2024 год был богат на разного рода любопытные сериалы – последовавшая за дилогией Дэни Вильнёва многосерийная «Дюна: Пророчество» от HBO по вселенной Фрэнка Герберта и его наследников, ремейк легендарного «Сёгуна» от Hulu по одноимённому роману Джеймса Клавелла, продолжение произведшей фурор «Игры в Кальмара» от Netflix, и их же адаптация «Задачи трёх тел», научно-фантастической книги китайца Лю Цысиня, нашумевшей не только среди поклонников жанра, но и в научном сообществе, а также множество других интересных проектов для разных групп зрителей. Однако даже среди такого разнообразия особняком, безусловно, стоит «Сто лет одиночества» от того же Netflix, ПЕРВАЯ экранизация одноимённого культового произведения 1967 года за авторством колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса, нобелевского лауреата по литературе. Пытаться объяснить в рамках настоящей статьи, чем примечательна и замечательна эта книга, – занятие неблагодарное, учитывая её значение и всё то, что было сказано о ней раньше несколькими поколениями читателей и критиков. Достаточно будет сказать, что на примере одной семьи, одного рода Буэнди́а на протяжении около ста лет (события романа развиваются примерно с середины 19го века по середину 20го) Маркес фактически проиллюстрировал историю всей Колумбии, если вообще ни всей Латинской Америки, учитывая что отправные точки, пути развития, подъёмы и кризисы, гражданские войны и революции, у многих южноамериканских стран предельно похожи друг на друга. Та самая золотая формула «от частного к общему», которая будет выигрышна во все времена!
Но Маркес не был бы Маркесом, если бы не облёк этот гениальный по своей сути материал в такую же шедевральную форму, из-за чего его работа превратилась в чудесный клубок хитросплетённых воедино судеб множества персонажей, которые то появляются из ниоткуда, то исчезают в никуда; в эфир, где кружится город Макондо вместо со своими удивительными жителями; в калейдоскоп личных историй и отдельных сюжетов, в которых незримо витает тень одиночества, даже несмотря на то, что вокруг, вроде бы, полно близких людей (мы рождаемся в одиночестве и умираем одни); и, наконец, в авангардистское полотно, где соседствуют, казалось бы, несовместимые вещи – смерть, убийства и другие трагедии реального мира и какие-то совершенно чудесные явления, превращающие повествование в увлекательную сказку – тот самый «магический реализм», принесший всемирную известность автору. Именно поэтому, из-за такой нестандартной и не поддающейся обычному переложению на язык кино формы, при своей жизни писатель не давал разрешения на экранизацию «Cien años de soledad». В частности Маркес отказывался продавать права на экранизацию, поскольку хотел, чтобы она была обязательно на испанском языке, да и вообще считал, что передать все перипетии сюжета в фильме не представляется возможным.
И до поры до времени это было именно так. Но стоит представить себе смешение чувств и эмоций поклонников творчества Габриэля Гарсиа, когда в 2019 году Netflix объявил о будущем сериале! С одной стороны – понятная радость по поводу того, что первая экранизация наконец-то состоится. С другой же – вполне очевидные вопросы о том, как это будет реализовано, ведь, положа руку на сердце, Netflix – явно не та контора, которой можно довериться безоглядно и верить в то, что они априори сделают всё, как надо, и как доктор прописал (поклонники уже упомянутого Лю Цысиня или Анджея Сапковского подтвердят этот скепсис). Хорошей же новостью изначально стало то, что сериал будет на испанском языке, что съёмки будут проходить в основном в Колумбии, и что исполнительными продюсерами проекта назанчены сыновья писателя – Родриго Гарсиа и Гонсало Гарсиа Барча. Дело оставалось за «малым» – каким-то непостижимым образом всё это визуализировать, переложить сложную книгу на экран, не исказив смыслы и не опошлив авторские идеи. И, надо признать, Netflix, а точнее его латиноамериканский филиал – все те люди, которые были причастны к созданию сериала (от сценаристов и режиссёров, до художников-декораторов) – совершенно потрясающим образом удивил!
В данной связи стоит ответить на главный вопрос: чем отличается первая экранизация великой книги от условной 51-й? Ответ достаточно прост: первая должна быть как можно ближе к оригиналу, а 51-я наоборот – находить что-то своё, отличное от 50 предыдущих, актуализировать материал под сегодняшний запрос и тем самым убеждать зрителя в своей целесообразности и необходимости. Именно поэтому мы недавно отдавали почести новому французскому «Графу Монте-Кристо», и именно поэтому будем сейчас на все лады хвалить «Сто лет одиночества», ибо режиссёры Алекс Гарсия Лопес и Лаура Мора Ортега, а также основной сценарист Хосе Ривера и его сотоварищи (всего в списке создателей 8-серийного фильма вроде бы значатся 5 сценаристов) настолько с любовью и уважением подошли к адаптации литературного первоисточника, настолько мастерски проделали титаническую работу по переработке текста и его дальнейшему воплощению на экране и настолько дотошно уделили внимание каждой детали, что остаётся только снять перед ними шляпу. И, о чудо, – воплотить в визуальной форме «Сто лет одиночества» оказалось вполне возможным! Причём не просто экранизировать, а сделать это так, чтобы зритель не отлипал от экрана все восемь эпизодов!
