Найти в Дзене
Дамир Исхаков

Как башкирский историк Асфандияров отдал основание Уфы татарам?

Оглавление

Автор - Михаил Роднов

Как необходимость необходимость изучения даты основания Уфы перекинулась на научные круги?

В послевоенные годы была подготовлена первая обобщающая история Башкирского края, где автором раздела стал известный историк Николай Владимирович Устюгов (1896–1963) из того же московского института истории СССР. Авторитетнейший специалист разобрал споры о двух датах основания Уфы, сделав категоричный вывод: «Мнение П.П. Пекарского, основанное на точных указаниях источников, и должно быть принято». Он также привёл данные академика М.Н. Тихомирова, который нашёл летописные сведения об основании Уфы в 1586 г.

Казалось бы спорить не о чем, что отразил в своём уже упоминавшемся труде 1960 г. уфимский историк, сотрудник ИИЯЛ БФАН СССР Абубакир Нурианович Усманов (1910–1982):

«в 1586 г. появляется первый русский город в Башкирии».
-2

В единственном в Башкирской АССР гуманитарном научно-исследовательском учреждении – Институте истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР понимали необходимость заняться изучением истории столицы республики.

И, по воспоминаниям многолетнего учёного секретаря ИИЯЛ Виктора Петровича Чемериса (умер в 2013 г.), «в 1967 г. с разного рода организационных проблем начиналась работа по истории г. Уфы. Первоначально научным руководителем был назначен А.Н.Усманов. Но уже к концу года стало ясно, что он не сможет организовать, сплотить авторский коллектив. Учёный совет назначает второго руководителя кандидата исторических наук Р.Г. Ганеева, а вскоре он становится единственным на этом посту».

-3

Ревмир Галеевич Ганеев (1929–2007) после окончания истфака МГУ и преподавания в партшколе при обкоме в 1956 г. поступил в очную аспирантуру ИИЯЛ, в 1961 г. защитил кандидатскую диссертацию по Гражданской войне. В 1967 г. он возвращается в ИИЯЛ и возглавляет созданный сектор истории города Уфы, который существовал до 1976 г.

По отзыву В.П. Чемериса, «настойчивость, такт во взаимоотношениях с авторами, тщательность в проверке всех данных и событий в истории города – так шаг за шагом Р.Г. Ганеев двигался к конечной цели».

При этом, основной объём книги отводился под славное советское настоящее и дата основания Уфы являлась не то что не основным, а вообще сколько-нибудь значимым сюжетом. И тут, как снег на голову… Обком партии доводит свои требования до сведения директора ИИЯЛ Х.С. Сайранова (руководил с 1964 по 1980 гг.), бывшего журналиста и секретаря Башкирского обкома партии по идеологии.

О научной совести Асфандиярова в молодые годы

Погружённые в глобальные проблемы коммунистической теории руководители ИИЯЛ были, видимо, озадачены этим всплывшим неожиданно пустячком и поручают разобраться с возникшей проблемой молодого научного сотрудника А.З. Асфандиярова, который как раз готовил к защите кандидатскую диссертацию по кантонной эпохе.

-4

Анвар Закирович Асфандияров (1934–2014) тогда много времени проводил в Москве (диссертация защищена в МГУ в 1969 г.) и Ленинграде, имел возможность поработать в архивах и библиотеках. И он не просто успешно поработал, ему удалось впервые после П.П. Пекарского привлечь старинные документы, собрать исчерпывающий для той эпохи объём источников и создать одно из своих лучших научных исследований.

Статья А.З. Асфандиярова «Основание города Уфы» (1972 г.) полностью перепечатывается в данном сборнике далее. Автор сразу связал постройку Уфы с войной против Кучума и строительством Самары (угроза ногаев), он не просто пересказывал П.П. Пекарского, как все его предшественники, а творчески проанализировал оригинал, опровергнув фальсификации Барсова(о них есть материалы на Дзен-канале Дамира Исхакова)

Более того, возникновение Уфы дано в широком контексте, большое внимание уделено «западным» (казанским) источникам, показано влияние черемисских войн.

