Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Монпарнас, 19" (Франция, 1957): мнения

Монпарнас, 19 / Montparnasse 19 / Les Amants de Montparnasse. Франция, 1957. Режиссер: Жак Беккер. Сценаристы: Жак Беккер, Анри Жансон (по роману Мишеля Жорж-Мишеля «Монпарнасцы»). Актеры: Жерар Филип, Лилли Палмер, Леа Падовани, Жерар Сети, Лино Вентура, Анук Эме, Лиля Кедрова и др. Прокат в СССР – с 25 марта 1968: 13,0 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 1,3 млн. зрителей.

Режиссер Жак Беккер (1906-1960) был заметной фигурой во французском кинематографе 1950-х («Золотая каска», «Не тронь добычу», «Монпарнас, 19» и др.).

Действие мелодрамы «Монпарнас, 19» разворачивается в Париже, в последний год жизни выдающегося художника Амедео Модильяни (1884-1920).

В своей рецензии киновед и кинокритик Ромил Соболев (1926-1991) отнесся к этой картине тепло:

«Фильмов о художниках много. Но из многочисленного ряда картин, чаще всего беллетристически упрощающих материалы, фильм Жака Беккера выгодно отличается внимательным и серьезным отношением к сложному материалу, стремлением раскрыть не только творческие устремления Модильяни, но и социальную направленность, и общественную подоплеку его работы.

Нередко бывает и так, что ремесленники от искусства, эксплуатируя интерес зрителей к творчеству больших художников, переполняют свои ленты грубыми измышлениями и пикантными подробностями из личной жизни своих героев. Этот взгляд сквозь замочную скважину непременно снижает личность художника, разрушает чарующее колдовство его творчества. Но Беккер пошел по иному пути, он стремился дать объективную картину жизни и творчества Модильяни — героя многих легенд и анекдотов. Нужен был яркий талант прогрессивного режиссера, чтобы, отбросив наслоения мармеладной слащавости и напластования дешевой сенсационности, выявить немеркнущие художественные достижения большого, сложного и противоречивого мастера, полотнами которого гордятся крупнейшие музеи мира. …

Однако Беккер и исполнитель главной роли Жерар Филип искали иной «ключ» к Модильяни. Они различили и показали неизбежность конфликта художника-новатора с окружающим его миром ограниченных мещан. В мире чистогана бунт художника против ординарной буржуазной морали воплощается в анархические выходки, в стремление эпатировать окружающих своей раскованностью, неподпадением под традиционные правила. В то же время неприспособленность художника, его беззащитность позволяет ему каждой клеточкой своего существа ощутить чудовищные контрасты окружающей его действительности.

Модильяни играет Жерар Филип. Горько думать, что его уже нет — этого великого романтика французского кино. Блестящий актер классического репертуара, нашедший себя в ролях героического плана, создатель галереи стендалевских героев, незабываемый Тиль Уленшпигель и блистательный Фанфан-Тюльпан, Филип в этом фильме предстал как мастер психологического анализа. Роль Модильяни как бы выписана прозрачными акварельными красками, а отсвет трагической судьбы актера с особой силой подчеркивает драматические, скорбные тона образа.

Достойной партнершей ему явилась Анук Эме — одна из самых популярных современных французских актрис. Трогательный лиризм и задушевная простота отмечают созданный ею образ подруги, спутницы жизни Модильяни. Девическая трепетность, беззаветная преданность Жанны-Анук Эме в конце концов сломлена жестокой действительностью. Но ее кристальная душевная чистота вдохновляет художника на неустанные художественные и эстетические поиски. Она пришла к нему как отрицание пошлости, как очищение, даря ему минуты вдохновения и. счастья. Героиня Анук Эме словно бы сама сошла с полотен Модильяни. …

В фильме «Монпарнас, 19», как и во всем творчестве Жака Беккера, не все равноценно и бесспорно. Но в ряде эпизодов режиссер сохраняет лучшие традиции прогрессивного искусства Франции» (Соболев, 1968).

