Российский автомобильный рынок встретил весну 2025 года не с весенним настроением, а с тяжелым похмельем после бурного 2024-го. Цифры неумолимы: падение продаж за первый квартал почти на 45% по сравнению с прошлым годом – это не просто штиль, это серьезный штормовой сигнал. Производители, особенно наши китайские партнеры, пытаются взбодрить заскучавшего покупателя целым каскадом премьер.
Но сможет ли блеск новинок разогнать тучи, сгустившиеся над рынком? Особенно на фоне тревожного звонка: седан Kaiyi E5, еще недавно метивший в конкуренты Vesta, начали сливать по цене Lada Granta. Давайте разберемся, чем нас порадует (или попытается удивить) автопром в апреле.
Главная отечественная надежда: Lada Iskra зажигает огни
Очевидно, самая ожидаемая премьера – Lada Iskra. Старт производства намечен на 19 апреля, после чего машины начнут постепенно поступать к дилерам. Это не просто очередная модель АвтоВАЗа, а стратегически важный игрок, который должен занять нишу между бестселлером Granta и флагманом Vesta.
Построенная на адаптированной французской платформе CMF-B-LS (наследие альянса Renault-Nissan), Iskra обещает быть современнее «Гранты». Под капотом – знакомые по другим моделям Lada 1,6-литровые атмосферники мощностью 90 и 106 л.с. Младший двигатель будет работать в паре с 5-ступенчатой «механикой», старший – с 6-ступенчатой МКПП (вариатор, по слухам, появится позже, но уже китайского производства).
Главный вопрос – цена. Глава АвтоВАЗа Максим Соколов ранее озвучивал ориентир в 1,2–1,3 млн рублей за базовую версию. Если удастся удержаться в этих рамках, Iskra имеет все шансы стать народной любимицей. Но получится ли? Время покажет.
Китайский десант: от доступных кроссоверов до премиум-вэнов
Китайские бренды не сбавляют оборотов, выкатывая новинки одну за другой.
GAC GS4: битва в среднем весе
GAC решил всерьез побороться за кошельки покупателей в популярном сегменте компактных кроссоверов. Новый GS4 (цена от 3 млн руб.) метит в прямые конкуренты уже представленным на рынке Geely Atlas и достаточно популярному кроссоверу Chery Tiggo 7 Pro Max. Пока предложена однин вариант довольно богатого оснащения: турбированный ДВС (1.5, 170 л.с.), 7-ступенчатая РКПП, виртуальная приборка, камеры кругового обзора, «зимний» пакет, большой тачскрин и набор ассистентов водителя.
Серьезный минус на фоне конкурентов – отсутствие полного привода. Сможет ли богатое оснащение и привлекательный дизайн компенсировать этот недостаток?
Haval H7: брутальность с тульской пропиской
Еще один сильный игрок, но уже в сегменте D-SUV – Haval H7. Производство уже стартовало на заводе под Тулой, что дает надежду на более адекватное ценообразование и стабильность поставок. Цены объявлены: от 3,5 до 3,8 млн руб.
Своим брутальным дизайном и заявленными внедорожными возможностями (9 режимов езды, включая экспертный, блокировка заднего дифференциала) H7 бросает вызов Geely Monjaro и другим ьпопулярным кроссоверам. Похоже, Haval решил сделать ставку не только на городской комфорт, но и на уверенность вне асфальта.
Hongqi HQ9: роскошь на семи местах
Для тех, кому нужен не просто транспорт, а мобильный офис или семейный лайнер – премиальный минивэн Hongqi HQ9. Цена соответствующая – от 7,7 млн руб. За эти деньги покупатель получает огромный семиместный салон (2+2+3) с капитанскими креслами второго ряда, панорамную крышу, трехзонный климат с ионизацией, проекционный дисплей, премиальную акустику и многое другое.
Под капотом – турбомотор (2.0, 245 л.с.), работающий в паре с 8-ступенчатым «автоматом» и мягкогибридной системой (48 В). Явный конкурент набирающим популярность Voyah Dream и Toyota Alphard (ввозимым по параллельному импорту).
Exlantix ET: гибридная эстетика будущего
Суббренд Chery, Exlantix, привозит в Россию полноразмерный гибридный кроссовер ET. Это последовательный гибрид: бензиновый двигатель здесь работает только как генератор для подзарядки батареи, а колеса вращают два электромотора (по одному на ось), обеспечивая полный привод. Заявленный суммарный запас хода составляет более 1000 км.