Свои наблюдения Асфандияров сделал после обработки обширного массива источников, включавших оба основных архива в столицах (совр. РГАДА и РГИА), а также (недоступные уфимским краеведам) единственную газету «Оренбургские губернские ведомости» и редкие книги.

Материал Асфандиярова показывает бурные военные действия в крае в 1580-е гг., фактически отрицающие задекларированную в начале статьи добровольность присоединения. Автор мастерски провёл критический анализ источников и убедительно опроверг легендарную датировку 1573/1574 гг., как и персонаж Ивана Нагого, жёстко отметив, что нельзя буквально воспринимать летописные краеведческие сочинения.

Он даже позволил себе намёк, что целью мифотворчества (в далёком прошлом, конечно) было – «чтобы в ближайшие годы отметить юбилей города», просто высмеивая юбилейщиков!

И главное. Историк убедительно и на неопровержимых фактах доказал основание Уфы именно в 1586 г. Более того, Асфандияров поставил под сомнение миф о возведении Уфы по просьбе башкир, в конце приведя свидетельства участия в постройке города не только башкир, но даже татар.

После такого научного шедевра всякие споры о мнимом основании Уфы и юбилейных торжествах в предстоящем 1974 г. нужно было просто выкинуть. Только власть считала по-другому. Анвар Закирович проявил недюжинную смелость настоящего учёного, но идти против обкома партии в те времена было самоубийством.

И в статье два раза А.З. Асфандияров без всяких доказательств вынужден был заявить: «с 1574 г. на полуострове между рр. Белой и Уфой был учреждён сторожевой пост для наблюдения в летние месяцы за передвижениями соседних кочевников. На этом самом месте и образовалось русское поселение, о чём свидетельствует существование церкви, основанной в 1579 или 1584 гг.», и в конце: «Таким образом, город был построен русскими служилыми людьми, башкирами и мишарями в 1586 г. на месте русского поселения, возникшего в 1574 г.».

Смысл реверансов Асфандиярова в сторону обкома партии заключался в следующем: на уфимском полуострове уже к 1574 г. якобы существовал какой-то сторожевой пост (не обязательно русский, возможно из татар-мишарей) или анонимное поселение, додумаем, купцов или рыбаков. Последнее, кстати, вполне возможно, русские давным-давно знали долину реки Белой.

Но эти жалкие экивоки, естественно, не могли удовлетворить институтское и обкомовское начальство. Текст статьиАсфандиярова просто кричал: Уфу основали в 1586 г., смешную легенду про избушки с церковкой (поставить сруб с крестом в деревне можно за один день) всерьёз невозможно принять.

Скромный и плохо отпечатанный сборник «Очерки истории дореволюционной России» со статьёй Асфандиярова вышел в Башгосуниверситете с датировкой на обложке – 1972 г. Но подписан к печати он был только 14 декабря 1973 г. Следовательно, в реальности увидел свет в 1974 г. Аккурат к юбилею!

Неджентельменское поведение историка Усманова при изучении истории Уфы

А в отделе истории города Уфы в ИИЯЛ корпели научные сотрудники. Об их достижениях в «Клубе знатоков» отчитался кандидат исторических наук и первый зав. А.Н. Усманов. Сначала в статье под символичным заголовком «Поиск» он расставил приоритеты: «Столица Советской Башкирии имеет долголетнюю историю. Скоро ей исполнится четыреста лет». Бывший секретарь обкома партии по идеологии Усманов снова поменял взгляды, Барсов не даром его высмеивал.

Поиск дал хорошие результаты. «Так, в сентябре 1968 года в отделе письменных источников Государственного исторического музея в Москве я обнаружил новый материал, представляющий собой рукописную книгу, озаглавленную "Краткое описание губернского города Уфы с начала его построения и до сего 1808 года"» неизвестного автора объёмом в 130 страниц, сообщал А.Н. Усманов. Впоследствии ГИМовская рукопись станет объектом пристального внимания.