Мастерство Жерара Филипа высоко оценил и киновед Александр Брагинский (1920-2016): «Мы оставляем в стороне споры критиков, похож ли Жерар Филип на Модильяни. Ни авторам фильма, ни актеру не важно было, имеет ли их герой портретное сходство с известным художником. Не исключено, что и многие ситуации фильма далеки от исторических, ибо не они интересовали постановщика, а тем более исполнителя главной роли. Для Жерара в образе Модильяни была интересна в первую очередь трагедия огромного таланта, не понятого современниками. Именно эту драму и показал актер, и показал с большой силой и сердечной болью за своего героя. В некоторых сценах, особенно в заключительных, где Модильяни умирает, — Жерар Филип поднимался до подлинной трагедии, раскрывая себя в новом неожиданном плане» (Брагинский, 1966: 185).

Обращаясь к «Монпарнасу, 19» киновед Виктор Божович (1931-2021) подчеркивал, что Жак Беккер занимает во французском кино особое место, так как «в своем творчестве он умел быть человечным без сентиментальности, демократичным без вульгарности, искренним без рисовки. Он был прост той простотой, которая дается только людям с большим сердцем и широкой душой. Короче, Жак Беккер - это поэт экрана.

Его лучшие фильмы, а к ним, безусловно, относится и "Монпарнас, 19", кажутся написанными прозрачной акварелью, они изящны и легки, хотя речь в них ведется об очень печальных, тяжелых и жестоких вещах. Режиссер не приукрашивал жизнь, но смотрел на нее сквозь волшебный кристалл поэзии, совсем как Модильяни, которого Беккер не случайно избрал героем своего фильма.

Режиссер и актер не стремились к документальному воспроизведению характера, облика и биографии Модильяни. Жизнь реального художника взята как тема для создания обобщенного, почти фольклорного образа. Но имя героя сохранено - как свидетельство и гарантия подлинности изображаемого. …

Беккер рассказывает о материальной нищете и духовном богатстве художника, о преданной дружбе и самоотверженной любви, о подлости торгашей и бескорыстном служении искусству. И весь фильм пронизывает противопоставление того, что есть у художника, и того, что могло бы у него быть, если бы он перестал быть художником. …

Нет, не затворника и не фанатика играет Жерар Филип, а человека, который любит жизнь, женщин и друзей, южное солнце и парижский дождь, но более всего - искусство. И потому в фильме Беккера он сыграл, конечно, не только Модильяни, но и самого себя.

Фильм Беккера надо смотреть и слушать. Имеется в виду не только прекрасная партитура Поля Мизраки, где легкие парижские мелодии сменяются томительными ритмами блюза. Сама картина музыкальна в своем построении и изобразительном решении. Она напоминает сонату, в которой за изящным и задумчивым введением следует бурная тема любви, а мажорное интермеццо южного эпизода ведет за собой парижские туманы, все более сгущающиеся и обволакивающие сумрачный финал. И после того, как отзвучала последняя нота и погас экран, в памяти зрителя остается живая и певучая линия картин Модильяни, задумчивое, улыбающееся лицо Жерара Филипа, изящество и простота режиссерской интонации Беккера» (Божович, 1968).

Зрители XXI века и сегодня вспоминают этот фильм:

«Фильм довольно просто, но хорошо выстроен, главная его мысль, как я её поняла, талант - это наказание, он приковывает к себе его обладателя. Главный герой сыгран удивительно хорошо. Актёр не боится выставить своего героя в неприглядных красках и ситуациях. … Великолепна в картине исполнительница главной роли, жены художника, Анук Эме. … В фильме хороша передана атмосфера Монпарнаса, неустроенный, убогий, сирый быт неизвестных художников» (Люси).

«Видимо, мало кто знает, что у в СССР фильм был сокращён, в оригинале он идёт 120 мин. Я видел оригинальную копию. Практически выпало всё, что относится к русской эмиграции, некоторые, пусть и немногие, сцены там даже частично шли на русском языке. Практически погибла роль Лили Кедровой, игравшей жену Зборовского. Самое печальное, что фильм уже в наши дни шёл на канале "Культура" с переводом, однако копию подрезали точно в соответствии с отечественным дублированным вариантом (очевидно, чтобы использовать уже имеющийся монтажный лист)» (Стромин).

Киновед Александр Федоров