В керамике, расписанной Айсу Мирзазаде, чувствуются изобильный юг, фруктовые сады и жаркое солнце. Если на магазинных полках встречаешь ее чайные пары и вазы, сразу угадываешь мастера – настолько ярок и характерен авторский стиль Айсу.
Когда Айсу Мирзазаде оканчивала бакинскую Академию художеств, в Азербайджане объявили локдаун из-за пандемии коронавируса. Девушке были нужны деньги, причем зарабатывать хотелось с удовольствием – занимаясь творчеством. Айсу провела небольшое исследование и обнаружила перспективное дело для себя: оказалось, в стране практически нет авторского фарфора с растительным орнаментом. Есть изделия с шутливыми подписями и всевозможными мемами, много – с национальными узорами, но изящной декоративной росписи не найти. Айсу как человеку, тонко чувствующему природу, нравилась «растительная» тема. Она часто вспоминала, как ее преподаватель называл Всевышнего самым гениальным художником и советовал набираться вдохновения, разглядывая лепестки цветов, оперение птиц и крылья бабочек.
В одно судьбоносное утро, взяв свои сбережения – 50 манатов, Айсу отправилась на оптовый рынок «Седерек» за красками и кистями. А еще купила несколько чашек из простого белого фарфора. На них и нанесла первые рисунки: густые ветви с тяжелыми плодами, готовые раскрыться пионы, синие завитки ирисов и нежные профили птичек. Получились гротески в духе ватиканских Лоджий Рафаэля. Это было красиво, однако нефункционально: рисунки, не покрытые глазурью, смывались. Впрочем, Айсу расписывала их только для того, чтобы сделать фотографии для соцсетей, чтобы привлечь внимание…
Когда подписчики стали делать заказы, Айсу отправилась в керамические мастерские. Там и познакомилась со всеми этапами производства керамики. Расписала хрупкую необожженную чашку и поставила ее в печь. Процесс занял несколько дней и оказался довольно сложным. После выключения печи требуется дождаться, когда изделие остынет. И большая удача, если на этом этапе с ним ничего не случится, – часто фарфор трескается и лопается во время обжига.
Затем Айсу покрыла чашку глазурью, повторно поместила в печь – и снова на долгие часы. С тех пор она часто появлялась в мастерской. Коллекция изделий росла, некоторые вещи покупали подписчики.
Одна из чашек, вышедших из печи, оказалась настолько хороша, что Айсу решила устроить ей «фотосессию» на фоне старого Баку и выложить снимки в Сеть.
В Ичери шехер она поставила свое творение на выступ крепостной стены и начала снимать. Мимо проходили хозяйки магазина подарков и сувениров Handicraft. Увидев чашку, девушки пришли в восторг и предложили Айсу сотрудничать, ведь Handicraft – настоящее творческое пространство: у них, например, есть художественная мастерская, где проводятся мастер-классы. Кроме того, Айсу предложили продавать свои изделия в Handicraft.
У нее как раз был готов чайный сервиз на шесть персон, расписанный изящными розами. Он был моментально продан. Айсу стала приносить в магазин свои изделия и к концу года обнаружила, что за сравнительно небольшой срок заработала первые серьезные деньги. А главное, благодаря Handicraft на ее продукцию возник спрос: стали поступать корпоративные заказы, в том числе от крупных банков и компаний. Еще ей предложили вести занятия для детей по росписи керамики. Есть у нее и несколько взрослых учеников, а для туристов она проводит мастер-классы.
Айсу изучает маркетинг и бизнес, чтобы продвигать свое дело. Одно время платила за рекламу, но ожидаемого результата не получила. Изменив тактику, стала сотрудничать с блогерами и инфлюенсерами. В результате число подписчиков увеличилось на порядок. Поняла, что для успеха в бизнесе, как и в личных отношениях, нужны искренность и взаимная симпатия.
Бренду Айсу, который называется Firça izi, чуть больше трех лет, и за это время он стал одной из азербайджанских достопримечательностей. Вот почему не так давно автор попала в проект «Девять муз». Он собрал молодых азербайджанских женщин, создавших собственное дело и добившихся успеха. Муз отбирал знаменитый итальянский ювелир Роберто Коин, девушки получили от мастера по красивому браслету. Айсу дорожит подарком, говорит, в ее семье это украшение будет теперь передаваться по наследству.
Айсу не любит повторять один и тот же узор: расписать шесть одинаковых чашек для нее испытание, поэтому предпочитает делать не большие сервизы, а чайные пары. Придумывая новый узор, никогда не выполняет эскизы на бумаге, сразу наносит рисунок на изделие. Уверена: так получается гораздо лучше, ведь с учетом формы и объема конкретной вещи приходят самые правильные решения. Тогда цветы и птицы на керамике оживают, и кажется, что слышен их аромат и щебет.
На прошлый день рождения близкие подарили Айсу поездку в Санкт-Петербург. Она обошла, наверное, все музеи, в чьей коллекции есть фарфор, и внимательно разглядывала узоры изразцов на фасадах церквей и доходных домов. А на следующий было запланировано отправиться за вдохновением в Италию, на знаменитые керамические мануфактуры.
*Бренд Айсу назван не ее именем, как можно было ожидать, а символически – Firça izi. «Фирча» на азербайджанском языке означает «кисть», «из» – «след». Когда расписываешь керамику, нужно учитывать, что любой случайный штрих и прочие, на первый взгляд, невинные оплошности после обжига в печи обязательно проявятся. Когда Айсу только начинала, «неправильных» следов на ее изделиях было много, такую керамику приходилось выбраковывать, чтобы не испортить репутацию бренда. Со временем ее движения стали уверенными, кисть касается поверхности легко и точно.
Читайте еще:
Про маки, Куру и восторг: платки от азербайджанского дизайнера Александры Саламахиной
Нашествие тигров: фарфоровая посуда Bernardaud с рисунками Фархада Фарзалиева
Текст: Елена Аверина
Фото: Гусейн Джалил