- Лерка, как у тебя дела? Как ты одна с сыном справляешься?
- Как ушел Сашка, так и справляюсь, - улыбнулась Валерия. – Разве у меня есть выбор?
Она жила в небольшом городке, была внешне хрупкой, нежной. Но внутри у Валерии был стержень, прочный и несгибаемый. И именно он помог ей выстоять в тяжелые времена.
Сына, Андрея, она родила в 22 года. Она мечтала о карьере, о будущем, и ребенка родить попозже, но скоротечный брак и беременность приостановили ее мечты. Муж, Саша, был весел, легкомыслен, беспечен. Когда сыну исполнился год, Саша ушел, заявив:
- Тяжко мне, Лерка, я еще не нагулялся, а тут ребенок пищит, деньги надо зарабатывать. Как-то все по-стариковски.
Лера подала на развод, взыскала алименты, на этом ее ранний брак и завершился. Валерия осталась одна с годовалым ребенком на руках, с мизерными алиментами, которых едва хватало на памперсы.
Лера попросила маму и бывшую свекровь о помощи, и те по очереди сидели с внуком, когда Валерия вышла на работу. Когда Андрей пошел в садик, стало полегче. Несмотря на тотальную занятость, Валерия старалась уделять как можно больше времени сыну: читала ему сказки на ночь, водила в парк, лепила с ним снеговиков зимой и строила замки из песка летом.
Андрей уже ходил в школу, когда в жизни Валерии появился Иван. Познакомились они внезапно: у Валерии спустило колесо у автомобиля, прямо на дороге, и она растерянно ходила вокруг, не зная, что делать. Иван остановился, поставил запаску, они доехали до автомастерской, где нашли прокол шины, все исправили.
Они стали встречаться. Иван был совершенно другим человеком, чем первый муж Валерии - Александр. Валерию подкупила его забота о ней и Андрее, какая-то надежность. Он искренне полюбил Валерию, подружился с Андреем, и готов был стать для мальчика настоящим отцом.
После нескольких месяцев ухаживаний, Иван сделал Валерии предложение. Свадьба была скромной, но очень теплой и душевной. Андрей воспринял отчима очень хорошо, радовался за маму.
Иван действительно много занимался с Андреем, водил его в школу, помогал с уроками, играл с ним в футбол. Вскоре мальчик спросил:
- Можно я буду называть тебя папой?
Иван был горд этим, растрогался даже. Валерии казалось, что все плохое осталось позади, и впереди их ждет только счастливое будущее.
Но все в жизни меняется. Александр, биологический отец Андрея, встречался с мальчиком два раза в год: на день рождения и на Новый год. Он привозил какую-нибудь дешевую игрушку, обещал звонить, встречаться, как только будет время. и пропадал до следующей даты.
Валерия старалась не говорить плохо об Александре, чтобы не расстраивать сына. А вскоре у Андрея появились фразы:
- Если бы ты, мама, не вышла замуж, вы бы помирились с папой. И он бы постоянно был рядом.
Откуда у него в голове это взялось? Валерия не могла этого понять, Александр точно ничего такого не внушал сыну, бабушки тоже.
Она объяснила, что они с его папой расстались навсегда, и она с Иваном встретилась намного позже. Но Андрей ее словно не слышал.
У Андрея все чаще стало прорываться раздражение. И вот, оно стало выливаться в конфликт. Иван, по просьбе мальчик, почти подростка, помогал ему с заданием по алгебре:
- Ну, давай еще раз, – терпеливо произнес Иван, поправляя очки на переносице. – Смотри, если …
- Хватит! Надоело мне! Я и без тебя разберусь! Отстань от меня!
Иван опешил. Андрей сам попросил о помощи, и тут такая грубость
- Андрей, что случилось? Ты сам попросил о помощи. Или я что-то не так сказал? Обидел тебя?
- Помочь? Ты мне не отец! Ты вообще никто! Просто пришел и все испортил! Ненавижу тебя. Ты отнял у меня настоящего отца. Если бы не ты, мама с папой бы жили вместе.
Иван молчал, не зная, что сказать.
- Андрей, я не разрушал их отношения, они уже тогда не общались, когда мы познакомились.
- Уходи! Я не хочу тебя видеть!
Иван молча поднялся и вышел из комнаты. С этого дня отношения между Иваном и Андреем испортились, мальчик стал избегать общения с ним
Валерия видела всю эту ситуацию, разговаривала с Андреем, но все было напрасно, мальчику словно «шлея под хвост попала».
