Найти в Дзене

Мы все чаще жалуемся, что чувствуем себя некомфортно в соцсетях — но не уходим из них. У каждой платформы немало проблем —однако отказаться

Оглавление

от привычного способа взаимодействия с миром не так-то просто

Люди все чаще испытывают в онлайне усталость и раздражение. А СМИ уже не один год пророчат социальным сетям сокращение популярности и даже неизбежную смерть. «Я удалила фейсбук несколько лет назад, почти не бываю в твиттере… Я больше не хочу заводить аккаунты. С этим покончено» — такие слова своей подруги приводил журналист Wired Джейсон Парэм в статье 2023  года. И таких пользователей становится все больше.

Разбираем недостатки крупнейших социальных сетей и пытается понять, действительно ли они близки к своему краху.

В современном виде соцсети стали зарождаться в начале нулевых. Именно тогда сложился их привычный облик: профиль пользователя, списки друзей, посты, комментарии и личные сообщения. Эти функции позволяют делиться впечатлениями, общаться, искать людей с похожими интересами и привлекают в социальные сети большую аудиторию. Но уже на рубеже десятилетий владельцы платформ стали все чаще ставить интересы бизнеса на первое место. А данные и внимание пользователей превратились в ценный ресурс.

«[Соцсети] работают по модели получения прибыли с рекламы, для чего стараются держать людей вовлеченными так долго, как это возможно. Они делают это, показывая контент, который привлекает ваше внимание. И совсем не обязательно этот контент полезен для вас», — говорит Филипп Вердуин, доцент факультета психологии и нейробиологии Маастрихтского университета, более десяти лет изучающий влияние соцсетей на людей.

Сейчас социальные сети следят чуть ли не за каждым шагом пользователя (от его геолокации до посещаемых сайтов) и копируют функции друг друга, вводя алгоритмические ленты, сториз и короткие видео, а в последнее время — еще и активно внедряя ИИ-функционал. Все это не столько про общение, сколько про то, как удержать людей перед экраном как можно дольше. Посты друзей пользователь просмотрит, скорее всего, за несколько минут. Зато мемы и смешные видео от людей, которых он даже не знает, можно листать бесконечно.

Пользователи все острее чувствуют, что их собственные страницы им больше не принадлежат, что былого ощущения комфорта в онлайне нет. Они публикуют все меньше постов, в том числе потому, что аудитория соцсетей фактически разделилась на тех, кто создает контент, и тех, кто его потребляет.

Рушится и надежда на то, что соцсети будут демократическим инструментом, где голос каждого может быть услышан. Алгоритмы создают вокруг пользователей информационные пузыри, выйти из которых очень сложно. В то же время благодаря все более развитому искусственному интеллекту становится легче распространять конспирологию и дезинформацию. Как итог, в соцсетях растет количество агрессии, ненависти, политической поляризации, бесконечных и бессмысленных споров.

«Чего люди не знают или не видят в фейсбуке, так это того, что поляризация встроена в бизнес-модель. Поляризация выгодна. Контент — это ведь то, что вам нравится, так? На самом деле они [корпорации] стараются дать вам то, что вам нравится, потому что служит их бизнес-модели и прибыли. И злить вас, пугать вас — это очень хорошо для бизнеса фейсбука»,  — говорил в интервью NBC News Тристан Харрис, бывший специалист по этике дизайна в Google.

Уже много лет социальные сети обвиняют в том, что они провоцируют FOMO — страх упустить что-то важное и даже нечто вроде игровой зависимости, — вызывают депрессию и ухудшают самочувствие в целом. Хотя есть немало научных работ, которые это доказывают, пока нельзя однозначно сказать, что соцсети вредят нашей психике.

«Мы видим, что негативные эффекты чаще встречаются у людей, которые уже страдают от низкой самооценки, депрессии или склонности негативно сравнивать себя с другими. Но социальные сети не обязательно вредны сами по себе», — отмечает Филипп Вердуин.

Как бы то ни было, люди устали от соцсетей — это подтверждают многочисленные опросы. Некоторые СМИ даже заявляют, что социальные сети мертвы или что им пришел (или вот-вот придет) конец. Причем выделить какую-то общую проблему сложно — у каждой из платформ есть свои недостатки.

Фейсбук: вездесущий алгоритм, ИИ-мусор, проблемы с модерацией

Самая популярная соцсеть мира с тремя миллиардами активных пользователей в месяц существует уже больше 20 лет. Практически с самого запуска фейсбук предлагал пользователю посты в ленте с помощью алгоритма, который отбирал те публикации, которые считал наиболее интересными для каждого конкретного человека.

Фейсбук первым ввел кнопку «Нравится», чтобы лучше определять популярный контент. Затем компания стала добавлять в ленты посты, которые могли бы быть интересны пользователям. В итоге в первом квартале 2024 года лишь 18,7% контента в ленте фейсбука составляли посты друзей, в то время как 31% был от аккаунтов, на которые пользователи даже не были подписаны.

Из-за того, что фейсбук слишком огромен, Meta не может справиться с его модерацией. На платформе полно фейковых аккаунтов — например, в последнем квартале 2020 года компания удалила 1,3 миллиарда таких учетных записей.

Еще одним следствием слабой модерации стал мусорный контент, сгенерированный нейросетями. Под такими публикациями собираются боты, из-за чего алгоритм считает их интересными и показывает большему количеству пользователей. Производители подобного мусора зарабатывают деньги на рекламе, переходах по ссылкам и мошеннических схемах.

Фейки фейсбук и вовсе распространяет быстрее любых других интернет-ресурсов, так как многие используют его для быстрого доступа к новостям. При этом у Meta, кажется, нет четкого понимания, как с этим бороться. В 2016 году компания запустила программу фактчекинга постов на платформе, а в начале 2025-го объявила о ее отмене, фактически приравняв к цензуре.

В продолжение:

Инстаграм: зависть, депрессия, попытки превратиться в тикток
Икс: споры, фейки, Илон Маск
VK: слежка, попытка заменить зарубежные соцсети, сломанный функционал
Несмотря на все недостатки соцсетей, пользователи не готовы от них отказаться. Они стали неотъемлемой частью жизни