Привет, друзья искусства!
В 1960-е и 70-е годы иностранные фотографы редко получали возможность свободно снимать в СССР. Особенно Американские. Именно поэтому мне кажутся такими интересными работы Дина Конгера — фотографа из США, который за свою карьеру совершил более 30(!!!) поездок в Советский Союз.
Дин не искал «грязь», не подстраивался под политическую повестку, а снимал обычную жизнь: улыбающихся детей, молодежь на улицах, рабочих за станками и бабушек на лавочках. Его фотографии сегодня — это редкое «окно в прошлое», в котором можно увидеть СССР без идеологических фильтров.
Дин Конгер начинал как фотожурналист в газете Denver Post, но настоящую известность получил благодаря работе в National Geographic. В конце 1950-х годов журнал начал серию фото-репортажей о жизни в разных странах, и Конгер стал одним из ключевых фотографов.
Позже Дина направили в Советский Союз, и он стал главным специалистом журнала по социалистическому блоку. Первая поездка Конгера состоялась в 1966 году. Тогда он посетил Москву, Ленинград, Киев, Баку. Несмотря на жёсткие ограничения для иностранных журналистов, ему удалось запечатлеть не только официальные мероприятия, но и простую жизнь на улицах.
Конгер не акцентировал внимание на политике. В его кадрах нет пропагандистских плакатов, демонстраций или партийных лидеров. Зато есть улыбки, радость, усталость, любопытство людей — всё то, что делает фотографии живыми.
В 1977 году National Geographic выпустил книгу Путешествие по России, Советский Союз сегодня (Journey Across Russia, The Soviet Union Today) — 370-страничное издание с текстом Барта Макдауэлла и фотографиями Конгера. Тогда это была одна из немногих работ, которая показывала СССР не глазами пропаганды, а глазами обычного человека.
В отличие от постановочных советских фоторепортажей, которые создавались для журналов типа Огонёк, фотографии Конгера передают атмосферу времени: люди спешат по делам, смеются, отдыхают, работают. Это не политическая хроника, а визуальный дневник эпохи целой страны.
Дин Конгер никогда не пытался показать Советский Союз «плохим» или «хорошим» — он просто снимал СССР таким, каким видел. И, пожалуй, именно это делает его фотографии такими ценными. В мире, где изображения часто подгоняют под повестку, честный взгляд фотографа остаётся редкостью. Думаю, именно поэтому его фотографии снова и снова пересматривают во всём мире.
Снимки Дина даже спустя полвека вдохновляет фотографов, историков и просто всех, кому интересно заглянуть в прошлое без ретуши. А какой из снимков в этой статье больше всего вдохновил вас? Расскажите в комментариях!
Если вам понравилась статья – ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Если читаете давно — напоминаю: на канале появился новый уровень подписки «Горячее искусство» для статей без цензуры, которые нельзя публиковать в открытом доступе.