В ход были пущены различные приёмы и уловки современной кинематографической кухни. Удачные технические решения через парящие камеры Пауло Переса и Сарасвати Херреры, скрупулёзно созданные декорации (для съёмок были сооружены аж три разные версии вымышленного города Макондо в разные периоды истории!), щепотка компьютерных эффектов, и вуаля – магический реализм готов; герои книги как будто бы ожили и сошли с её страниц. Как тут не отметить отлично подобранный актёрский состав, где предварительно каждый актёр был тщательно отобран на ту или иную роль, а затем – уже в процессе работы – попал своим образом, своей работой в яблочко (некоторые критики даже отметили, что у Клаудио Катаньо скулы точно такие же, как у его персонажа – полковника Аурелиано Буэндиа). Единственным спорным выбором кастинга, на наш взгляд, можно назвать парочку сестёр – Амаранту и Ребекку в лице Лорен Софии и Акимы, среди которых по книге красавица – Ребекка, а Амаранта ей объективно в этом уступает и оттого ревнует, завидует, злится. В фильме же оказалось совсем наоборот. Поистине, на вкус и цвет товарищей нет, и нет некрасивых женщин, а просто бывает мало водки, но всё-таки приходится лишний раз удивляться мнению некоторых обозревателей, восхитившихся красотой именно Ребекки в сериале (при том, у Акимы ассиметричное лицо с большим лбом и очень тяжёлыми скулами, Лорен София с более европейской внешностью выглядит очень мило и даже сексуально). Что касается актёрской игры, то выделить кого-то одного здесь будет трудно, потому что прекрасно отработали все, но всё-таки хочется отдать должное Марлейде Сото в образе взрослой Урсулы – это действительно несгибаемая волевая женщина, на плечах которой держится всё семейство.
Приятным сюрпризом также стало и то, что Netflix не скатился в пошлятину, как он это обычно умеет. А ведь опасения такие были, учитывая, что и у Маркеса в книге хватает «клубнички», а то и вовсе присутствует самый настоящий инцест. Нужно было найти правильный баланс, аккуратно подойти к некоторым пикантным моментам сюжета, и латиноамериканские киноделы это сделали максимально деликатно. Да, в сериале есть эротические сцены, и есть обнажёнка, но это не привычный фестивальный китч, о котором наш канал неоднократно писал в обзорах на новинки полнометражного кино прошлого года, а скорее – необходимый элемент в общем пазле, без которого было бы даже скучно. Масштаб же действия и полёта мысли действительно впечатляет! На глазах у зрителя пролетает жизнь всего рода; даже не годы, а целые десятилетия. Кто-то рождается, а кто-то умирает, молодые приходят на смену старым, склоки, дрязги, войны и революции забирают людей из семьи. Когда-то в Макондо не было ни одного умершего, а потом повалило… Кроме того, традиционно можно бы было заподозрить Netflix в их излюбленной пропаганде ультралиберальных ценностей (со всеми вытекающими), но и на этом поле получилось всё более или менее чинно, мирно, благородно. Так, например, в споре консерваторов и либералов предпочтение никому не отдаётся, несмотря на потенциальные «хотелки» западных продюсеров, наезды на религию не переходят грани (святой отец здесь порой страдает от несправедливости и насилия не меньше других), а набившей оскомину толерантности в актёрском кастинге абсолютно негде разгуляться. Но главное – сериал чётко идёт по стопам романа, не пропускает ни одного важного события, не упускает ни одной важной детали, максимально точно передавая нюансы первоисточника и следую его внутреннему ритму. По крайней мере, мы восприняли, это так.
Безусловно, никакой сериал не заменит книгу. У разной формы – разное восприятие. Также гипотетически, наверное, можно бы было сделать лучше и саму экранизацию (и то – далеко не факт), если бы, например, отдать режиссуру на откуп Алехандро Гонсалесу Иньярриту, а операторскую работу поручить Эммануэлю Любецки или Клаудио Миранде. Однако, зачем фантазировать, если нет никаких оснований быть недовольными тем, что получилось здесь и сейчас без сослагательных наклонений? Не будем слишком пафосными, если резюмируем, что первый пробный камень в попытке представить «Сто лет одиночества» в виде многосерийного фильма получился почти идеальным, за исключением, пожалуй, того, что создатели не удержались и продлили его на второй сезон (отличный зрительский приём и положительные отзывы критиков в массе своей поспособствовали), ведь при желании можно было ограничиться и одним, пусть и не на 8, а, скажем, на 10 или на 12 серий, и уж чего бы точно не хотелось – так это превращения нетленки Маркеса в очередную Санта-Барбару. Впрочем, при таких ярких впечатлениях от просмотра первого сезона, нетерпеливое ожидание продолжения становится неизбежным. А, значит, год пролетит, как всегда, незаметно, и мы вернёмся с подведением итогов амбициозного проекта уже очень скоро.
______________________________
Настоящая статья продублирована в блоге автора на сайте Кинориум.ру