Затем автор приводит крайне интересные сведения о московском историке Н.Ф. Демидовой, сотрудничавшей с ИИЯЛ.

«Когда встал вопрос о создании "Очерков по истории города Уфы" [первоначальное название проекта – авт.], Наталья Фёдоровна приступила к розыску и выявлению материалов. В ЦГАДА в Москве она обнаружила "Отводную книгу по Уфе"», сейчас готовит её к печати. Усманов обещал читателям серию «бесед» по истории города.

Действительно, под рубрикой «Клуба знатоков» А.Н. Усманов в номерах 59, 69, 71 и 72 «вечёрки» за 1970 г. публикует статьи «По страницам "отводной книги"». Где под своей фамилией [!?] пересказывал чужой [!?] материал (даже не взяв Демидову в соавторы), но даты основания Уфы ни разу не коснувшись.

-5

В следующем (1971) году выпустили шикарный сборник, где и был опубликован бесценный источник по ранней истории Уфы – «отводная книга». Вообще нельзя говорить об изучении истории Уфы, не упоминая выдающегося московского исследователя Наталью Фёдоровну Демидову (1920–2015), защитившую кандидатскую диссертацию по башкирскому восстанию середины XVIII в., а в послевоенные годы выпустившую четыре тома «Материалов по истории Башкирской АССР».

Обнаруженная ею отводная книга, где фиксировалось наделение землёй уфимских служилых людей, однозначно указывала на позднее (в 1586 г.) основание Уфы. Самые ранние отводы земли датируются с 1591 г., для пропитания угодья давали сразу при закладке нового города. Снабжать продовольствием немалое население за сотни вёрст было невозможно.

Хотя Наталья Фёдоровна старательно обходила тему датировки основания Уфы, однажды всё же проговорилась: «Поселение служилых людей началось непосредственно после постройки в 1586 г. Уфы и острожков и сопровождалось наделением землёй».

А краеведческий бум в «Вечерней Уфе» «Яши» Хусаинова продолжался недолго. Весной (можно даже точно сказать – в апреле) 1971 г. публикация материалов по дореволюционной истории города внезапно оборвалась, сократилась до минимума.

Наступил «застой», отшумел XXIV съезд КПСС. Если в 1969 г. в «вечёрке» статьи «Клуба знатоков Уфы» публиковались в 30 номерах (два раза целые страницы отводились, то есть самих статей было больше), а в 1970 г. под эмблемой клуба вышли 22 статьи, то в 1971 г. – 8, в 1972 г. – 4, в 1973 г. – 3 и 9 января 1974 г. «Вечерняя Уфа» поместила под клубным знаком заметку Р. Курбангалеевой «Чика, Иван Зарубин» о пугачёвском боевике, осаждавшем Уфу.

Вообще революционная тематика заполонила «клубные» страницы. Так, в 1973 г. от «Клуба знатоков» выступили В. Дильман со статьёй «Комиссар Семён Седов» (№ 13), В.В. Сидоров из ИИЯЛ поведал о найденной дате смерти Салавата Юлаева (№ 14) и А. Никитин в номере 18-м рассказал о машинисте-революционере А.В. Ухтомском.

-6

Не пощадили и Н.Н. Барсова. Всего в 1969 г. в «Вечерней Уфе» Николай Николаевич смог опубликовать 6 статей, в 1970 г. – аж 10 (ещё три в «Советской Башкирии»), но в 1971 г. всего две, в 1972 г. одну на символичную тему «Поджигатель – губернатор» (№ 86, о Наврозове из дневника Ребелинского), и всё!

В 1973 и 1974 гг. «вечёрка» не взяла ни одной заметки краеведа. Юбилей отмечали без инициатора. Ну не мог же обком партии посадить бывшего эсера в президиум. При этом, после недостойной статьи в № 39 за 1970 г. с критикой историков, Н.Н. Барсов ни разу не поднимал вопрос о дате основания Уфы! Можно предположить, сказалось знакомство с публикациями Н.Ф. Демидовой и А.З. Асфандиярова (или опала).