Найти в Дзене
Святые места

Нельзя спастись на половину. Важные слова батюшки

Идёт пост — особое делание над своей душой. Мы все стараемся чаще бывать в храме, слушать Слово Божье, больше молиться. Многие из нас соблюдают пост в той или иной мере. Мы думаем, что продвигаемся в духовной жизни, стараемся преодолевать какие-то грехи: не раздражаться, не гневаться, не ругаться. Но есть вещи, которые мы почему-то спокойно совмещаем с этой обрядовой формой духовной жизни. Посты, молитвы, посещение храма, чтение Священного Писания — всё это очень хорошие вещи. Но это ещё не духовная жизнь. Духовная жизнь — это борьба с греховностью, это правильное поведение с близкими. Иногда, ведя такую жизнь, мы умудряемся сочетать её с тем, что не общаемся с каким-то близким человеком, родственником. Мы избегаем общения с братьями, сёстрами, бабушками, дедушками. Что особенно страшно и удивительно для верующих людей — мы иногда не общаемся с родителями, с мамой или папой. Я не беру ситуации, где, например, родители целенаправленно издевались над ребёнком, и он, едва дождавшись сове

Идёт пост — особое делание над своей душой. Мы все стараемся чаще бывать в храме, слушать Слово Божье, больше молиться. Многие из нас соблюдают пост в той или иной мере. Мы думаем, что продвигаемся в духовной жизни, стараемся преодолевать какие-то грехи: не раздражаться, не гневаться, не ругаться.

Но есть вещи, которые мы почему-то спокойно совмещаем с этой обрядовой формой духовной жизни. Посты, молитвы, посещение храма, чтение Священного Писания — всё это очень хорошие вещи. Но это ещё не духовная жизнь.

Духовная жизнь — это борьба с греховностью, это правильное поведение с близкими.

Иногда, ведя такую жизнь, мы умудряемся сочетать её с тем, что не общаемся с каким-то близким человеком, родственником. Мы избегаем общения с братьями, сёстрами, бабушками, дедушками. Что особенно страшно и удивительно для верующих людей — мы иногда не общаемся с родителями, с мамой или папой.

Я не беру ситуации, где, например, родители целенаправленно издевались над ребёнком, и он, едва дождавшись совершеннолетия, ушёл из дома. В таких случаях, конечно, нужны другие решения, и общение, если оно возможно, должно выстраиваться иначе.

Я говорю о хороших, обычных людях, которые просто разошлись во взглядах на какие-то вопросы и перестали общаться. Как можно ходить в храм, исповедоваться, причащаться Тела и Крови Господних, бороться с греховностью и при этом не общаться с папой или мамой?

Люди иногда говорят:

«Им всё равно, что я с ними не общаюсь», «Мне наплевать на брата, на сестру, и им на меня наплевать».

Как так? На самом деле другой стороне всегда больно, всегда плохо, всегда тяжело.

Каждый человек, как бы он ни прятал это в глубине себя, прекрасно чувствует и знает, что ситуация ненормальна, что он грешит, что так нельзя. Периодически совесть обличает его за то, что он не примирился, не наладил общение. Но человек уговаривает себя разумными или современными доводами, что он прав, и заглушает голос совести. Через какое-то время она снова тихо напоминает о себе, и он снова заглушает её.

Так делать нельзя. Нельзя идти к Богу наполовину. Нельзя принять христианство частично. Нельзя спастись наполовину. Если мы хотим быть совершенными, как Отец наш Небесный совершенен, к этому нас призывает Господь.

Ещё в Ветхом Завете сказано: «Вы — боги». По благодати каждый человек должен быть не только образом, но и подобием Божьим, подобным Ему по качествам душевным.

Посмотрим Евангелие. От кого Господь отвращался? С кем Он не общался? Он молился за распинателей, общался с хулителями своими, призывал их ко спасению. Иуду-предателя Он терпел рядом с собой три года, никогда не выказывая ему нелюбви, неприятия или отвращения.

Если мы хотим спастись, так вести себя нельзя. Мы словно играем в какую-то сказку. Но это не жизнь, не правда, не христианство. Если мы ходим в храм, но при этом умудряемся существовать в такой ситуации, когда, например, верующие братья или сёстры, родители и дети, чтобы не встречаться, ходят в разные храмы. Как такое может уживаться в нас?

От этого всего за этот пост нужно постараться избавиться. Нужно наладить общение, проявить больше понимания, любви, прощения. Нужно делать то внутреннее делание, о котором сказано в Священном Писании:

«Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов».

Ну и что, что у нас разные взгляды на какие-то вещи? Конечно, они будут разными, ведь каждый человек — уникальная и неповторимая личность. Но разве из-за этого мы перестаём быть родными людьми? Как можно, чтобы мама ходила в один храм, а сын — в другой, и при этом они не общались? Как такое возможно?

Чтобы близкие, родные люди, христиане, поступали так — это очевидная ловушка лукавого. Нам нужно выбираться из всех таких ловушек. Спастись наполовину не получится. Что толку, если половина нашей души будет в раю, а половина — в аду? Так не спастись.

Поэтому не должно быть тёмных пятен внутри нас. В таких ситуациях нужно на 100 % налаживать общение, просить прощения за долгое молчание, начинать общаться, помогать, любить, поддерживать, сложные темы нужно обходить, не спорить.

Будем стараться это делать в этот Великий пост. Если кому-то из нас удастся исправить такую ситуацию, тот по-настоящему станет большим молодцом и очень-очень порадует этим Господа. Помоги нам в этом всем, Господи. Аминь.

Текст основан на видео с канала «Священник Виктор Турович». Читайте ещё: