Найти в Дзене

Башня Кыз-Куле - добраться ещё та головная боль (Поход к Храму Донаторов и башне Кыз-Куле. Часть 4.)

Девичья Башня или Башня Кыз-Куле... Предыдущие части: Стою и смотрю с крыши Храма Донаторов на далёкую башню Кыз-Куле, на отвесную скалу у её подножия, вспоминаю неудачную прошлогоднюю попытку забраться по тросу с другой стороны, от Эски-Кермена. Идти или вернуться? Вспомнив описание Евгения Маркова... В Черкес-кермене множество драгоценного материала для художника-туриста. Дорожка идет несколько выше построек, так что внутренность дворов видна почти a vol d'oiseau, и фигуры татарок и татарчат, окаменевшие в картинных позах на своих плоских кровлях при виде нашей кавалькады, сообщают пейзажу характерную полноту. С высоты наших седел мы присутствует при крикливом уроке в деревенском мехтэбе. На тенистой галерее второго этажа, под старыми орехами, пестрая толпа татарчат и татарочек, лежа и сидя прямо на полу, распевают, раскачиваясь, стихи алькорана, по арабским книжкам, которых смысл неведом им так же решительно, как и учительнице их, пожилой татарке, председавшей в этой буколической

Девичья Башня или Башня Кыз-Куле...

Предыдущие части:

Стою и смотрю с крыши Храма Донаторов на далёкую башню Кыз-Куле, на отвесную скалу у её подножия, вспоминаю неудачную прошлогоднюю попытку забраться по тросу с другой стороны, от Эски-Кермена.

Идти или вернуться? Вспомнив описание Евгения Маркова...

В Черкес-кермене множество драгоценного материала для художника-туриста. Дорожка идет несколько выше построек, так что внутренность дворов видна почти a vol d'oiseau, и фигуры татарок и татарчат, окаменевшие в картинных позах на своих плоских кровлях при виде нашей кавалькады, сообщают пейзажу характерную полноту.
С высоты наших седел мы присутствует при крикливом уроке в деревенском мехтэбе. На тенистой галерее второго этажа, под старыми
орехами, пестрая толпа татарчат и татарочек, лежа и сидя прямо на полу, распевают, раскачиваясь, стихи алькорана, по арабским книжкам, которых смысл неведом им так же решительно, как и учительнице их, пожилой татарке, председавшей в этой буколической школе.
Оторвав взор от этой живописной теснины, до краев наполненной
жилищами человека, вы замечаете слева на отвесной горе, замыкающей
теснину, высокую старую башню. Это древний Черкес-кермен. В
Черкес-кермене остались следы значительного укрепления. Башня, в которой проделаны двойные ворота, стоит над трещиною скалы, который узкий и высокий мыс она отрезала в неприступную цитадель, подобно замку
Тешкли-буруна. Постройка ее совершенно того же рода, как мангупских,
инкерманских и др. У татар она известна под именем «Кыз-Кулле», Девичьей башни.

Времени ещё много - значит идти!

-2

Спустился по склону, покрытому подснежниками, в долину и пошёл... пошёл... пошёл...

-3

Небольшая тропка вела наверх, но терялась, затем взгляд привлекла палатка, непонятно как закрепившаяся на склоне. И вот новая тропинка! Идёт наверх и скрывается в кустах. Попробуем...

Минут 10 лезу вверх, проклиная всё на свете, и в первую очередь - своё решение лезть. В итоге оказываюсь перед стеной, сверху нависает башня, но наверх ведут только корни растений. Вернуться?

-4

Иду вдоль стены, вдруг будет возможность подняться. Метров через сто стена, но высотой чуть выше двух метров, со ступеньками и кустарником почти на самом краю. Как я ухватился за ствол этого кустарника и залез, память отказывается восстанавливать, но тут, посмотрев вниз, я понял, что здесь я точно не спущусь...

-5

Но теперь я на плато и можно дойти до башни...

-6

Вот она, впереди небольшой спуск и небольшой подъём со ступеньками, справа и слева обрывы, но желание пересиливает страх высоты.

-7

Кыз-Куле!

Пётр Паллас писал о нём в путевых заметках 1793—1794 года:

…в некотором отдалении видна башня старого укрепления, называемого
татарами Черкез-Кермен давшая свое название близлежащей деревне, где
прежде жили греки, теперь же живут только татары...

Это было первое упоминание о Кыз-Куле!

-8

Укрепление Кыз-куле (девичья башня) площадью 1,3 га расположено на северной оконечности плато Топшан, к северо-западу от Эски-Кермена. Большей частью мыс защищен крутыми склонами и обрывами высотой до
20 м. Но с юга сюда подводила вырубленная в скале дорога шириной 2,5 м.
Кроме того, с запада в замок вела пешеходная тропа. Дорога прерывалась рвом глубиной до 5 м. Некогда через него был перекинут деревянный мост. С северной стороны рва возведена квадратная башня размерами 6,27×6,19 м.
Высота сохранившейся части до 7,5 м. Она сложена из бутового камня на известковом растворе. Толщина стен составляет 1,2 м. Ворота башни были двустворчатыми и открывались внутрь. Вероятно, в период функционирования Кыз-куле по периметру укрепления находились какие-то оборонительные сооружения. Около башни выявлены следы одноапсидной часовни (7,5×4,5 м) внутри которой устроены усыпальницы. Вероятнее всего укрепление Кыз-куле было построено в XII—XV вв., после прекращения жизни на Эски-кермене, и ЯВЛЯЛОСЬ замком правителя местных земель...
Ю.М. Могаричев. «Пещерные города в Крыму»

фото с сайта https://mangup.su
фото с сайта https://mangup.su

Долго ли коротко бродил по участку за башней. Отсюда прекрасные виды на Эски-Кермен, на долину, на саму башню.

-10

Но надо возвращаться...

-11

От башни вниз, а потом вверх. Тот, кто не боится высоты, тому не страшно, но я высоты боюсь! Боюсь от слова очень! Но всегда лезу!

-12

А вот спускаться там, где залез, уже точно не стану. Поэтому выбрал другой путь, неизвестный, но с надеждой на положительный исход!

-13

Путь по верху в начале по голой горе, потом впереди показались кусты, пролезать через которые было бы вредно, поэтому выбрал единственную тропу (что-то протоптанное может быть людьми, а может быть козами или кабанами, следу которых встречались достаточно часто) со стороны Эски-Кермен, по краю скалы. Скала тянулась и тянулась, а тропа то приближалась к краю, но немного отдалялась, пока в один "прекрасный" момент не исчезла... Но по карте метрах в ста в стороне другого склона с видом на храм Донаторов, должна быть уже тропа, туда и пошёл через кустарник. Сто метров - не километр.

-14

Тропа, по которой спускаются к Храму Донаторов оказалась именно там, где и показана, я выскочил на неё метров за 50, где она упирается в лес и сворачивает в долину Черкез-Кермен, но не там, где я шёл пару часов назад.

-15

По этой тропе всё время прямо, не сворачивая я вышел к скале в 1 километре западнее монастыря Челтер-Мармара и снова увидел цветы Сон-Травы!

-16

Если бы не сто метров по лесу, то по этой дороге к Башне Кыз-Кермен мог бы дойти ребёнок.