Когда Андрею исполнилось 18 лет, конфликты в доме не прекратились, парень стал еще требовательнее, и даже заявлял:
- Живешь с ним? Вот пусть он мне платит.
Иван сжал зубы:
- Помогать буду, пока учится. Не будет учиться, не буду содержать.
Андрей получил диплом, работать не спешил, тут и мама у Валерии ушла в мир иной, оставив квартиру внуку. Иван сказал:
- В моем доме я не хочу больше терпеть хамство и неуважение. У него есть профессия и квартира.
Андрей выселился, первое время Валерия продолжала содержать оболтуса, но Иван стал ругаться:
- Ты понимаешь, что только хуже делаешь? Он же вообще ничего не хочет. В голове гулянки и развлечения.
- Он в отца, - вздохнула Лера.
- Пора взрослеть, жить самостоятельно.
Валерия перестала содержать Андрея:
- Полгода я еще помогаю тебе – оплачиваю коммуналку в квартире, раз в неделю привожу продукты, денег давать не буду.
- Что, этот настроил?
- Нет, ты уже вырос, профессия в руках есть. В твои годы я работала и тебя растила, а ты до пенсии готов с меня деньги тянуть? И про Ивана: он не этот, а человек, за чей счет ты вырос. Яне думала, что ты настолько неблагодарен.
- Меня бы и отец вырастил.
- Что-то твой отец не разбежался тебе помогать, ты уже немаленький, чтобы понимать это. Если ты до сих пор веришь в сказочку про папу-разведчика или космонавта, то ты просто глуп.
Лера выполнила свое обещание, Андрей устроился на работу, с мамой общался, но в гости не приходил.
Иван смирился, да и Валерия не особо настаивала. Первая жена сына, с которой он развелся, когда внуку было три года, была в отличных отношениях и с Валерией, и с Иваном, на выходные отправляла к ним внука, да и на неделе могла попросить о помощи. Вторая невестка была посдержанней, но тоже привозила внучку.
Валерии не стало, она болела уже перед уходом за грань. Иван был безутешен, похоронил любимую супругу, с которой прожил вместе много лет. Когда он пришел к нотариусу, то узнал, что Андрей уже на второй день после смерти матери примчался и написал заявление на наследство.
Иван спокойно сказал:
- В браке куплена квартира, машина, дача. Все зарегистрировано на меня.
- Второй наследник говорил, что две квартиры.
- Нет, одна. А та, в которой мы жили – моя личная, добрачная. Вот свидетельство о браке, дата, вот дата регистрации права собственности.
- Супружескую долю выделять будете?
- Конечно, буду.
Андрей вышел в суд, было еще имущество, которое значилось на Иване, в том числе оружие, и все имущество поделил.
Иван стал собственником ¾ совместно нажитого с Валерией имущества, Андрею досталась ¼ доля, хотя пасынок хотел как минимум половину.
- Куда тебе столько? С собой заберешь на тот свет?
- Я еще и на этом поживу. А кому оставить имущество, решу сам, тебя спрашивать не буду.
Но основной спор произошел из-за денег на пенсионном накопительном счете Ивана.
- Накопил он на этом счету деньги в браке, значит, мне четверть должен отдать.
Суд в этом Андрею отказал:
…находящиеся на пенсионном счете накопительной пенсии пенсионные накопления ответчика … не относятся к имуществу, нажитому супругами во время брака, не подлежат разделу, доля умершей …в данных накоплениях отсутствует.
Андрей возмущённо обжаловал этот момент:
- Суд все неверно решил. Раз деньги – должны делиться. И вообще, суд не предпринял мер помирить нас, ничего для этого не сделал. А еще назначали экспертизу для оценки оружия, и оставили его Ивану, отдав мне деньгами. Мы могли договориться и без экспертизы.
Суд доводы жалобы отклонив, посчитав, что не имеет жалоба отношения к делу.
Андрею последняя жена сказала:
- Лопух ты, Андрей. Иван тебя растил, любил, а ты вдруг возжелал чего-то от твоего никакущего биопапы. В результате сейчас доля, а все имущество уйдет другим, тебе точно не достанется. А мог бы как сыр в масле кататься.
*имена взяты произвольно, совпадения событий случайны. Юридическая часть взята из:
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2024 N 88-11316/2024 по делу N 2-69/2024