Интерьер – царство хай-тека: большие экраны, сиденья с массажем и другими полезными функциями, премиум-аудио с 23 динамиками. Цены пока не объявлены, но, учитывая позиционирование Exlantix и цены в Китае (от ~2,18 млн руб. в пересчете по курсу на дату подготовки обзора), в России стоит ожидать цифру существенно выше. Предположительно стартовый уровень установят от 4,9 млн руб.
Omoda C7: футуризм для всех?
В скором времени ожидается дебют флагманского кроссовера Omoda C7. Эта марка известна своим выразительным эктерьером, и C7 не станет исключением. Заявлен 1,6-литровый турбомотор (вероятно, дефорсированный до налоговыгодных 150 л.с.) и 7-ступенчатый «робот».
Оснащение обещает быть богатым: огромный экран (15,6”), ко=рупныйпанорамный люк, камеры 360° и т.д. Цены – загадка на датуц подготовки обзора, но C7 должен занять место над популярным C5.
Электрификация и рабочие лошадки
Пикапы и электрокары не пользуются у нас повышенным спросом. Тем не менее китайские бреды решили представить несколько новинок и в этом сегменте.
Geely расширяет электро-горизонты: EX5
Geely продолжает электрификацию своего модельного ряда в России, представляя кроссовер EX5 (в Китае известный как Geometry E). Это не первый электрокар марки в РФ (была Geometry C), но свежая модель в актуальном сегменте.
Цены – от 4,1 до 4,4 млн руб. Предлагается передний привод, электромотор на 218 л.с. и батарея, обеспечивающая до 430 км пробега (вероятно, по циклу CLTC). В оснащении – проекция на лобовое стекло, камеры кругового обзора, адаптивный круиз-контроль.
Пикапы обновляются и умножаются
Great Wall выкатил рестайлинговый Poer. Изменения коснулись и внешности, и интерьера, и техники. Появились новые ДВС: бензиновый 2.0 (218 л.с.) и дизельный 2.4 (184 л.с.). Список опций пополнился камерами кругового обзора, цифровой приборкой и вентиляцией в креслах первого ряда. Цена – от 3,8 млн руб.
Кроме того, компания «МБ Рус» (бывшее представительство Mercedes-Benz) начала Foton Tunland одновременно в двух ипостасях: V7 (в стиле Ford F-150) и V9 (а-ля RAM 1500).
Цены кусаются: 5,25 и 5,55 млн руб. на соответствубщие модели. Оба – мягкие гибриды с турбодизелем (2.0, 150 л.с.), стартер-генератором (48 В) и 8-ступенчатым «автоматом» ZF. Привод только полный. Оснащение богатое, включая современные системы безопасности.
Тревожный звонок: распродажа Kaiyi E5 как симптом?
На фоне этого парада новинок особенно диссонирует ситуация с маркой Kaiyi. Седаны E5, которые собирают на калининградском «Автоторе», дилеры начали распродавать по шок-цене около 1,35 млн рублей за наличные. Это уровень Lada Granta в хорошей комплектации с АКПП!
Причина очевидна – катастрофически низкий спрос. Крупные дилерские сети, как «Рольф», уже отказались от сотрудничества с брендом, ссылаясь на убыточность. Распродаются и кроссоверы марки, например, X3 Pro можно найти дешевле 2 млн рублей.
Эта ситуация – яркий индикатор того, что рынок перенасыщен, а покупательская способность ограничена. Просто привезти еще одну китайскую модель уже недостаточно. Цена, репутация бренда, наличие запчастей и развитость дилерской сети выходят на первый план.
Итог: новинки есть, а спрос будет?
Апрель 2025 года действительно богат на премьеры. Производители предлагают автомобили на любой вкус и кошелек (хотя понятие «кошелек» становится все более растяжимым): от ожидаемой отечественной «Искры» до брутальных внедорожников, технологичных гибридов и роскошных вэнов. Этот «автомобильный фуршет» призван расшевелить покупателей.
Однако пример Kaiyi E5 показывает, что одного лишь факта новизны уже мало. Рынок находится под давлением высоких цен, дорогих кредитов и общей экономической неопределенности. Смогут ли апрельские дебютанты переломить негативный тренд? Возможно, Lada Iskra, если удержит заявленный ценник, и локализованный Haval H7 смогут оживить свои сегменты.
Судьба остальных во многом будет зависеть от ценовой политики, маркетинговой поддержки и готовности брендов играть «вдолгую» на непростом российском рынке. Весна покажет, кто из новичков сможет пустить корни, а кто останется лишь кратковременной вспышкой на угасающем небосклоне продаж.
Дополнительная информация:
А что вы думаете об этой ситуации? Сообщите свое мнение в комментариях.