Найти в Дзене
ПИН

Автозаводы закрываются? Что происходит в Петербурге

Оглавление

Автопром Санкт-Петербурга: возвращение из небытья?

Кажется, еще вчера Санкт-Петербург гордо именовали автомобильной столицей России. Здесь собирали Nissan, Toyota, Hyundai – бренды, чьи автомобили заполонили наши дороги. А потом – санкции, уход иностранных компаний, заморозка заводов. Город, славившийся своим промышленным потенциалом, вдруг оказался в мире, где японцы и корейцы развернулись и ушли, а их место заняли… Ну, скажем прямо, китайские «гости».

Сегодня можно смело сказать: автопром Петербурга жив. Но вот вопрос – на каких условиях? Давайте разберемся, кто ожил, кто потерял сознание, а кто проводит тайные переговоры.

20 000 клонов: возрождение автозаводов или китайская экспансия?

Начнем с самого активного игрока – бывшего завода Nissan. Теперь это гордо звучащее «Автозавод Санкт-Петербург». Хотели выпускать Lada? Как бы не так! Санкции ВАЗу не по зубам, поэтому взяли что попроще – китайские машины(мерзость) под новым брендом XCITE.

XCITE X-Cross 7 и X-Cross 8 – звучит солидно, но есть нюанс: это обычные Chery, переклеенные на российский лад. Да-да, та же самая китайская техника, только вид сбоку. В прошлом году удалось выпустить 20 000 машин. Раньше, конечно, собирали в два раза больше, но чего уж там – надо радоваться малому.

XCITE X-Cross 7
XCITE X-Cross 7

Любопытно, что финансами автозавод делиться не желает. Хотя известно, что в 2023 году предприятие всплывало с убытком в 14 миллиардов рублей. Но здесь хотя бы есть движение, есть производство, а значит – есть надежда.

Еще один возрожденный завод – бывший Hyundai. Теперь он делает некие «новые» автомобили Solaris – ну вы поняли, просто под другим именем. В 2023 году завод выпустил около 22 тысяч машин, для сравнения: в 2021-м – 234 тысячи! Разница ощутимая, не правда ли?

На заводе бодро рапортуют, что поставки автокомпонентов налажены, производство идет. Только вот в сухом остатке – минус 17 миллиардов рублей в прошлом году. Зато планы на 2025 год амбициозные: увеличение скорости конвейера и доли рынка. Главное – чтобы хватило денег.

E-NEVA: электромобиль мечты или вторая «Ё-мобиль»?

Теперь к более печальному – бывший завод Toyota в Шушарах. Тут дела, мягко говоря, так себе. Сначала говорили про производство автомобилей премиум-класса Aurus. Затем – про электрический проект E-NEVA, который должен был стать национальным ответом Tesla (ага, конечно).

Ну и как там наш ответ Илону Маску? Правильно, запылился на дальних полках долгого ящика. Официально проект заморожен, потому что у концерна «Алмаз-Антей», к которому относится Обуховский завод, другие более важные задачи. И несложно догадаться, какие именно – оборонка всегда в приоритете.

Интересно, что специалистов, работавших над этим мифическим электрокаром, не просто разогнали, а собрали в новом предприятии – АО «Романов». Там теперь решили заняться грузовиками, причем на мощностях, где раньше штамповали Scania и MAN. E-NEVA? Забудьте – грузовики важнее.

А бывший завод Toyota пока живет в тишине и неопределенности. Хотя недавно там начался набор персонала – требуются инженеры по разработке интерьера и экстерьера. Может, все-таки будет Aurus? Не факт.

E-Neva
E-Neva

Завод-призрак GM: ждет ли Петербург новую сенсацию?

Теперь о самых интересных слухах. Есть у нас один завод-призрак – бывший GM, который был заброшен еще в 2015 году, когда американцы обиделись на Крым. Сейчас говорят, что там планируют возродить производство, но уже китайских автомобилей Jaecoo под новым брендом Jeland.

Метод простой и уже хорошо знакомый – привозить готовые машины по кусочкам, а потом собирать. В Москве так собирали Москвич-3, а теперь решили локализовать побольше деталей. Но в Петербурге пока об этом только шепчутся. Официальные лица традиционно молчат.

Почему такая секретность? Все просто: китайцы боятся санкций, а значит, афишировать любые подробности – неудобно.

Поддержка или имитация? Власти бодро рапортуют

Официальная версия звучит красиво: автопром в Петербурге растет, развивается, производство увеличивается в четыре раза! Как говорит врио председателя Комитета по промышленной политике Александр Ситов, ситуация улучшается, заводы перезапущены, программы поддержки работают.

Конечно, хочется верить в лучшее – но факты говорят сами за себя. Весь петербургский автопром на сегодняшний день – это, фактически, китайский хлам под другими вывесками. Производство пока очень далекое от пиковых показателей, а убытки гигантские.

Локализация? Пока она минимальна, многие модели просто собираются из готовых деталей. Развитие электротранспорта – мечты на бумаге. Хотя и кадровый набор на заводах все же есть – значит, определенная движуха присутствует.

Jaecoo 7
Jaecoo 7

Что нас ждет дальше?

Автопром Петербурга явно переживает не лучшие времена, но пока не умер окончательно. Основные выводы такие:

  • - Китайские марки прочно обосновались в городе и чувствуют себя прекрасно.
  • - Запуск новых заводов проходит медленно, объемы далеки от прежних времен.
  • - Громкие проекты наподобие E-NEVA остаются фантазиями, а приоритет отдается более реалистичным грузовикам.
  • - Финансовые проблемы никуда не делись, убытки огромные.

Так что петербуржцам остается только наблюдать: победят ли китайцы пессимизм, локализуются ли производства по-настоящему или нас ждет очередное десятилетие ожиданий и разговоров ни о чем.

А что думаете вы? Ждет ли Петербург автомобильный ренессанс или мы окончательно стали сборочным цехом отходов из Китая?