гвинея, Нигерия, Сенегал, Мавритания, и Марокко.
Встреча с командой сверхзвукового пассажирского самолёта "Конкорд" в Танжере вызвала огромный интерес. Французские пилоты при прощании выразили желание увидеть наш самолёт на будущем авиасалоне в Париже.
В Алжире Як-40 был предоставлен работникам нефтяных промыслов, расположенных в Месауд. Когда мы поднялись с ними в воздух, они буквально засыпали нас вопросами. Их интересовало всё: скорость, высота полёта, запас топлива, стоимость билета.
Когда борт прибыл из африканского континента в аэропорт Шереметьево и экипаж в составе командир самолёта В. Г. Мухин, второй пилот Ю. В. Петров, штурман Л. А. Лобанов и руководитель этим полётом Ю. П. Чикин спустился по трапу на землю, то был встречен алыми гвоздиками. Путешественников встречали корреспонденты Газеты «Московская правда» и «Комсомольская правда», которые предоставили две статьи о рекламном турне Як-40 по Африке для ТГ-канала «Заметки авиастроителей».
После завершения африканского марафона участников тепло встретили в Москве. На встрече были присутствующие представители авиационных гениев, включая М. Г. Бендерского и ОКБ С. А. Яковлева. Их собрание было посвящено обсуждению результатов уникального полёта, инициировавшего преодоление самых трудных препятствий маленьким, но мощным Яком как в небе, так и на земле.
В выпуске от 23 марта российский телеграм-канал «Заметки авиастроителей» сообщил, что самолёт вернулся в аэропорт Шереметьево вчера, 22 марта. Однако, согласно архивам «Яковлева», это произошло 20 марта. По всей видимости, это была последняя остановка в Африке, и к 22 марта самолёт уже достиг своей конечной точки назначения.
В течение двух месяцев реактивный самолёт Як-40 успешно бороздил африканское небо. Он заслужил всеобщее признание благодаря своей удивительной способности адаптироваться к любым аэродромам, летать при любой погоде, а также благодаря своей комфортабельности и надёжности. Вот такие машины создавали конструктора и инженеры в советское время.