Фома Аквинский (1225–1274) был одним из величайших философов и теологов Средневековья, который стремился синтезировать христианскую веру с философией Аристотеля. Однако несмотря на его преобладание аристотелизма, влияние Платона на его философскую систему также заметно. Платон (427–347 гг. до н. э.), является одним из самых прославленных философов за всё существование философии. Он оказал огромное влияние на развитие западной философии, и его идеи, хотя и были переработаны в рамках христианской мысли, всё же нашли свое отражение и в трудах Аквинского. Такое влияние Платона на философию Фомы Аквинского можно проследить и в его метафизике, и в эпистемологии, и в этике и теологии.
Мы помним, что Платон утверждал существование некого мира Идей. Идеи — это вечные, неизменные сущности, которые лежат в основе всего, что существует в нашем мире чувственного восприятия. Эти Идеи или Формы(такое название характерно для западной традиции) представляют собой подлинную реальность, в то время как физический мир — лишь тень мира Идей.
Фома Аквинский, был ярким сторонником аристотелизма, поэтому, как и сам Аристотель, не мог полностью избавиться от платонического влияния, особенно в своей метафизической системе. Например, в понимании Бога и сущности божественного, Аквинский использует платоническую концепцию абсолютной, вечной реальности, которая является источником всех вещей. Аквинский считает Бога первопричиной всего существующего, и эта идея отчасти перекликается с платоническим представлением о «Едином» как неком источнике всех сущностей.
Кроме того, идея Платона о том, что мир, как он предстаёт перед нами, не является высшей реальностью, а является отражением высших форм или принципов, также нашла отражение в философии Аквинского. Аквинский не отрицает существование метафизических сущностей, но утверждает, что Бог, как первопричина, является высшей реальностью, а все остальное существует лишь благодаря Его замыслу.
В платонизме знание — это постижение мира Идей через разум. Платон подчеркивает, что истинное знание возможно только через умозрение и разум, а чувственное восприятие лишь запутывает и обманывает нас. Платон также утверждал, что наша душа имеет доступ к этим Идеям через интуитивное познание, а чувственный опыт служит лишь отражением высших сущностей.
Фома Аквинский, придерживаясь философии Аристотеля, придавал большое значение чувственному познанию как источнику знаний о внешнем мире. Однако, несмотря на это, он также сохранял элементы платонизма в своем понимании знания о Боге и духовных истинах. Для Аквинского разум — это важный инструмент для познания Божьей истины, но он не ограничивается лишь чувственным восприятием. В его философской системе разум служит средством для постижения высших божественных реальностей, которые доступны только через откровение, а не только через чувственное восприятие.
Кроме того, Аквинский разделял платоническую идею о том, что разум может постижать божественные идеи, особенно через учение о Боге как высшем объекте знания. Он утверждал, что знание Бога можно обрести как через естественное разумное осмысление (как это делает философия), так и через божественное откровение, что имеет общие черты с платоническим подходом к постижению мира Идей.
Платон в своей этике утверждал, что высшая цель человека — это постижение Добра или Блага, которое является источником всех других благ. Это всеобщее Благо, как форма, лежит за пределами физического мира, и человек должен стремиться к его постижению через философское размышление. В своем трактате «Государство» Платон рассматривает добродетели как отражение гармонии между душой и ее высшими целями.
Влияние Платона на этическую философию Аквинского можно проследить в идее стремления к высшему благу. Аквинский, опираясь на христианские доктрины, также утверждает, что человеческая цель — это познание и единение с Богом, который является высшим Благом. Как и Платон, Аквинский подчеркивает важность разумной добродетели и морального совершенствования, однако в отличие от Платона, он ставит на первое место божественное откровение и учение Церкви как основу нравственного порядка.
В отличие от платоновского «Государства», в котором идеальный порядок общества базируется на философах, мудрых и добродетельных, Аквинский акцентирует внимание на божественном откровении и церковной доктрине как источниках морали и добродетели. Но идея о гармонии между разумом, добродетелью и божественным благом всё же сохраняет свою платоническую основу.
Несмотря на свою приверженность аристотелизму, Фома Аквинский был вынужден интегрировать элементы платонизма в свою философию, чтобы создать теологическую и философскую систему, хоть как-то совместимую с христианским учением. Он использует платонические элементы, например, представление о Боге как абсолютной реальности и концепцию познания высших божественных истин, которые недоступны для чувственного восприятия. Таким образом, влияние Платона на Фому Аквинского — это пример того, как философия античных мыслителей, особенно Платона, была переработана и адаптирована в рамках христианской теологии и средневековой схоластики.
В заключение подчеркну, что хотя Фома Аквинский был в своей основе сторонником аристотелизма и пытался синтезировать христианскую веру с учением Аристотеля, влияние Платона на его философскую систему никак невозможно игнорировать. Платон оказал влияние на его метафизику, эпистемологию и этику, особенно в отношении понимания Бога как источника всех сущностей, а также в вопросах о познании высших божественных реальностей. Таким образом, можно сказать, что философия Аквинского является примером синтеза аристотелизма и платонизма в контексте христианской мысли.